Программа Химия в сельском хозяйстве края, района, села

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
На заседании МО зам.директора по УВР Директор МФХ ________Вишнева Н.А. Михайловской школы
Протокол № «_____»_________2008 г. _______Боркевич С.Е.
«____» _____________2008 г. «___»_________2008г.
Председатель МО
_________Колесникова А.П.












Образовательная программа
«ХИМИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КРАЯ, РАЙОНА, СЕЛА»










Учитель химии, математики, информатики Скок О.Ю.













с. Михайловка
2008 год




Программа предназначена для ведения научно-исследовательской деятельности с учащимися старшего и среднего звена.
Развитие личности учащегося протекает в процессе изучения совокупности учебных предметов и разнообразной деятельности во внеурочное время. Под влиянием различных факторов – содержания познавательной деятельности, личности учителя, методов обучения, круга чтения, воздействие родителей на определенном этапе формирования личности наступает дифференциация интересов. Возникает склонность к изучению отдельного предмета. У определенной части школьников она направлена на предмет химии. Интерес вызывается теоретическим содержанием этой науки, возможностью самостоятельно выполнять химические опыты в современной жизни.
Выбор научного вида деятельности учащиеся мотивируют интересом к предмету, стремлением углубить знания по химии, чтобы лучше сдать выпускные экзамены, желанием в будущем приобрести химическую профессию.
Для ведения научно-исследовательской работы положительным фактором является наличие в ОПХ «Михайловское» научно-исследовательской лаборатории, специалистов, работающих не только теоретически, но и на практике воплощающих свои теории.
В курсе программы «Химия в сельском хозяйстве» учащиеся изучат агрохимические свойства почвы, систему применения удобрений, методику полевых опытов, проведут полевые исследования.
Агрохимия изучает питомники сельскохозяйственных растений, удобрение почв, влияние органических и минеральных удобрений на отдельные культуры, разрабатывает методику агротехнических исследований и применение физиологически активных веществ для ухода за сельскохозяйственными растениями. Вся программа тесно связана с важнейшими достижениями современной агрохимической и сельскохозяйственной науки, с практикой современного сельского хозяйства.
При изучении темы «Химия в животноводстве» ребята практически освоят материал по кормлению сельскохозяйственных животных и птиц, видам кормов, их влияние на качество продукции.
При постановке опытов в производственных условиях учащиеся получают навыки научно-исследовательской работы. Развитию творческой мыслительной деятельности учащихся способствует четкая постановка цели полевого опыта, проблемность исследования и практическая значимость этого опыта для села.
Опыт многих школ показывает, что благодаря поисковой, научно-исследовательской работе школьных химических обществ создаются наилучшие условия для развития интересов и способностей учащихся и ориентация их на выбор химических профессий.
Работу научно-исследовательского общества предполагается построить в виде лекций, практических занятий, лабораторных работ, семинаров, уроков-дискуссий, уроков-сообщений, экскурсий, полевых опытов, консультаций, самостоятельной работы учащихся. На всех этапах занятий предполагается активный диалог с учащимися.
Цели образовательной программы:
углубление и расширение теоретических знаний и практических умений и навыков по химии;
развитие и формирование устойчивого интереса к предмету;
привитие учащимся навыков научного исследования, умений самостоятельно и творчески мыслить;
оказание помощи школьникам в выборе профессии.
Задачи образовательной программы:
развивать познавательные интересы, склонности и способности учащихся;
совершенствовать экспериментальные умения и навыки;
развивать активность и умение самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности;
воспитывать сознательное отношение к труду, уважение к представителям производственного труда, стремление приобрести ту или иную химическую профессию.

Программа учебного курса предназначена для учащихся среднего и старшего звена (7-11 классы средних школ). Возраст детей 13-17 лет. Принимаются дети, выбравшие научно-исследовательскую деятельность по собственному желанию.
Предполагается работа в парах, мини-группах, индивидуально.
Программа рассчитана на усвоение в течение 1 года.
Режим занятий:
В неделю – 4 часа:
1- лекция (или семинар) , 1- практическая работа (или экскурсия), 2- индивидуальные консультации.
Методы организации научно-исследовательской деятельности учащихся :
Исследовательский, частично-поисковый, проблемный, наглядный, экспериментальный, практический.
Для контроля диагностики эффективности данной программы будут использованы следующие способы и методы: анкетирование, тестирование, рефераты, выступления на научно-практических конференциях школы и района.
Планируемые результаты обучения:
Учащийся должен уметь работать с литературой, собирать достоверный фактический материал; закрепить навыки проведения практических работ ; уметь проводить эксперимент и правильно оформить его результаты.




























Библиографический список
Методика факультативных занятий по химии. -М.: Просвещение, 1985.
Князева Р.Н. Обучение химии в условиях сельской школы.- М. :Просвещение, 1983
Очкин А.В., Фадеев Г.Н.Химия защищает природы. – М. :Просвещение, 1984
Урок окончен – занятия продолжаются. – М. :Просвещение, 1992
Сударкина А.А. Химия в сельском хозяйстве. –М.: Просвещение, 1986
Габриелян О.С. Формы организации учебных занятий по химии в сельской школе.// Химия в школе.-1994.-№5
Назаренко В.М. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании.// Химия в школе. 1994.-№2
Пичугина Г.В. Основы ведения крестьянского хозяйства. Ученические проекты в школе.-М.: Дрофа, 2004.
Энцеклопедический словарь юного земледельца./Сост. А.Д. Джангиров, В.П.Кузьмищев.- М.: Педагогика, 1983.

Пичугина Г.В. Химия в технологиях сельского хозяйства. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов.- М.:ВЛАДОС , 2003.































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



ТЕМА
Количество часов
В том числе на




лекции
Лабораторные работы и практические работы
семинар
экскурсии
консультации

1
Основные направления химизации с/х
8
2

1
1
4

2
Питание растений
8
1
1


6

3
Техника лабораторных работ
4

1

1
2

4
Агрохимические свойства почвы
10
2
2
1

5

5
Азот в жизни растений
6
2
1


3

6
Фосфор жизни растений
6
2
1


3

7
Калий в жизни растений
6
2
1


3

8
Удобрения
24
4
4
1
1
14

9
Химические средства защиты растений
10
1
1
1
1
6

10
Химизация животноводства
30
3
4
2
3
18

11
Применение полимерных материалов в сельском хозяйстве
4
1

1

2

12
Экологические аспекты химизации сельского хозяйства
12
2
2
1
1
6


Итого
128
22
18
8

8
72



15