«Развитие средств мотивации на индивидуальных занятиях по вокалу».


«Развитие средств мотивации на индивидуальных
занятиях по вокалу».
Нагорнова Ирина Евгеньевна педагог дополнительного образования
г. Астрахань
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 33 им. Н. А. Мордовиной»
HYPERLINK "mailto:lenaganicheva69@yandex.ru"lenaganicheva69@yandex.ru
ФГОС регламентирует организацию внеурочной деятельности, которая осуществляется на трех уровнях: взаимодействие обучающегося с педагогами; взаимодействие детей друг с другом ( на уровне класса, школы, с родителями и взрослыми); взаимодействие обучающихся за пределами школы. [ см.: 4]
Рассмотрим эти уровни на примере занятий вокалом, в котором соприкасаются два мира – мир ребенка и мир взрослого.
Во-первых, взаимодействие обучающегося и педагога предполагает повышение трудовой мотивации и квалификации самого педагога. Он должен быть «источником» широкого круга культурных ценностей, таких как нормы и правила поведения, суждения и поступки, гражданская позиция, духовно-нравственное развитие и педагогическая этика.
Во-вторых, он должен развивать субъективные свойства, индивидуальную самобытность каждого обучающегося, строить взаимодействия на доверии, достоинстве, доброжелательности.
В-третьих, специфика образовательной деятельности творческого объединения по вокалу опирается на принципы социальной активности, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива. Самыми эффективными и результативными являются индивидуальные занятия с обучающимися. Они учитывают возраст при выборе исполняемого репертуара, уровень освоения детьми навыков пения.
Формы организации певческой деятельности и творчества обучающегося включает: ритмические диктанты, вокальные и двигательные упражнения, анализ музыкального и литературного текстов, пение под фонограмму, игру на детских музыкальных инструментах, упражнения на дикцию (скороговорки, считалки, дразнилки), дыхание, работу над вокальной техникой и т.д.
Разновозрастный уровень обучающихся вокалом (младшие, средние классы) затрагивает вопрос межличностных отношений, влияние старших на младших (близость или дистанцированность норм и моделей поведения). Поскольку у младших воспитанников слабо развита самокритичность, то мотивационным пространством младших воспитанников становятся: положительная характеристика старших, их стремление оказать младшим помощь, поддержку, «равноправие» присутствия в коллективе. Обладая импульсивным поведением (подвижны, гибки, пластичны), воспитанники младшего возраста не всегда способны контролировать повышенную эмоциональность в силу своего возраста. Поэтому, индивидуальные занятия помогают раскрепощению, вниманию, восприятию информации, но любой из перечисленных выше форм деятельности необходимо заниматься без утомительных репетиций и повторов.
Чтобы вызвать интерес и желание детей всех возрастов к процессу обучения вокалом, песенный репертуар подбирается с учетом яркости, выразительности и мелодии и текста. Два вида искусств – музыка и поэзия – объединившись, должны затронуть детскую душу, а, следовательно, вызвать душевное волнение, эмоциональный отклик.
Мотивацию к исполнению конкретной песни могут вызвать интересные факты из детской биографии музыканта, поэта, подробный анализ содержания песни.
Воспитанники творческого объединения по вокалу являются постоянными участниками всех праздничных мероприятий школы, городских, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей.
Репертуар – фундамент, на котором строится обучение и воспитание детей. С этой точки зрения проблема отбора песен – сложная и актуальная для любого руководителя. Разным по характеру детям, необходимо предлагать разные песни. Подвижным – спокойные, медлительным – подвижные. Принцип индивидуального подхода включает психологический принцип и учет индивидуальных особенностей звучания голоса, звукообразования, которые связаны со строением голосового аппарата. Здесь взаимодействуют три составляющих: музыкальный опыт руководителя, интерес обучающихся, степень сложности песенного материала. Идеальный вариант – их совпадение.
Песенный репертуар исполняется ансамблем, солистом. При индивидуальном исполнении песен у детей всех возрастов возникает осознание уровня личностной ответственности. Концертная деятельность – важное мотивационное звено в процессе обучения вокалом. Выступления при зрителях ( одноклассники, родители, педагоги и т.д.) развивают артистизм, желание стать певцом, сопричастность к социально значимым событиям страны ( День Защитника Отечества, Международный женский день, День матери, День пожилого человека, День Победы…).
Исполняемый песенный репертуар демонстрирует обучающимся образцы гуманизма, духовности, формирует навыки нравственного поведения, убеждения, идеалы – их будущее мировоззрение.
Мотиватором индивидуального исполнительства является успех и уверенная позиция детей. Стремление («хочу»), осознание возможности («могу») и результат («сделаю»), то есть инициативность и самостоятельность принятого ребенком решения – главное условие реализации мотивации.
Роль педагога –формирование творческого отношения в коллективе, создание условий и возможностей для каждого петь в ансамбле и одному (соло). От значимости достигнутого («ты не подвел педагога, который верил в тебя», «ты нужен») у обучающихся «вырастают крылья». Именно такие межличностные качества, как развитие музыкально-певческих способностей, достижение поставленной цели через волю и труд, приложение усилий – самые надежные мотиваторы. Формирование мотивационного пространства – наиважнейшая задача системы дополнительного образования, оказывающая влияние на формы и методы творческой деятельности, позволяющая реализовывать по максимуму способности каждой личности.
Библиографический список:
Асеев В. «Мотивация поведения и формирование личности». М., 1997.
Багадуров В. «Вокальное воспитание детей». М., 1980.
Исаева И. «Эстрадное пение». М., 2006.
Нечаев М. «Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС.» М., 2013,№9 – с. 16-21.