Исследовательские задания, как средство организации познавательного интереса учащихся на уроках математики

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Елизаровская основная общеобразовательная школа
Мантуровского муниципального района
Костромской области
















Исследовательские задания,
как средство организации познавательного интереса
учащихся на уроках математики.










Выполнила:
Девочкина Надежда Александровна
учитель математики




2011 год
СОДЕРЖАНИЕ


13 TOC \o "1-3" \h \z 1413 LINK \l "_Toc92007175" 14СОДЕРЖАНИЕ215
ВВЕДЕНИЕ..3
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...513 LINK \l "_Toc92007188" 1415
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..16
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ..25
ЛИТЕРАТУРА...29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1...
ПРИЛОЖЕНИЕ 2...13 LINK \l "_Toc92007198" 1415
15






















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы
На настоящем этапе развития школьного образования перед педагогом стоит ряд проблем:
несформированность системы приемов логического мышления;
слабость вычислительных навыков;
отсутствие интереса к учебной деятельности
преобладание репродуктивных способов решения учебных задач.
Каждый учитель ищет свои пути решения вышеперечисленных проблем, создает такие условия на уроках, чтобы ребенок усвоил не только программный минимум, но мог успешно развиваться дальше.
Одним из действенных средств развития интереса учащихся к математике являются исследовательские задания, которые природосообразны ребенку на протяжении всего периода обучения в школе. Исследовательские задания способствуют формированию устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму, формированию психических новообразований, общеучебных умений и навыков. Формируют адекватное отношение к себе и окружающим.
Объект. Активизация познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в школе.
Предмет. Исследовательские задания как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках математики.
Целью исследования является изучение системы исследовательских заданий на уроках математики на протяжении всего процесса обучения ребёнка в школе.
Задачи.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть виды исследовательских заданий.
3. Проанализировать собственную педагогическую деятельность в части применения на уроках математики.
4. Доказать эффективность данной формы организации учебной деятельности учащихся для достижения качества образования.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Интерес. Познавательная потребность
Интерес - мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться. Эмоциональный и волевой моменты интереса выступают специфично – как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей.
Явление «интерес» сложно и многопланово и требует особого подхода к исследованию, но все проблемы, связанные с изучением данного понятия, «не дают основания для разрыва целостного реального феномена, общая природа которого едина и находит проявление во всех сферах человеческой деятельности.
Источником активности личности является ее потребность. Различают естественные и культурные потребности. К последним относится познавательная потребность.
Познавательная потребность представляет собой предметно-функциональную потребность человека. С одной стороны, объектом этой потребности выступают знания, а с другой сам процесс познания.
Потребность, являясь источником активности личности конкретизируется и «опредмечивается» в мотивах. Мотивом учебной потребности является направленность на способы, результаты, на процесс совершенствования учебной деятельности
Придать деятельности необходимую направленность, сделать ее интересной для ребенка, означает:
Сделать действенным или создать определенный мотив.
Сделать значимыми соответствующие цели и это возможно лишь при условии изменения строения деятельности, изменение мотивов.
Каждый новый мотив определяет новую совокупность целей и их объектов. Задавая определенную мотивацию, учитель имеет возможность сделать объектами цели учащихся те, которые считает нужными на данном этапе.

