Конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему: «Второстепенные члены предложения.Определение.»

Соколова Е.С.
(Россия, Курская область, город Железногорск . Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №6"
ieliena_sokolova_1966@mail.ru)


УМК «Начальная школа 21 века»
Учебный предмет: русский язык
Автор учебника: С. В. Иванов
Тема занятия: Второстепенные члены предложения. Определение.
Тип занятия: усвоение новых знаний.
Цели: формирование понятия об определении как о второстепенном члене предложения
Задачи:
-образовательные: учить находить определение и отличать его от других членов предложения, пользуясь алгоритмом;
-развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала;
- воспитательные: воспитывать умение работать в паре; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Планируемый результат
Предметный:
-грамотно записывать слова и предложения,
-умение работать с текстом, задавать к нему вопросы,
-определять части речи, члены предложения,
-пользоваться научным стилем речи при ответе на вопросы.
Личностный:
-оценивать свои достижения,
-осознать границу знания/незнания ,стремиться преодолеть этот результат
Метапредметный:
- ставить и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности; мобилизоваться для работы; (р.)
-осуществлять анализ и выделять существенные признаки, делать умозаключения и выводы; использовать схемы для решения поставленных задач; классифицировать, применять методы информационного поиска (п.)
- договариваться при совместном решении задач; понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной и письменной форме (к.)
Формы работы:
-фронтальная,
-работа в парах,
-групповая работа,
-индивидуальная работа.

Ход урока

Организационный этап

-Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка.
-Проверьте, как организовано ваше " рабочее место", как расположены на парте учебники, письменные принадлежности.
-Почему это важно? Выскажите свои мнения.
Мотивация учебной деятельности учащихся

- Ребята, начать наш урок я хотела бы пословицей:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
-Как вы ее понимаете?
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок знаний, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

3 Актуализация знаний

-Какой новый раздел мы начали изучать? (Синтаксис.)
-Над каким вопросом мы размышляли на прошлом уроке? (Для чего мы изучаем второстепенные члены предложения и где нам это пригодится?)
-Как вы ответили на этот вопрос в конце урока? (Они описывают действия более точно, конкретно.)
-Сегодня мы продолжим открывать новые члены предложения. А какие - подскажет новое упражнение.
-Как мы будем" добывать " новые знания? (Самостоятельно)
- Я предлагаю вам вспомнить изученное, поработать в паре со своим соседом по парте.
-Что нужно помнить, работая в паре? (У детей в дневниках записаны правила работы в паре).
-Вспомним их .
-Я попрошу вас соблюдать все правила, но особое внимание обратить на 3и 4 пункт.
Страница 95 учебника (Работа с рубрикой: " Давай подумаем ")
Правила работы в паре
1.Говорим вежливо, называя собеседника по имени.
2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
3.Внимательно слушаем.
4.Четко высказываем свое мнение.
5.Уважаем мнение собеседника.


Прочитай предложения.
Найди известные тебе члены предложения.
Зелёная листва шелестит на ветках.
Пушистые снежинки ложатся на землю.
Красный шар летит по небу.
Какие вопросы можно задать к оставшимся членам предложения? ( Какая? , Какие?.Какой?)
- Какими умениями для выполнения этой работы вам пришлось воспользоваться? (Умение находить главные члены предложения и задавать от них вопросы.)

IV. Первичное усвоение новых знаний

-Запишите в тетрадь предложения. Разберите эти предложение по членам и частям речи ( Дети работают самостоятельно).
- Какой известный второстепенный член предложения вам встретился? (Обстоятельство)
- Назовите слова, которые в этих предложениях являются обстоятельствами (На землю, на ветках, по небу.)
- А есть ли ещё второстепенные члены предложения? (Да)
- Это обстоятельство? (Нет ,они отвечают на вопрос какой?)
-Смогли ли вы определить, каким второстепенным членом предложения являются слова «зелёная», «пушистые», «красный»? (Нет, мы не знаем какие члены предложения отвечают на вопрос какой ?, какая?, какое?)
- Кто догадался, какую цель мы сегодня поставим на уроке? (Познакомиться с новым второстепенным членом предложения).
- Мы должны спланировать свою деятельность.
- Выберите вопросы, на которые нам предстоит ответить на уроке :

Что обозначает второстепенный член предложения?
На какие вопросы отвечает?
Какой частью речи выражается?
Как называется второстепенный член предложения?
Как подчёркивается?

-Какой из вопросов вы считаете лишним? (3, так мы уже определили, что слова, зелёная, пушистые, красный являются прилагательными)
-Можем ли мы эти вопросы назвать задачами, которые мы будем решать на уроке?

Первичная проверка понимания

- Давайте попробуем решить эти задачи. Для их решения предлагаю объединиться в группы.
- Для работы вам потребуются:
предложения, которые записаны у вас в тетради;
бланк с подсказками (на столах);
бланк с опорной схемой.
-Выполнять работу будет легче, пользуясь инструкцией (На доске)

Инструкция.
Прочитайте 1 задачу урока
Найдите из 1 пункта подсказок ответ на этот вопрос, поставьте «+».
Аналогично отработайте 2, 4, 5 задачу урока, пользуясь подсказками.
Внесите выбранные данные в опорную схему
После сигнала учителя сверьте свою опорную схему с опорной схемой соседа по парте.
Выберите опорную схему, которую вы считаете наиболее правильной.

