Разработка урока : Русалочка


Тема урока: Сказка Г.Х. Андерсена "Русалочка"
Тип урока: урок получения новых знаний
Цели: Совершенствовать групповые формы работы, навык беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения, развивать   монологическую речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность, умение высказывать свои мысли, обогащать словарный запас, развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы, воспитывать чувство самоотверженной, сердечной привязанности к людям, готовность прийти на помощь, положительные качества в  процессе работы в парах, группах.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
1)Умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
2)Умение осуществлять логическое действие «синтез».
3)Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным /самостоятельно выбранным критериям.
4)Умение осуществлять логическое действие  « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
5)Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
6)Умение устанавливать аналогии.
7)Умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.
8)Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)
9)Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение)
10)Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
11)Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
12)Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов /процессов для решения задач.
13)Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями,  систематизировать и обобщать  понятия.
14)Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
15)Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
16)Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
17)Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием. Регулятивные УУД
1)Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
2)Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
3)Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
4)Умение планировать последовательность  учебных действий в соответствии поставленной задачей
5)Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
6)Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
7)Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
8)Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху. Коммуникативные УУД
1)Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
2)Умение формулировать точку зрения
3)Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)
4)Умение задавать вопросы для получения от партнера по  коммуникации необходимые сведения
5)Умение определить общую цель и пути её достижения
6)Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации
7)Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности
8)Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
9)Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
Ход урока
Мотивационный этап
В класс пришёл – не хмурь лица,
Будь весёлым до конца!
Ты не зритель и не гость
А программы нашей гвоздь!
Не ленитесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!
А закон у нас такой –
Все в учёбу с головой!
А я желаю вам, чтобы ваша речь на уроке должна быть:
Обдуманной
Последовательной
Содержательной
Четкой
Правильной
В меру эмоциональнойВ меру быстройII. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Ребята, в каждой сказке есть загадка. И чтобы понять какую сказку мы будем изучать сегодня, отгадайте загадки.
Волны катит на простореК берегам песчаным …(море)
- Молодцы! Посмотрите, какое у меня море. Что – то здесь не хватает. Отгадайте что.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба.)
- Разместим рыбок в нашем море.
Ветру, чайкам тихо вторя,
Волны шепчутся прибоя -
Приложи её лишь к ушку!
Море спряталось в / Ракушку /!
- разложим ракушки.
Его найти желает каждый,Кто слышал про него однажды.Найти его (как был бы рад) -Большой сундук, в котором … (КЛАД).
- Вот и наш сундук с сокровищами.
По волнам дворец плывет,На себе людей везет.(Корабль)
Поставим корабль.
- Ребята, посмотрите что у нас получилось? О чем будет говорится в сказке?
А как будет она называться вы узнаете сложив буквы. (Русалочка)
- Какие цели и задачи вы поставите для себя на данном уроке?
III. Актуализация знаний
 Работать на уроке вы будете с индивидуальными оценочными листами.
- Как должна быть построена работа,  чтобы был качественный результат?
Оценивание этапов работы - наклейки разных цветов.
- Ребята, а вы знаете кто автор сказки «Русалочка»? Что вы можете о нем рассказать? (Сообщение об авторе Коваленко Инна)
Какие еще сказки Г.Х. Андерсена вы знаете? Посмотрите на экран. Давайте назовем сказки, которые написал Андерсен.
Знаете есть много интересных фактов об Андерсене и я хочу вам о них рассказать.
У Андерсена есть автограф А.С.Пушкина
Сказку Г.Х.Андерсена «Новое платье короля»
разместил в своем первом букваре Л.Н.Толстой.
У Андерсена есть сказка про Исаака Ньютона
Г.Х.Андерсен злился, когда его называли детским писателем. Он всегда говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. По этой же причине он приказал, чтобы на его памятнике, где первоначально его должны были окружать дети, не было ни одного ребенка.
Название сказки «Оле Лукойе» переводится как «Оле,
Закрой глазки».
Датчане свято берегут память о славном сказочнике. В столице государства, городе Копенгагене, есть памятник Х.К.Андерсену. А на камне возле берега реки примостилась бронзовая Русалочка, героиня одной из сказок писателя.
Итак, первый этап урока – знакомство с биографией сказочника мы закончили . Посмотрите в оценочный лист. Какое у нас первое задание?
Ответьте на него. Что у вас получилось. Выберите соответствующую наклейку.
Я предлагаю вам составить первый вопрос для викторины, которую мы проведем в конце урока
4. Изучение нового материала
Кто главная героиня сказки? Что вы знаете о русалках? Посмотрите на экран. В разных странах русалку называют по –разному. Рисуем словесный портрет русалки. Народное поверье гласило, что русалка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. Сегодня мы узнаем, как Андерсен решает судьбу своей героини. Обретет ли она бессмертную душу?
- Чтение отрывков сказки.
Послушаем отрывок из сказки, в котором описывается красота подводного мира.(прослушивание аудио записи отрывка из сказки «Русалочка»)
Какие средства выразительности применяет автор, чтобы описать подводный мир. Прочтите эти строки. Ребята, а сейчас запишите второй вопрос для викторины.
Найдите и прочитайте отрывок из сказки, где говорится о морском царе и русалочке.
-Что отличало русалочку от сестер. Почему русалочке хотелось подняться на поверхность?
Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность?
На этот вопрос мы ответим в оценочном листе, выбрав правильный ответ. Оценивание наклейками. Запишите третий вопрос викторины.
Физминутка «Прогулка Русалочки»
Глазки устали?
Я предлагаю вам отдохнуть.
Найдите отрывок из сказки, в котором говориться о встрече русалочки и принца.
Почему она решила спасти принца?
Молодцы, запишите четвертый вопрос викторины.
5. Закрепление полученных знаний, подведение итогов
На протяжении всего урока мы составляли вопросы для викторины. Давайте на них ответим.
Ребята, посмотрите на оценочный лист. Все ли у вас получилось?
6. Рефлексия
Ребята, я знаю, что многие читали эту сказку на летних каникулах. Сейчас я предлагаю составить диафильм. А кто знает, что это такое?
Чтение значения слова.
Диафильм- расположенные в определенной последовательности фотографические изображения на кинопленке, обычно объединенные общей темой.
На доске рисунки эпизодов из сказки. Выбираем рисунок и текст к нему.
Скажите, кто знает, чем закончилась сказка? Я предлагаю пофантазировать и предложить свое окончание сказки. Давайте посмотрим и прочтем что у нас получилось.
7. Домашнее задание
Прочитать стр.71-74, нарисовать словесные картины подводного мира.