Познавательный интерес
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым , более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания и так далее.
Содержанием познавательного интереса является деятельность по освоению определённого предмета, направленная на удовлетворение познавательных потребностей и опосредованная системой методов и форм организации учебного процесса.
Источники развития познавательного интереса в процессе обучения математике:
содержание уроков;
внеклассные занятия;
факультативы;
взаимосвязи форм обучения математике.
Источниками развития интереса рассматриваются знания и умения учащихся, методы обучения, формы организации учебной деятельности.
Проблемы развития у учащихся познавательного интереса к математике, которые остаются пока не только не исследованными или мало исследованными:
содержание математики и его влияние на развитие интереса рассматривается в каждой форме обучения изолированно.
исследованы лишь отдельные методы, направленные на развитие познавательного интереса, не рассмотрено их система на уроках, факультативах, во внеклассной работе.
Влияние форм организации учебной деятельности на развитие интереса к занятиям математикой рассмотрены лишь в отдельных аспектах.
Основной причиной такого состояния является, по мнению Кабардиной Л.П., то, что источники развития познавательного интереса в дидактике рассматриваются не в системе, а изолированно.
Объективную основу феномена «познавательный интерес» составляет содержание учебного предмета на уроках, факультативах и во внеклассной работе. Развитие интереса содержанием осуществляется с помощью стимулов. Под стимулом понимается объективный побудитель интереса.
По результатам исследований Кабардиной Л.П. система стимулов такова: новизна учебного материала, обновление уже усвоенных знаний, привлечение исторических сведений, связь с современными достижениями науки, практическая значимость знаний, межпредметные, внутрипредметные связи и занимательность содержания.
В системе обучения математике по развитию познавательных интересов важную роль играет разнообразие и оптимальное сочетание методов, так как уже сама новизна методов снижает утомляемость учащихся, повышает работоспособность; методы работы позволяют соотносить процесс обучения с особенностями деятельности учащихся; разнообразие методов обеспечивает воздействие на разные виды чувственного восприятия учащихся.
Методы, используемые для развития познавательного интареса:
подготовка сообщений учащимися;
защита решений задач;
решение задач заданного списка;
творческие работы;
обзоры математической литературы;
семинары;
математические изложения и сочинения;
дидактические игры и занимательные задания.
Формы организации учебной деятельности – основной источник феномена «Познавательный интерес»: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, коллективная, метод диалогических сочетаний, совместно- распределительная, личностно-ролевая.
Необходимые условия формирования познавательного интереса
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.
2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, - это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.
В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.
При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как учение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д.. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счет прежних приобретать новые.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса – третье важное условие.
Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика.
Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в свое время Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работает скорее, быстрее и продуктивней.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из нее вытекает и четвертое важное условие, обеспецивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом – благоприятное общение в учебном процессе.
Общие требования к уроку
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
методов и приемов обучения.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Поговорим о некоторых требованиях к современному уроку. С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое.
Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание воображение и т.д.. Основная задача каждого учителя – не только научить ( в нашем случае – математика), а развить мышление ребенка средствами своего предмета.
Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Формирование познавательных интересов в обучении
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые познания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться всё время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того, чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданное новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса- сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.
Условия формирования познавательного интереса. Активизация познавательной деятельности учащихся.
Познавательные действия являются первичными в процессе усвоения. Процесс усвоения, а также сами усвоенные знания носят вторичный характер и вне деятельности, вне системы действий теряют свою силу, как стимулы учения или конкретные цели, как орудия или инструменты познания.
В структуре познавательной деятельности выделяются общие действия, которые выполняются обучающимися при изучении любых дисциплин. Это планирование конкретных способов получения требуемого результата, мысленное выделение его параметров, контроль способов получения требуемого результата, контроль соответствия полученного результата требуемому, диагностика причин несоответствия (если оно имеется), обоснования принципа действия, выбор метода, прогнозирование вариантов действий, принятие решения, в том числе путем выбора рационального варианта действия, определение необходимой коррекции исходного плана. В ходе выполнения этих действий учащийся должен представить себе объект деятельности, конечную и промежуточную цели.
Использование в обучении общих действий является характерной чертой фундаментализации содержания, обусловленной тем, что в обучении, наряду с процессом усвоения, должен постоянно функционировать и целеноправленный процесс конструирования нового знания. Конструктивная же деятельность ученика начинается там, где он вступает в специфическое взаимодействие с ее элементами, знаниями о предметах и явлениях внешнего мира, как средствах познания. Эти взаимодействия входят в содержание поисковой познавательной деятельности с широким использованием интуиции и связаны с развитием познавательного интереса и потребностей в знаниях.
Не менее важное значение в обучении имеет и форма познавательной деятельности учащихся. с древнейших времен известны три формы: материальная, речевая и умственная.
Связи форм познавательной деятельности и их взаимовлияния предполагают организацию усвоения специфических методов, присущих каждой форме. Так, материализованная деятельность учащихся связана с работой, с физическими моделями: приборами, раздаточным дидактически материалом, с конструированием и разработкой технических объектов и процессов.
Среди объективных для ученика условий особую значимость имеет обучающая деятельность педагога, которая реализуется в конкретных аспектах. Именно учитель, используя восприимчивость учащихся, своеобразное видение и отражение окружающего мира, управляет учебно-воспитательным процессом и способен достичь положительных результатов в формировании у учащихся определенных качеств личности и стремления реализовать их на практике. Т.И. Шамова справедливо отмечает недостаточность внимания, уделяемого учителями организации активного восприятия и осмысления учащимися получаемых знаний.
В монографии Т.И. Шамовой выделены следующие условия активизации познавательной деятельности учащихся:
организация активной деятельности каждого ученика;
мотивация учения;
широкое применение наблюдений и жизненного опыта учащихся;
регулярная организация самостоятельной работы;
обучение школьников умению перерабатывать информацию;
обучение учащихся самоуправлению процессом учения и опора на принцип политехнизма;
использование информационно-поисковых методов преподавания, дидактических игр;
индивидуализация обучения.





