Проверочная работа по окружающему миру. Наблюдение небесных явлений.

Окружающий мир – 4 класс
Проверочная работа по теме «Наблюдение небесных явлений»
Имя, фамилия ________________________
№1 Рассмотри схему взаимного вращения Солнца и Земли.



Подчеркни утверждение, которое нельзя прочитать по схеме:
- Солнце – это звезда, а Земля – планета;
- Масса Солнца в 300 000 раз больше массы Земли;
- Размеры Солнца так велики, что внутри него поместилась бы Земля с вращающейся вокруг нее Луной.
№ 1 Масса Солнца значительно больше массы Земли. Почему же Луна вращается вокруг Земли, а не вокруг Солнца? Запиши свое предположение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2Перечисли планеты в порядке удаления от Солнца.
_____________________________________________________________________________
№ 2 Запиши определения.
Звезды – __________________________________________________________________
Комета – __________________________________________________________________
Планеты - ____________________________________________________________________
Астероиды - __________________________________________________________________
№3 На картинках нарисованы 4 предмета. Один из них лишний. Как ты думаешь, какой? Почему?


Земля Луна Солнце Сатурн
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№3
Наиболее слабо светящиеся звезды, которые способен различить невооруженный глаз на ночном небе в безлунную ночь, принято считать звездами 6-ой звездной величины. 20 самых ярких звезд на небе считаются звездами 1-й величины. У звезды Антарес в созвездии Скорпиона – 1-я звездная величина. У звезды Алиот – одной из наиболее ярких звезд ковша Большой Медведицы – 2-я звездная величина. О чем это говорит? Отметь нужное.
Звезда Антарес крупнее звезды Алиот.
Звезда Алиот дальше от нас, чем звезда Антарес.
Звезда Антарес ярче звезды Алиот на ночном небе.
Звезда Антарес ярче звезды Алиот в 2 раза.
№4 В телескоп Луну можно разглядеть лучше, чем невооружённым глазом. Рассмотри фотографию и отметь верные наблюдения.
А) На поверхности видны тёмные пятна
Б) Луна вся светится
В) Все тёмные пятна одинакового размера
Г) Часть Луны освещена
№4 Первоклассница Маша посмотрела в телескоп на Луну. Что Маша увидела, а что предположила? Отметь только то, что можно увидеть.
А) Тёмные пятна на поверхности – это следы от метеоритов
Б) Поверхность Луны освещена неравномерно
В) Луна – спутник Земли
Г) Тёмные пятна на поверхности разные по размеру и форме
№ 5 В таблице приведены характеристики планет системы Кошачий глаз.
Планета
Диаметр планеты
(км)
Расстояние планеты от звезды
(млн. км)
Время обращения планеты вокруг звезды (земные сутки)

Старый Кот
4800
120
88

Кыся
6800
500
687

Мурка
12100
230
224

Барсик
12700
300
370



На рисунке показаны орбиты планет системы Кошачий глаз. Подпиши названия планет.






№ 5 Недавно ученые открыли в системе Кошачий глаз новую планету и назвали ее «Котенок». Им удалось вычислить время обращения Котенка вокруг Светила. Оно составляет примерно 160 земных суток. Покажи на рисунке (см. задание №9) орбиту Котенка.
№ 6 Прочитай текст. Озаглавь его.
«______________________________________________»
Солнце – это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца – 20 млн. градусов. Нам кажется, что Солнце – маленький кружочек. Это потому, что оно находится от Земли на очень большом расстоянии. На самом деле Солнце огромное. Оно в 109 раз больше Земли. Солнце – шар великан. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошинкой.
От Земли до Солнца 150 млн. км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.
Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.
Солнце – это ближайшая к Земле звезда, это центр Солнечной системы. Наша планета Земля – одна из восьми планет Солнечной системы.
№ 6 Изобрази информацию, описанную в тексте (см. задание №11), в виде рисунка-схемы.






Оценочный лист проверочный работы «Наблюдение за небесными телами»
Проверяемые умения
№ задания
Оценка
ученика
Оценка
учителя

Устанавливать причинную связь между наблюдаемыми объектами
1.1




1.2



Характеризовать небесные тела
2.1




2.2



Классифицировать объекты
3.1




3.2



Описывать признаки объекта по изображению
4.1




4.2



Работать с данными, представленными в разной форме
5.1




5.2



Работать с научным текстом
6.1




6.2








Солнце

Земля



15