Урок русского языка в 5 классе Второстепенные члены предложения. Определение.




Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Второстепенные члены предложения. Определение.
Цель: Сосредоточить внимание учащихся на определении как второстепенном члене предложения, обучить алгоритму нахождения в тексте, дать понятие о разных способах выражения определений. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: презентация, печатный материал.
Ход
1. Организационный момент.
Приветствие, запись числа в тетради.
2. Рефлексия
-Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? (члены предложения)
-На какие две группы делятся члены предложения? (на главные и второстепенные)
-Что вы знаете о грамматической основе предложения?
(это подлежащие и сказуемое)
-Дайте определение подлежащего.
-Дайте определение сказуемого.
-Как называются предложения, состоящие только из главных членов?
(нераспространённые)
-Чем распространяются предложения? (второстепенными членами)
-С каким ВЧП вы познакомились вчера на уроке? (с дополнением)
-Как нужно находить дополнение?
Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. В карточках, которые лежат у вас на партах, работаем по заданию №1. Найдите главные и известные вам второстепенные члены. Сделайте разбор предложения по членам.
Каждому предложению соответствует буква. В тетради сделайте цифровую запись от 1 до 4. Если вы правильно ответите на вопросы, то у вас получится имя существительное мужского рода.
Задания теста:
Укажите предложение, в котором сказуемое выражено существительным в именительном падеже.
Укажите предложение, в котором сказуемое выражено кратким прилагательным
3. Укажите предложение, в котором две грамматические основы
4. Укажите предложение, по цели высказывания – вопросительное, а по эмоциональной окраске – невосклицательное.

Взаимопроверка по ключу.
1 вариант СТУК 2 вариант КУСТ
Кто получил «5», «4», «3»? (дети поднимают руки)

3. Словарно-орфоэпическая работа.
- Некоторым ребятам было дано задание узнать толкование слова. Они зачитают лексическое значение, а вы отгадаете эти слова. На доске открывается запись:
МУЗЕЙ [з] КАРНАВАЛ КОСТЮМ
Прочитайте слова. Запишем их в словари.
Составьте предложения с этими словами.

4. Наблюдение над языком с целью выявления существенных признаков нового материала.
4.1. На доске открывается запись:
В музее хранятся костюмы.
-Сравните с другим предложением:
В нашем краеведческом музее хранятся башкирские национальные костюмы.
-В чем отличие двух предложений?
-Какие члены предложения придают точность, полноту выразительность высказыванию?
-Как называются эти ВЧП?
-Нам необходимы знания по определению? (на доске последовательно открывается запись алгоритма нахождения определения в тексте).
-От какого слова они зависят? - от существительного.
-Что обозначают? – признак предмета (лица).
-На какой вопрос отвечают? – какой? чей?
-Чем выражены? – прилагательным, местоимением, существительным в косвенном падеже.
-Запишите тему урока. Работа с теорией. Чтение параграфа.
Прослушайте и запишите небольшое четверостишие, которое поможет вам находить определения в тексте.
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей? и какой? – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

4.2. Физминутка.

5. Отработка полученных знаний, умений, навыков.
-Запишите предложение (один учащийся работает у доски). Найти ГО, ВЧП.
Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. В них отражается народная мудрость.
5.1. Работа в группах по вариантам (задание №2)
Найти и подчеркнуть определения, указать слово, от которого зависит. Проверка. Все согласны?
5.2. Выполнение упражнения №273. Задание: прочитать, ответить на вопросы, списать 2 часть, подчеркнуть определения.
Сравните определения – синонимы:
Снежные шапки – шапки снега.
Чем они выражены? В чем сходны и чем различаются? Найдите в тексте другой пример определения, выраженным существительным в родительном падеже.
Это несогласованное определение.
О них вы узнаете на следующем уроке.
Проверка. У кого такой же результат?

6. Домашнее задание. Упражнение. Записать, разобрать по членам предложения.. Составить схему 1 и 4 предложений.

7. Обобщение, итоги.
Что нового узнали на уроке?

8. Выставление оценок за урок.
















13PAGE 15


13PAGE 14115