Использование метода проектов при закреплении нового материала при изучении английского языка в начальной школе (Project: Kinds of dwellings, учебник Spotlight, 3 класс)

Использование метода проектов при закреплении нового материала при изучении английского языка в начальной школе
(Project: Kinds of dwellings, учебник "Spotlight", 3 класс).
Рябинина Н.В.

Рябинина Наталья Владимировна - учитель английского языка ,
МБОУ СОШ № 6, г.Симферополь
Аннотация: в статье представлены этапы работы над проектом по английскому языку для обучающихся 3 класса на тему: Kinds of dwellings.
Ключевые слова: метод проектов, реализация ФГОС, транслитерация, проект-кроссворд.

Современное образование в России перешло на ФГОС второго поколения, что является принципиально новым для современной школы направлением. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет задачи современной школы, и главной задачей становится воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течении всей своей жизни. Данные навыки начинают формироваться на школьной скамье. Именно поэтому обучение в школе строится так, чтобы впоследствии выпускники могли самостоятельно ставить перед собой и реализовывать выполненные цели, умели реагировать на различные жизненные ситуации. Но как достичь таких результатов? [5] Предполагается, что вся учебная деятельность будет строиться на основе деятельностного подхода. Следует заметить, что работа в деятельностном подходе невозможна без вариативности образовательных процессов, в следствии чего появляются инновационные педагогические технологии, которые требуют широкой практики применения и последующего осмысления полученных результатов. [2]
При изучении английского языка наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Именно он предоставляет возможность создать на уроке творческую атмосферу, где все обучающиеся включены и вовлечены в активный познавательный и продуктивный процесс. Методика проектного обучения уже достаточно широко распространена для использования при обобщении или закреплении материала, что является чрезвычайно актуальным на данном этапе реализации ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных и творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве и развитие критического мышления.
По характеру доминирующей в проекте деятельности в данной статье представлен пример информативно-творческого проекта.
В моём понимании работа над проектом - это, в первую очередь, творческая деятельность обучающегося, соответствующая его возможностям, с учётом требований предъявляемых государственным стандартом. Однако, как же стимулировать и сформировать положительную мотивацию у обучающегося? Для этого необходимо создать условия полного раскрытия потенциала обучающихся, развивать их познавательные интересы.
Пока мои обучающиеся ещё в начальной школе мы выполняем мини-проекты: рисуем плакаты, оформляем открытки, делаем кроссворды. В течении всего урока мы проходим все этапы организации проектов: от планирования работы над проектом и до завершающего этапа - защиты проекта.
С чего же началась работа над данным проектом "Kinds of dwellings"?
1) С работы с учебником "Spotlight. 3 класс.": Unit 11А "Grandma! Grandpa!", Unit 12 A "My home!" и Spotlight on the UK "British Homes". [1]
2) Когда обучающиеся овладели лексикой по данной теме, я обратила их внимание на слово "cottage" и спросила о русском эквиваленте данного слова. Таким образом у нас получилась первая пара слов: коттедж - cottage. [1, с.101]
3) Дальше на экране мультимедийной доски были представлены незнакомая для обучающихся лексика в одной колонке и перевод в другой. Обучающимся надо было прочитать незнакомые слова на английском языке и сопоставить с правильным вариантом на русском языке, имея перед глазами первую пару слов.
cottage
коттедж

hostel
апартаменты

hotel
мотель

apartments
пентхаус

villa
хостел

penthouse
вилла

motel
отель

residence
резиденция

4) Обучающиеся делают вывод, что многие знакомые им названия жилищ заимствованы из иностранных языков.
5) Следующий этап: работа с транслитерационной таблицей. Обучающимся было предложено вспомнить названия жилищ народов мира. Их названия вносили в таблицу презентации на русском языке:
юрта


изба


иглу


дача


вигвам


терем


Кремль


светлица


ранчо


бунгало


яранга



И с помощью транслитерационной таблицы обучающиеся переводили эти названия на английский язык.
юрта
yurt

изба
izba

иглу
igloo

дача
dacha

вигвам
wigwam

терем
Terem

Кремль
Kremlin

светлица
Svetlitsa

ранчо
ranch

бунгало
bungalow

яранга
yaranga


Так же обучающимися были предложены такие варианты: чум, шалаш, лачуга, землянка, хутор, пещера, хата; однако, эти слова не входили в зону работы с транслитерационной таблицей, поэтому мною было предложено поработать с ними позже, в старших классах.
6) дополнительно с обучающимися были обговорены (скорректированы) правила написания жилищ с учётом написания на родном языке с последующей транслитерацией на английский язык.
7) Для закрепления нового материала, полученной информации, обучающимся было предложено самостоятельно придумать задание и выполнить его, с учётом использования новой лексики. Наиболее интересным предложением было: придумать и составить индивидуальный стволовой кроссворд с новой и уже хорошо знакомой лексикой, и оформить его на листе А4 с пропечатанной сеткой. В качестве стартового "стволового слова" по центру листа было пропечатано вертикально в ячейках слово "habitation". Это прослужило отправной точкой в составлении кроссворда. В рамках проекта составления кроссворда обучающиеся проставили нумерацию слов в кроссворде и ниже, под кроссвордом, написали соответствующие переводы относительно этих слов и цифр.
8) Следующим этапом урока стала презентация проекта-кроссворда "Kinds of dwellings" обучающимися. Перед оцениванием другими обучающимися проводится (если необходимо) консультация у учителя и внесение корректировок, и проект красочно оформляется в конечном варианте [2] в качестве домашнего задания. Идею подобного проекта можно использовать и в среднем звене, например, при изучении в 5 классе модуля №3, или в 6 класса при изучении модуля №2.
Вот два примера кроссвордов, что были составлены обучающимися 3-А класса:




h
o
u
s
e

v
i
l
l
a







i
z
b
a








i
g
l
o
o





t
e
r
e
m


p
a
l
a
c
e




y
u
r
t








w
i
g
w
a
m



r
o
o
m






r
a
n
c
h






r
a
n
c
h












a
p
a
r
t
m
e
n
t








b
u
n
g
a
l
o
w


s
v
e
t
l
i
t
s
a









c
o
t
t
a
g
e






d
a
c
h
a












h
o
t
e
l












i
z
b
a







i
g
l
o
o








k
r
e
m
l
i
n









В заключение хочу отметить, что все обучающиеся, участвовавшие в проекте, гордятся своими выполненными работами, и хотят и дальше участвовать в подобных проектах.
Метод проектов обладает огромным количеством достоинств, однако наиболее весомым я считаю возможность сформировать у учащихся лингвистическую, речевую, социокультурную и страноведческую компетенции.

Литература:
1. Английский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс] . - М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. - 178 с.
2. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).   Казань: Бук, 2014. С. 6-8.
3. Полат Е.С.Основные требования к использованию метода проектов. [Электронный ресурс] http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/3.htm (дата обращения: 09.03.2016)
4. Метод проектов. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_проектов (дата обращения: 09.03.2016)
5. 13 LINK "http://nsportal.ru/tlupova-emma-nurgalievna" \o "Тлупова Эмма Нургалиевна учитель Самарская область" 14Тлупова Э. Н.15 Метод проектов как современная педагогическая технология. [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/02/20/statyametod-proektov-kak-sovremennaya (дата обращения: 03.03.2016)