Конспект урока по предмету Развитие речи на тему Птицы весной: скворец, грач


Автор-составитель: учитель индивидуального обучения,
МБОУ НСКШИ г. Ногинска, Московской области,
Свечник Алла Эдуардовна.
Урок по предмету «Развитие речи» 4 И класс МБОУ НСКШИ
Тема урока: «Птицы весной: скворец, грач»
Цели деятельности педагога:
- коррекционно-образовательная: расширять и уточнять представления детей о весенних изменениях в природе, получить новые знания о разнообразии птиц, закрепить знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку, обогащение активного словаря;
- коррекционно-развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, вызвать интерес ребенка к новым, неизвестным фактам окружающего мира, закрепить знания правил поведения в природе, о некоторых представителях животного мира, развитие речи, воображения, памяти, творческой личности с активной познавательной позицией;
- коррекционно-воспитательная: воспитывать заботу о пернатых в разное время года, воспитывать любовь к природе, эмоциональную реакцию на мир природы, знание характерных признаков времен года и соотношения с каждым сезоном особенностей жизни птиц, организация внимания;
- здоровьесберегающая: развитие мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата при помощи логопедической и артикуляционной гимнастики, физического развития - физминутка.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, продуктивная, музыкально-художественная.Тип урока: комбинированный, интегрированный.
Применяемые технологии:
- логопедические занятия: логопедические распевки, артикуляционная гимнастика;
- интегрированные образовательные технологии.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Методы и приемы обучения: беседа, рассказ, чтение стихов, загадок, мыслительная деятельность, дифференцированная работа, практическая работа, показ.Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, видео уроки «Школа в Шишкином лесу», презентация «Разнообразие птиц», дидактический материал, иллюстрации, отражающие жизнь и характерные особенности птиц, карточки с изображением птиц, таблицы, рисунки.
Термины и понятия: скворечник, грачевник, гнездо, самец, самка, потомство, птенцы, оперение, санитар, зимовать, зимовка, перелетные птицы, зимующие птицы, тёплые края, бережное отношение к птицам, любовь к природе.Ход урока:
Организационный момент
Разминка.
Упражнение на развитие мелкой моторики (с проговариванием):
- разрабатываем пальчики:
«Крупа в миске»
«Я мамуле помогаю,
Я крупу перебираю:
Гречка – рис,
Гречка – рис.
Будет мамочке сюрприз»;
Упражнение «Хлопочки» (хлопаем пальчиками пузырики).
Упражнение «Рисование на песке» (рисуем пальчиками фигурки на песке).
Артикуляционная гимнастика:
«Вкусное варенье» - движение широким языком по верхней губе вниз и вверх, губы и нижняя челюсть неподвижны.
«Лошадки» - щелканье кончиком языка за верхними зубами.
«Прятки» - не закрывая рот, язык надо отодвинуть назад, кончик языка находится внизу.
Упражнение на звукопроизношение. Имитация пения птиц, звукоподражание: синица (сии-сии, ции-ции), воробей (чик-чир, чик, чик, чирик), ворона (кар-кар) и др. Логопедические стишки (с проговариванием):
«Ши-ши-ши-ши,
Как синички хо-ро-ши».
«Чи-чи-чи-чиПрилетели к нам грачи».
«Ли-ли-ли-ли
В синем небе жу-рав-ли».
«Ку-ку-ку-ку
Спел петух ку-ка-ре-ку».
«Гу-гу-гу-гу
Ходят гуси на лу-гу».
Вводная беседа о птицах.
Звучит фонограмма «Звуки леса» (см. приложение).
Учитель.
- Приятно проснуться утром под пение птиц. Настроение становится хорошим, хочется делать только добро…
Чтение стихотворения:
«Весна»
«Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно.
Кругом вода звучит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает»
(И.Бунин).
Презентация «Природа весной» (см. приложение).
- Сегодня мы будем говорить о птицах. Тема нашего урока: «Птицы весной: скворец, грач (показ иллюстраций)»
Учитель.
- Тает снежок, зеленеет лужок,
День прибывает. Когда это бывает?
Ученик.
- Весной.
Учитель.
- Хорошо. В народе есть такое выражение – «Весну на крыльях принесли…» Как ты думаешь, о ком оно?
Ученик.
- О птицах.
Включение нового знания в систему знаний, повторение
Учитель.
- Сейчас мы поговорим о некоторых птицах, таких как скворец и грач, об интересных фактах их жизни и среды обитания более подробно (во время беседы, совместно с ребенком, рассматриваем карточки с изображением птиц).
«На берёзе птичий дом,
С крышей, с маленьким крыльцом.
Только в доме нет окна,
Да и дверь - всего одна!
