использование ментальных карт при проведении занятия

Открытое заключительное занятие по МДК01.01 Организация, принципы построения и функционирования компьютерных сетей проводилось с использованием ментальных карт.
Предварительно были определены 4 базовые темы из пройденного материала, а студенты разбиты на 4 группы. На одном из предыдущих занятий были даны основные понятия в области создания ментальных карт.
В качестве домашнего задания каждой группе было предложено повторить полученную тему, подготовить ответ на ключевой вопрос темы, попытаться создать ментальную карту по данной теме, а также придумать свои вопросы. Из полученных от студентов вопросов я выбрала наиболее удачные, добавила к ним свои вопросы и сгруппировала их по темам (вопросы приведены ниже вместе с темами).
Кроме этого, на открытое занятие студенты должны были принести лист ватмана и набор фломастеров.
Во время занятия каждая группа студентов являлась знатоками своей темы. На подготовленные вопросы отвечали студенты остальных групп. В случае затруднения знатоки или преподаватель приходили им на помощь.
Но вначале студенты каждой из микрогрупп объединили свои усилия для составления единой, наиболее удачной карты от группы. Потом, в порядке обсуждения тем, каждая группа делегировала докладчика по карте. С моей помощью были разобраны достоинства и недостатки созданных карт, после чего студенты отвечали на предложенные мною вопросы.
В конце занятия была проведена его рефлексия.

1 тема: Многообразие линий связи. Чем обуславливается их выбор для конкретного места, конкретного объекта?
Вопросы:
- какой физический процесс позволяет передавать информацию в компьютерных сетях?
- какие виды физических сред для передачи сигнала вы знаете?
- что явилось причиной для вытеснения коаксиального кабеля и замены на витую пару?
- как передается информация в дуплексных линиях связи? (полудуплексных, симплексных).
- как зависит скорость передачи данных от номера категории для витой пары?
- как называются разъемы для работы с витой парой?
- сколько контактов имеет разъем RJ-45?
- наиболее популярный тип витой пары?
- выберите из перечня: в основном в локальных сетях используются (линии спутниковой связи, аналоговая связь, цифровые линии связи, линии телефонной связи).
- что такое система GSM?
- охарактеризуйте спецификацию Bluetooth.

2 тема: Почему возникла необходимость в создании протоколов для компьютерных сетей? Какую роль они играют?
Вопросы:
- какие уровни модели OSI вы знаете?
- какие протоколы компьютерных сетей вам наиболее известны?
- какие почтовые протоколы вы знаете?
- что обеспечивает стек протоколов TCP/IP?
- назовите протокол для передачи гипертекста. На каком уровне он работает?
- какой уровень прокладывает путь через сеть?
- какой уровень обеспечивает обнаружение и исправление ошибок?

3 тема: Какие типы адресов для идентификации сетевых интерфейсов вы знаете? Чем обусловлено их появление? В чем различие?
Вопросы:
- в чем состоит отличие процедур назначения аппаратных и сетевых адресов?
- в какой системе счисления и как записывается MAC-адрес?
- в какой системе счисления и как записывается IP-адрес?
- какое максимальное число можно записать в каждое из чисел IP-адреса?
- какие классы адресов используются в протоколе TCP/IP?
- в сетях каких классов IP-адресов только 254 узла? Почему 254, а не 256?
- какие сети получают адреса класса А? В? С?
- где могут использоваться адреса класса Д? Чем это обусловлено?
- каково назначение маски подсети. Приведите пример ее использования.
- поясните назначение адреса     127.0.0.1
- какая служба устанавливает соответствие между символьными и IP-адресами?

4 тема: Какие виды сетевого оборудования используются в локальных сетях? Какие – в глобальных? Чем это обусловлено?
Вопросы:
- для чего предназначен модем?
- сколько модемов надо, чтобы соединить 2 ПК по телефонным линиям связи?
- каково назначение сетевых карт?
- переведите на русский язык названия хаб, свитч, роутер;
- сколько IP-адресов может иметь маршрутизатор? От чего это зависит?
- как называется оборудование, используемое пакетом Триколор?
- в чем различие ресивера и трансивера?
- какое оборудование относится к средствам соединения линий передачи с сетевым оборудованием?
- какое оборудование относится к средствам повышения емкости линий передачи?
- какое оборудование относится к средствам увеличения дистанции передачи данных?


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ


Основные пункты карты
Содержание

1
ФИО преподавателя


2
Наименование дисциплины
МДК01.01 Организация, принципы построения и функционирования компьютерных сетей

3
Группа


4
Дата проведения


5
Номер и тема занятия
Систематизация знаний

6
Цель занятия
Помочь студентам систематизировать и закрепить учебный материал дисциплины с использованием ментальных карт

7
Задачи (образовательные, развивающие, воспитывающие)
Способствовать закреплению учебного материала;
Способствовать развитию технического мышления, умению сравнивать и анализировать, самостоятельно подбирать необходимую для профессиональной деятельности информацию;
Способствовать выработке чувства ответственности при работе в группе, формированию культуры общения;


8
Тип занятия
обобщение и систематизация знаний

9
Вид занятия
урок на основе работы микрогрупп

10
Методы обучения
интерактивный

11
Формы организации
Групповая деятельность

12
Формируемые компетенции
ОК1-ОК9, ПК1.2-ПК1.3

13
Учебно-методическое оснащение занятия
Максимов Н.В., Попов И.И. Компьютерные сети: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.

14





Структура и содержание занятия

Этапы занятия
Длительность этапа (мин)
Планируемые результаты
Критерии и способ оценки
Содержание деятельности преподавателя
Содержание деятельности студента

Орг. Момент
3





Мотивация учебной деятельности: сообщение темы занятия, целей занятия
7





Составление ментальных карт по ранее предложенной теме дисциплины
15
Систематизация материала по заданной теме
Оценка карты, созданной группой
консультация при составлении карты
Создание ментальной карты по предложенной теме

Обсуждение
1 темы
15
Закрепление материала и выявление неусвоенных деталей
Оценка ответов студентов
Помощь при затруднениях с ответами
Обсуждение карты, созданной 1 группой.
Ответы студентов на заранее подготовленные вопросы 1 группы

Обсуждение
2 темы
15
Закрепление материала и выявление неусвоенных деталей
Оценка ответов студентов
Помощь при затруднениях с ответами
Обсуждение карты, созданной 2 группой.
Ответы студентов на заранее подготовленные вопросы 2 группы

Обсуждение
3 темы
15
Закрепление материала и выявление неусвоенных деталей
Оценка ответов студентов
Помощь при затруднениях с ответами
Обсуждение карты, созданной 3 группой.
Ответы студентов на заранее подготовленные вопросы 3 группы

Обсуждение
4 темы
15
Закрепление материала и выявление неусвоенных деталей
Оценка ответов студентов
Помощь при затруднениях с ответами
Обсуждение карты, созданной 4 группой.
Ответы студентов на заранее подготовленные вопросы 4 группы

Подведение итогов занятия
5

рефлексия
Помощь при затруднении оценки занятия
Обдумывание рефлексии



15