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области. На сегодняшний день в нашей стране не так много информации об использовании метода проектов в обучении математике. Очевидно, сложность самой математики часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и «нарешать» определенное количество стандартных примеров, чем создать детям условия для самостоятельного изучения нового.
Для меня - учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим учителем;
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;
- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.
Еще несколько лет назад мало кто из нас владел компьютером. Сейчас же без него невозможно представить себе нашу жизнь, он есть практически в каждом офисе, школе. Общество развивается ускоренными темпами. Эти изменения влияют и на ситуацию в сфере образования. Школа должна готовить своих учеников к жизни. Каким будет мир в середине XXI века, трудно представить не только нам - школьным учителям, но и ученым. В любом случае общество будет заинтересовано в гражданах, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками.
В 7-х классах осуществляю проектную деятельность учащихся по теме «Треугольник», рассчитанную на целый год. На начальном этапе каждой группе из 5-6 человек сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание.
Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:
- практические задания (измерения, черчения с помощью чертежных инструментов, разрезания, сгибания, рисования и др.)
- практические задачи – задачи прикладного характера;
- проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;
- теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.;
- задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений.
Все задания разделены на блоки по темам:
1. Треугольник. Основные понятия и элементы.
2. Признаки равенства треугольников.
3. Равнобедренный треугольник.
4. Прямоугольный треугольник.
Некоторые задания выполняются учащимися в виде наглядного пособия по геометрии. При его изготовлении могут использоваться любые подходящие материалы: цветная бумага, картон, ткань и др.
Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.
Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:
1.      Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий).
2.      Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы).
3.      Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания по теме «Треугольники»; учитель корректирует ход выполнения работы).
4.      Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).
5.      Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).
6.      Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).
Деятельность учащихся в рамках предлагаемого проекта обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов формирования умственной деятельности. Практические задания и задачи ориентированы на физическое выполнение тех действий, для которых не всегда достаточно времени в классе. Предварительные измерения, изготовление моделей треугольников, сгибание и разрезание фигур, поиски информации – все это служит базой для теоретических обобщений, выдвижение гипотез.
При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий (в том числе и проектных) существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.
Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.
Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющий своей целью построение субъективно нового знания. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако если говорить об ученических исследованиях узкоприкладного, экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну.
Учебные исследования можно разделить на три вида: предметные, метапредметные, личностные.
предметное исследование это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по данному вопросу. Результаты выполнения этого вида исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения.
Метапредметное исследование это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения.
личностное исследование это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно значимых для учащихся проблем.
В процессе обучения математике на уроке и во внеклассной работе используется предметное исследование. Вместе с тем многие знания по математике используются в других видах исследований. Чаще всего используются такие темы курса математики как статистика и теория вероятностей, проценты, пропорции.
Структура учебного исследования соответствует логике научного исследования.
Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках, на курсах по выбору и во внеурочной деятельности.
На уроке:
1. Применение исследовательского метода обучения.
Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа информации из первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы.
Однако исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя.
Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.
Исследовательский метод обучения применим на всех ступенях обучения - с учетом возрастных возможностей и подготовки учащихся. Этот метод применяется в трех направлениях:
включение элемента поиска во все задания учащихся;
раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого учащимися при доказательстве того или иного положения;
организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов).
