Презентация Интерактивные плакаты по русскому языку (5 класс)


Интерактивные плакатыпо русскому языку для обучающихся 5 класса Алфимова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Курбакинская СОШ» Железногорского района Курской области словообразованиеморфемикаморфологияорфографияпунктуациясинтаксисфонетикалексикаРАЗДЕЛЫ науки о языкеЯЗЫКОЗНАНиЕ



Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.М. ГорькийЕДИНИЦЫ ЯЗЫКАморфемаформа словасловословосочетаниепредложениеРоль - общение





ФОРМЫ РЕЧИУСТНАЯПИСЬМЕННАЯтонтемптембртихийгромкийнормальный……….медленныйбыстрыйнормальный………..приятный неприятный резкий ………..Размер букв.Форма букв.Цвет.Пропуски между строками.Подчёркивание.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y


ТИПЫ РЕЧИОПИСАНИЕПОВЕСТВОВАНИЕРАССУЖДЕНИЕместасостояния(человека, среды)предметао действияхо событияхобъяснениеразмышлениеКомпозиционная схема1. Общее впечатление от предмета речи.2. Признаки предмета речи.3. Оценка предмета речи.Начало события.Развитие события.Кульминационный момент.Конец события Тезис (основная мысль)Аргументы.Выводы.какое(-ов)?чтопроизошло?почему?













СТИЛИ РЕЧИнаучныйхудожественныйразговорныйГде встречается?Учебники, справочники,энциклопедииХудожественные произведенияНепринуждённая беседаЦелиСообщить факты, мыслиНарисовать картину словамиПоделиться мыслями, чувствамиФункцииСообщениеВоздействиеОбщениеОсновные чертыТочность логичность чёткостьОбразность живописность Живость непринуждённость











Признаки текстаТематическое единствоСмысловая цельностьТемаОсновная мысльразвёрнутостьпоследовательность(композиция)завершённость(зачин, средняя часть, концовка)связностьцепнаясвязьпараллельная1231234










СЛОВОСОЧЕТАНИЕглавноезависимоепо смыслу грамматическиххновая тетрадьКакая?сущ.прилаг.хидёт быстроглаг.нареч.Как?очень хорошонареч.нареч.Как?хИМЕННОЕГЛАГОЛЬНОЕНАРЕЧНОЕНе являются словосочетанием грамматическая основа, однородные члены





ПРЕДЛОЖЕНИЕГрамматическая основаКто? Что?Выражается существительным местоимением ………………….ПРЕДМЕТ ЛИЦО ПОНЯТИЕСКАЗУЕМОЕ действиесостояниепризнакВыражается глаголомсуществительным……………………..Что делает?Что делал?Что будет делать?Каков предмет? Кто он такой? Что он такое? …….Предмета в настоящем, прошедшем, будущем








Лексика - словарный состав языкаЛексика изучается в специальном разделе науки о языке - лексикологииЗНАЧЕНИЕ СЛОВлексическоеграмматическоепрямоепереносноечитал – глагол, пр. вр., м. р., ед. ч.словаоднозначные - терминымногозначныешляпкаморе пшеницыголубое море


ppt_y






ЛЕКСИКАсиноманткрасный - алыйбор – бор день - ночьОДНА ЧАСТЬ РЕЧИ




Приставки. Назовите группы приставок Приведите примеры приставок, относящихся к разным группам{FABFCF23-3B69-468F-B69F-88F6DE6A72F2}Приставки, которые всегда пишутся одинаковоПриставки, оканчивающиеся на з-, с-Приставки пре-, при-с- , перед-, пере-,в-, об-, под-, от-, о-,до-, про-, за-, на-, по- и другиераз-/рас-без-/бес-из-/ис-вз-/вс-воз-/вос-низ-/нис-пре-при-От чего зависит правописание приставок второй и третьей групп?От последующей согласной буквыОт значения приставки



Гласные в корне словаНа какие две группы можно разделить гласные в корне слова?Не изменяемые на письмеИзменяемые (чередующиеся) на письмеКак делятся гласные, которые не изменяются на письме?Проверяемые ударением в родственных словахНепроверяемые (смотри в орфографический словарь)





От чего зависит правописание гласной в корнях с чередованием?от ударенияот согласной (-ых) стоящей (-их) на конце корняот следующего за корнем суффиксаНазовите корни, в которых правописание гласной зависит от ударения.Назовите корни, в которых правописание гласной зависит от согласной (-ых) на конце корня.Назовите корни, в которых правописание гласной зависит от следующего за корнем суффикса.гор-/гар-зор-/зар-раст-(ращ-)/рос-; лаг-/лож-бер-/бир-, дер-/дир-,мер-/мир-,пер-/пир-,тер-/тир-, блест-/блист-, жег-/жиг-,стел-/стил-Корни с чередованием




Гласные звукиГласные звукиголосаоыиуэеёюя2 звукаэоуаВ начале слова: ясень.После гласных: поел.После ъ,ь: вьюга
rrrrrr


Согласные звукиБ П В Ф Г К Д Т З С Х Л М Н РБ‘П ‘В' Ф' Г 'К' Д 'Т' З' С' Х' Л' М' Н' Р' Ж Ш ЦЧ' Й' Щ' Б В Г Д Ж ЗП Ф К Т Ш СЙ Л М Н Р ……………….. Х Ц Ч Ш Голос и шумТв.Мяг.
ppt_y



Буквы и – ы после ц -ция конституция цифра 5 исключенийцыган, цыплёнок …улицысестрицын




ppt_y
ppt_y
БУКВЫ 0 – Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХПосле ж, ч, ш, щслышимпишемёНо! Крыжовник, шорох, шов, капюшон. Шофёр, шоссе, шоколад … (заимствован.)шёлк Врачом , дружок
ppt_y
ppt_y




БУКВЫ Е И И В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ-И (ы)13дпЕ12дЛюбовь к Родине (1 скл. Д. п.)Дороже жизни (3 скл. Р. п.)Ж. –М. –ср. -Ед. ч.ЯЙЕИ и Р.Р.Д.о Марии в санаториив здании







БУКВЫ Е - И В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ{35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA}1 скл.2 скл.3 скл.-ия-ий-иеР-и (-ы)-и-иД-е-и-иП-е-е-и-и-и-и Диалог - разговорреплика ,, _П. И. Чайковского спросили: Что такое вдохновение?- Это такая гостья, которая не любит посещать ленивых, - ответил композитор.1. А: «П». 4. «П», - а.2. А: «П ?» 5. «П?» – а.3. А: «П!» 6. «П!» –а.Прямая речь




Обращение Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. , , !Им. пад.Мамочка, доброе утро!Чл. предл.БЫВАЕТ Одушевлёенное Не 1. Толя, спасибо за книгу!2. Лето! Мы ждём тебя с нетерпением. Распространённое Не Доброе утро, дорогая мамочка!Ребята, где вы отдыхали?УПОТРЕБЛЕНИЕ в устной,письменнойРЕЧИ