Диагностика сформированности личностных ууд в рамках ФГОС (1-4 классы)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 им. К. Минина»
г. Балахна Нижегородская обл


Выполнила учитель
начальных классов
Конова Светлана Васильевна
Высшая категория

Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий в рамках ФГОС
(1-4 классы)
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к результатам образования: предметным, метапредметным и личностным.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него.
нравственно-этического оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня
В начале школьного обучения личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение – значит осознание ребенка себя учеником, учитель – это не мама, а ведущий вид деятельности – учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка. Смыслообразование в начальной школе – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения). Ребенок начинает понимать и осознавать «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события.
        Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.)
Для того, чтобы более успешно формировать личностные УУД необходимо видеть в ребенке разные стороны его личности – не только недостатки, но и имеющиеся положительные качества.
Но прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учётом формирования УУД, необходимо выявить уровень сформированности УУД у младших школьников.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?
А Нравится
Б Не очень нравится
В Не нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б Не знаю
В Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
Б Не знаю
В Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А Нет
Б Иногда
В Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда

Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов

Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация
на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.

Тест «Лесенка».
Цель: определение уровня сформированности общей самооценки.
Детям предлагается нарисовать на листе бумаги лесенку из семи ступенек, прослушать комментарий учителя:
-На верхней ступеньке располагаются хорошие дети, чем ниже – тем хуже, а внизу – плохие дети.
-Куда ты поставишь себя? Напиши на выбранной ступеньке букву Я.
-Как ты думаешь, куда бы тебя поставила мама? Напиши на этой ступеньке букву М.
Обработка данных.
Результаты заносятся в таблицу, например, следующим образом:
№/№
Ф.И. учащегося
Порядковый номер ступени
Самооценка



Я
М
Заниженная
Адекватная
Завышенная


3
5

+


Вывод по адекватности самооценки делается на основании следующих критериев:
Адекватная – порядковый номер ступени Я - №№3 – 5, М - №№ 4 – 5;
Завышенная – Я – №№ 6 – 7, м – №7;
Заниженная – Я – №№ 1 – 2, М - №№ 1 - 3
Диагностика «Цветопись»
(модифицированный вариант цветного теста Люшера)

Цель:
Выявление понимания нравственных категорий
Выявление форсированности отношения учащихся к окружающим людям

Детям предлагается на листе для рисования наложить мазками «любимые» и «нелюбимые» цвета после объяснения учителя: «Мои любимые цвета – это те цвета, которыми я обозначаю то, что люблю, что мне нравится, что меня радует. «Нелюбимыми» цветами я изображаю то, что мне не нравится, когда мне плохо, или что-то не хочется делать».
Затем дети переворачивают лист бумаги. Он разделен на восемь секторов с надписями мама, папа, я, школа, учитель, одноклассники, урок, радость. Каждый из секторов ребенок закрашивает красками, используя «любимые» и «нелюбимые» цвета.

Обработка данных.
Результаты заносятся в таблицу

Ф.И.
Мама
Папа
Я
Школа
Учитель
Одноклас.
Урок
Радость
Итог














Условные обозначения
+ - положительное отношение («любимые цвета»)
- - отрицательное отношения («нелюбимые цвета»)
+ - сложные отношения (смешение цветов)

На основе анализа результатов выделяются три основных уровня отношения учащихся к окружающим людям:

Высокий уровень – положительное отношение
Средний уровень – сочетание положительных и сложных отношений
Низкий уровень – отрицательное отношение

В индивидуальной беседе с ребенком выясняется его отношение к школе.

Методика «Наши отношения»
(составлена на основе книги: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988)
2-3 класс
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход изучения.
Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности, или наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:
1. Наш класс очень дружный и сплоченный
2. Наш класс дружный
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений









Конова Светлана Васильевна МБОУ «СОШ №6 им. К. Минина» г. Балахна Нижегородской обл.




15