Подсказки
Предмет, действие предмета, признак предмета, как совершается действие.
Какой? Что? Кто? Что делает? Какие? Чей? Как? Когда? Где?
Подлежащее, обстоятельство, сказуемое, определение.
, , , __ .__.__



Опорная схема
1. ________________

2._________________

3._________________

4._________________

5._________________


-Послушаем ,что у вас получилось.
-Выйдите к доске и покажите свою опорную схему ( 1 человек от группы)
-У каких пар совпали опорные схемы?
(По ходу высказываний обучающихся на доске появляется опорная схема)
- Оцените работу. У кого опорная схема такая же как и на доске - поднимите красную сигнальную карточку, есть 2-3 несовпадения – поднимите зелёную, не получилось составить схему или есть 3-4 несовпадения – желтую.

1.Признак предмета

2.Какой? Какие? Чьи?

3. Прилагательное

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ


5_________________


- С каким второстепенным членом предложения мы сегодня познакомились на уроке? (Определением)
-Кто может сформулировать тему урока? (Второстепенные
члены предложения. Определение.)
- Расскажите по опорной схеме, что вы узнали об определении.
- Откройте учебник на стр.95 и сравните свои высказывания с высказываниями автора.

Первичное закрепление

-А теперь попробуйте ответить на вопросы автора учебника.
-Откройте учебники на стр. 96, прочитайте задание к упр. 2.

Спиши предложения. Подчеркни в них грамматическую основу, затем второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего. Что он обозначает в данных предложениях?

Лесное озеро покрылось рябью. Это шаловливый ветер выбежал из чащи. Пугливые водомерки устремились к берегу. Они испугались свежего ветерка.

- Федя составили алгоритм выполнения этого упражнения.
-Прочитайте его и скажите, верно ли он составлен.

1. Спишу в тетрадь
2. Прочитаю предложение
3. Выделю грамматическую основу.
4. Определю, каким членом предложения является
5. Задам вопрос от подлежащего к второстепенному члену
6. Подчеркну.

-Что бы вы поменяли в этом алгоритме? Докажите своё мнение. (Поменять 1и2, 4и5)
- Теперь можно пользоваться таким алгоритмом? Приступайте к работе.
(Самостоятельная работа ).
- Назовите слова, которые вы подчеркнули, как определения (Лесное, шаловливый, пугливые, свежего)
-Оцените эту работу сами. Если вы верно подчеркнули все 4 определения, поставьте на полях тетради - «!», подчеркнули верно 3 определения - «+», сильно затруднялись - «?».
- Можно ли сказать, что определение зависит не только от подлежащего, но и от других второстепенных членов, выраженных существительным?
-Какое предложение является подтверждением этому?(4)
- А теперь представьте, что в русском языке нет определений. Они исчезли.
- Прочитайте этот текст без определений.
- Какой текст получился? Выскажите своё мнение (Высказывают мнения)
-Какую роль играют определения в предложении? Сделайте вывод. (Делают предложения более точными, понятными и красочными).
-Сравните свой вывод с записями в учебнике.

Физминутка
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
-Давайте убедимся в своих выводах и отработаем полученные знания.
-Я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить задание на (Стр.97 упр.№5)
-Думаю, что вы легко справитесь с этим заданием.
Прочитайте текст. Помогите ему стать более точным, красочным и ярким. Что для этого необходимо сделать? (Дополнить текст прилагательными, которые являются определениями).
Росла берёзка. У неё был ствол. На ветвях шелестели листочки. Весной прилетали птицы. Они строили гнёзда . Появились птенцы.
-Послушаем, что у вас получилось.
-Как считаете, вы успешно справились с заданием? (Высказывания детей)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Рассмотрите в учебнике на стр.97 упр. 3 и упр.4. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают выписать в тетрадь слова , которые могут отвечать на вопросы определения и поставить прилагательные, которые являются определениями ,в нужную форму.
- Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?
- Выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник соответствующее домашнее задание.

Итог урока. Рефлексия

- Вспомним пословицу «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости».
-Кто может сказать, что после этого урока сундучок знаний стал тяжелее?
-Продвинулись ли сегодня в своих знаниях? (Дают положительные ответы)
-Все ли задачи, поставленные перед нами, выполнены?
-С каким второстепенным членом предложения познакомились?
-Расскажите о нём, пользуясь опорной схемой.
-Где можно применять новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
-Над чем надо поработать?
-Оцените свою работу на уроке.
- Нарисуйте красный флажок, если считаете, что вы знаете, что такое определение, умеете его находить в предложении и можете помочь другим.
-Нарисуйте синий флажок, если вы считаете, что научились находить определение, но иногда вам нужна помощь.
-Нарисуйте жёлтый флажок, если считаете, что вам на уроке было очень трудно.
- Оцените своё умение работать в паре. Вспомните 3 и 4 правила. Подумайте, кто из вас соблюдал их полностью на протяжении всей работы, нарисуйте в тетради смайлики:

выполнял 3и4 пункт правила полностью на протяжении всей
работы



соблюдал частично


не соблюдал


-Мне было очень приятно с вами общаться сегодня. Спасибо за урок.