Учитель, как организатор учебного процесса, должен проявлять и управленческие способности, и творческий подход. Непосредственное же руководство учебно-исследовательской работой школьника - это тот вид педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества. Занятия предполагают работу в микрогруппах и презентацию результатов этой работы всем учащимся.
2. Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования. Это может быть урок - исследование, урок - лаборатория, урок - творческий отчет, урок изобретательства, урок -рассказ об ученых, урок - защита исследовательского проекта и т.д.
3. Проведение учебного эксперимента. Учебный эксперимент предполагает организацию освоения элементов исследовательской деятельности - таких, как планирование и проведение эксперимента, обработка данных и их анализ. Учебный эксперимент может включать элементы или в целом научное исследование. Это наблюдение и изучение фактов и явлений, выделение проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, метода обработки полученных результатов, проведение пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования.
4. Домашнее задание исследовательского характера.
Вне урока:
5. Исследовательская практика.
Целями исследовательской практики являются:
совершенствование навыков исследовательской работы;
формирование исследовательской компетентности;
углубление знаний в выбранной предметной области;
формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков, формирование информационной культуры учащихся;
самоопределение будущего направления профессиональной деятельности.
Реализация исследовательских технологий предъявляет определенные требования к педагогу-организатору исследовательской практики: уметь определять темы для исследования, ставить цели и решать исследовательские задачи; выполнять функции соучастника исследовательской работы; создавать педагогические и организационные условия для изучения учащимися различных источников информации с целью расширения осведомленности по выбранной проблеме; вести поиск возможностей проектирования основных этапов исследования: (цель - что нужно делать? - что для этого понадобится? - какова последовательность действий? - каков возможный результат? - каковы возможные затруднения?)
Основными параметрами оценивания исследовательской работы должны стать: теоретическое видение исследовательской проблемы; сформированность исследовательских умений и практических навыков; культура оформления исследовательской работы.
6. Факультативные занятия, курсы по выбору и элективные курсы предполагают углубленное изучение предмета, дают большие возможности для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
7. Школьное научное общество учащихся.
Эта форма учебной деятельности, сочетающая работу над учебными исследованиями с коллективным обсуждением промежуточных и итоговых результатов этой работы, предполагает организацию круглых столов, дискуссий, конференций, публичных защит, а также встречу с представителями науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других образовательных учреждений.
8. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Это - учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах районного, городского, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для школьников исследовательского характера; статьи, формулы, конференции, посвященные учебно-исследовательской деятельности школьников.
9. Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов.
Учебные исследования, проводимые школьниками в рамках учебных проектов, могут нести объективно новое знание прикладного характера.
Одна из важных задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Практика работы в школе убеждает, что исследовательская деятельность может быть освоена только в действии и это действие должен направлять учитель.
 Умение работать в коллективе и коммуникативные навыки , развивать творческие способности, стремление к созиданию, возможность осознавать себя творцом – вот основные преимущества метода проектов, позволяющего выявить учеников, желающих и способных заниматься серьезной научно-исследовательской работой. Работа с такими учащимися проводится, как правило, после уроков. Внеурочная деятельность является вторым направлением работы учителя, конечным результатом которой становятся выступления учащихся на научно-практических конференциях, участие в конкурсах различного уровня. Эта работа носит индивидуальный характер. Заинтересованность ученика в исследовательской работе во многом зависит от темы, с которой ему предстоит работать. Выбор темы должен подчиняться некоторым правилам:
- быть интересной ученику, увлекать его;
- соответствовать возрастным особенностям учащегося;
- быть оригинальной и, желательно, объективно новой.
В моей практике темы исследовательских работ учащихся были подсказаны ситуациями на уроках, чтением научных статей, историческими фактами.
Научно-исследовательская деятельность для учащегося особенно значима тогда, когда он видит результаты своего труда. Поэтому учитель должен подумать, где будут выставлены работы его учеников.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результативность использования исследовательских методов решения задач на уроках математики оценивалась согласно критериям результативности моей педагогической деятельности, исходя из ее задач:


уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);
результативность итоговой аттестации школьников 9 класса;
сформированность показателей учебной деятельности: продуктивность, компетентность, успешность;
уровень исследовательской компетентности школьников;
уровень самореализации школьников.

По первому критерию я анализировала уровень обученности за три года в одном классе (с 6 по 8 класс).
Анализ показал, что уровень успеваемости стабильный и составляет 100 %. Уровень качества знаний у учащихся составляет свыше 85%, что превышает общегородской уровень знаний учащихся по математике.
Таблица 1.
Динамика уровня обученности
учащихся с 6 по 8 класс за три года



2008-09 г.г.
2009-10 г.г.
2010-11 г.г.

Уровень успеваемости учащихся
Математика
100%




Алгебра

100%
100%


Геометрия

100%
100%

Уровень качества знаний учащихся
Математика
52,8%




Алгебра

52,8%
67,2%


Геометрия

52,8%
60%









Диаграмма 1.
Успеваемость учащихся 9 класса
по математике за три года


Качество знаний учащихся 9 класса за три года





По второму критерию - результатам итоговой государственной аттестации выпускников за три года – можно сделать вывод, что в 9 классе в 2011г. результаты пробных экзаменов по алгебре школьного, муниципального уровней соответствовали результатам итоговой государственной аттестации.





Диаграмма 2.


По третьему критерию – сформированности показателей учебной деятельности – обнаружили, что в группе школьников, обучающихся с использованием исследовательского метода обучения математике, наблюдаются большие сдвиги в сторону развития всех показателей учебной деятельности.
По четвёртому критерию – уровень познавательной, исследовательской и коммуникативной компетентности школьников можно сделать вывод, что продуктивность, компетентность, креативность и успешность в 8 классе, а в 2011-2012 учебном году 9 классе, где я преподаю математику, на достаточном уровне развития.
Следовательно, я могу сделать вывод, что у девятиклассников в целом сформирована познавательная, коммуникативная и социальная компетентности.
По пятому критерию – выявлению уровня самореализации школьников – мы определили, что произошли изменения в уровне самореализации школьников.
Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности деятельностных подходов в обучении, направленных на формирование познавательной и исследовательской компетентности школьников, создание условий по оптимизации самореализации школьников в учебной деятельности.
Вывод
Моя работа по формированию познавательной и исследовательской компетентности школьников основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на тех методах, которые используются во время проведения уроков. Использование исследовательского метода и проектного как его части, даёт возможность решать и задачи обучения, создавать условия сближения учебной и познавательной деятельности учащихся, что, в свою очередь, позволяет пробудить у них осознанную активную заинтересованность, как в самом учебном процессе, так и в его результатах. У учащихся появился интерес к изучению математики, заинтересованность в результатах своего труда. Большинство моих учеников, которым предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, в результате применения исследовательского метода обучения, приобретают определённые качества личности, в частности:
гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
грамотно работают с информацией;
коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них;
могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

























ЛИТЕРАТУРА

Арцев М.Н.. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч. - 2005. - № 5. - С. 4-29.
Баранова Е.В., Зайкин М.И..Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. //Математика в школе. – 2004. -№ 2. - С. 7.
Воронько Т.А.. Задачи исследовательского характера. //Математика в школе. - 2004. - № 8. С. 10-11.
Гухман Г.А., Трошина М.Г., Шпичко В.Н.. Проектно-проблемный подход в формировании творческого мышления. //Образование в современной школе. – 2000. - № 11-12. – С.33-35.
Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко; Б.Г. Мещерякова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Пед-ка-Процесс, 1996г. – 440 с.: ил.Кибардина Л.П.
Формирование познавательного интереса учащихся на основе системного подхода к обучению в 4 – 8 классах (на материале методики) Автореферат дисс. канд.пед.наук Ташкент 1987г. - 17 с.
Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении математики: Учебн. пособие \ Под ред. А.В. Силина; Свердловская пед. институт. Свердловск, 1988 г – 48 с.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215

























Диаграмма 4 Заголовок 1 Заголовок 215