Все равно хороший дом.
Прилетайте – мы вас ждём!»
(И.Михайлова).
С давних пор повелось, что прилет скворцов означает приход весны. Когда за окном еще холодно, а апрельское солнышко только начинает пригревать, веселая трель скворца знаменует конец долгой зимы и наступление долгожданного тепла. Иногда скворцы устраивают свои гнезда в расщелинах скал, в дуплах деревьев, но больше всего предпочитают скворечники – специальные домики, построенные для них людьми.
«Мы построили скворечню –
Дом веселого скворца,
Мы повесили скворечню
Возле самого крыльца».
(Е.Тараховская).
Хотя скворец отлично поет сам, он любит подражать пению других птиц. Скворцов несложно обучить насвистывать музыкальные мелодии или выговаривать отдельные слова, поэтому их часто содержат как домашних птиц. Скворцы воспроизводят и другие звуки: гудок паровоза, звук автомобильного мотора, скрип двери и т.д.
Птенцы вместе с родителями учатся летать и добывать себе корм. Они вырывают из земли червяков. Ищут спрятавшихся личинок. Скворцы помогают огородникам, уничтожая вредных жуков. Осенью скворцы собираются в большие стаи. Они отправляются на зимовку в южные страны, чтобы следующей весной снова вернуться в родные места (см. приложение: карточка).
Сидит скворец и полон счастья,
Что вновь на родине живёт,
Поет о крае нашем вольном,
О мире, о весне поёт.
У скворцов весной три заботы: первая – найти дом, вторая – настелить в доме мягкую постель, третья – собирать побольше червяков, мошек, чтобы самим прокормиться и птенцов выкормить.
Скороговорка.
«Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!».
Грач – крупная птица с черным оперением. Его можно встретить на всей территории России. В средней полосе России прилет грачей – признак наступившей весны. Грачи зимуют на юге европейской части России и в Средней Азии. На ночь грачи устраиваются в ветвях деревьев. Место их ночлега называют грачевником. Их соседями становятся другие птицы: воробьи, галки, сороки. Грачи обычно занимают ветки самых высоких деревьев.
Эти птицы уничтожают множество насекомых, среди которых немало вредителей, но иногда они и сами вредят сельскому хозяйству, выклевывая из земли семена при посадке и, повреждая молодые всходы пшеницы, кукурузы, подсолнечника.
17 марта русские крестьяне отмечали день Герасима-грачевника. В этот день выпекали из теста фигурки грачей и угощали выпечкой прохожих. Крестьяне выходили из домов и смотрели на птичьи стаи. Если стая грачей летит медленно – это к хорошей весне, а если быстро, то лето будет дождливым и ветреным (см. приложение: карточка).
Учитель.
- Послушай поговорки и пословицы о птицах.
Вспоминаем поговорки о птицах (объяснение смысла поговорок).
«Грачи играют – хорошая погода будет».
«Март грачевник грачей пригнал».
«Апрельский скворец – весны гонец».
Актуализация знаний
Упражнение «Минутки отдыха» (релаксация).
Учитель.
А сейчас, устроимся поудобнее, закроем глаза и послушаем звуки природы, пение птиц и немного отдохнём (слушаем аудиозапись «Звуки природы»).
Учитель (беседа: вопрос - ответ с помощью учителя).
- Почему люди называют птиц друзьями?
Ученик.
- Они живут рядом с нами, помогают сохранить урожай и другие растения от вредителей, красиво поют, поднимая нам настроение.
Учитель.
- Как человек должен относиться к пернатым друзьям?
Ученик.
- Не пугать, не разорять гнёзда, строить для них домики-скворечники, кормушки, подкармливать.
Учитель.
- А сейчас мы прочитаем небольшие, но очень красивые стихи о бережном отношении к птицам.
Чтение стихотворений о бережном отношении к птицам:
«Я, ребята, птиц люблю, никогда их не ловлю.
Ни ловушками, ни в сети, не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону ни сороки, ни вороны.
Ни скворца, ни воробья не обидел в жизни я!»
(Г.Ладонщиков).
Ласточка
«Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов.
Не разоряй ее гнезда!
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами земли
Летают стаи голубей!»
(М.Джангазиев.)
Синичка
«Прилетела к нам синичка, села прямо под окном.
Эту маленькую птичку с нетерпением мы ждем!
И чтоб ей полегче стало, ведб исчезли червячки,
Для нее кусочек сала мы повесим на сучки»
(И.Трофимов).
Прилетай
«Милый скворушка-скворец, прилетай же наконец!
Для тебя я дом построил, не скворечня, а дворец!
Я твой домик расписал голубым, зеленым,
Сверху ветку привязал молодого клена.
Прилетай и распевай песню про зеленый май!
Прилетай в наш двор скорее, все готово, прилетай!»
(М.Карим).
Целеполагание
Совместно с учеником рассматриваем карточки с изображением птиц (беседа вопрос –ответ при помощи учителя).
Наглядно-дидактическое пособие: «Расскажите детям о птицах» (аист, цапля, воробей, ласточка, жаворонок, синица, журавль, кулик, скворец, сокол, ястреб, грач). На карточках: синица, воробей, ласточка, скворец, грач, жаворонок, сокол, цапля, кулик, журавль, аист, ястреб. Сравниваем, рассуждаем, запоминаем, делаем выводы (с помощью учителя). Какие из этих птиц относятся к перелетным, какие к зимующим. Почему? (Показ и рассуждения (с помощью учителя) ребенка: зимующие птицы - те, которые остаются зимовать с нами, перелетные - те, которые улетают осенью на зимовку в теплые края, а прилетают к нам весной, возвращаясь на свою родину и, радуя ннас своим пением и красотой). Показ иллюстраций (см. приложение).
Освоение нового материала
Работа с учебником: «Знакомство с окружающим миром» учебник 3 класс, стр. 77-80. (Работа совместно с учителем).
Выполни задание № 1 на стр. 77 (у грача черные глаза - черноглазый грач, клюв острый, черное оперенье, быстрые крылья).
Ответь на вопросы на стр. 78, задание № 2 (грач – крупный, питается червячками, птица перелетная…).
Рассмотри рисунки, определи последовательность картинок на стр. 79, задание № 1 (описание жизни скворца по картинкам: гнездо в скворечнике, птенцов кормит червячками…).
Найди на рисунке и покажи грача и скворца на стр. 80. Выполни задания. Как называют птенцов у грача, скворца? (показ и ответы ученика: грачата, скворчата).
Поговорим о строении птиц. Рассмотрим рисунок «Строение птицы». Покажи и назови, что ты видишь на рисунке? (голова, туловище, крылья, хвост, лапки).
Физминутка Выполняем упражнения вместе с ребенком, проговаривая совместно стихотворение наизусть.
«Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может.
Влево смотрим – раз, два, три!
И направо посмотри.
(Вращение головой вправо, влево.)
Вверх потянемся, пройдемся,
(Потягивания – руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернемся.
(Сесть на место.)
Практическая часть
Работа с учебником: «Живой мир» 3 класс, стр.92.
Задание.
Рассмотри рисунок. Найди и покажи крылья птицы, хвост, голову, лапы.
Все птицы похожи. У них одинаково устроено тело, есть крылья, лапы, клюв. Но много и различий: размер тела, длина шеи, окраска.
Рассмотри рисунки на стр. 93. Найди и покажи грача, его гнездо.
Работа в тетради:
Задание.
Нарисуй птицу (зарисовка-схема строения птиц). (Рисуем птицу, рассматриваем и описываем её строение).
Задание.
Внимательно послушай и отгадай загадки:
«Черный, проворный,
Кричит:
- Крак!
Червякам - враг!» (грач).
«Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица….(грач)».
«На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его…(скворец)».
«Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки» (скворечник).
Далее, в тетради делаем совместно с учеником зарисовку: скворечника (жилье скворца) и грачевника (места обитания грача).
Закрепление изученного материала
Краткая заключительная беседа-обобщение (ответы ученика совместно с учителем).
Покажи и назови птиц, о которых мы говорили сегодня. (Скворец, грач).
Покажи и назови птиц, которых ты видел и знаешь. (Воробей, синица, снегирь, голубь, ворона и др.).
Что надо, чтобы птицам жилось спокойно? (Не кричать у мест гнездовья, не стучать по деревьям, охранять скворечники от кошек и хулиганов), (свой ответ…).
Рисунок «Скворечник и скворушка» - раскрасить.
Итог урока
Сегодня на уроке мы узнали много нового о скворцах и грачах, поговорили и о других птицах, послушали их голоса, пение. Еще мы рассмотрели и запомнили строение птиц.
Вывод: Наша страна богата разнообразием птиц.
Птицы – наши друзья, они нуждаются в нашей заботе и охране.
Чтение стихотворения:
«Берегите Землю»
«Берегите, люди, жизнь на всей планете!
Вы оставьте солнце, травы, небо детям,
Подарите внукам красоту природы,
И тогда на землю не придут невзгоды.
Будет вся планета нежно-голубой.
Значит, жизнь прожили мы не зря с тобой»
(Е.Трутнева).
Дополнительный (ресурсный) материал к уроку:
Аудиозапись «Звуки леса», «Звуки природы».
Показ иллюстраций с изображениями птиц, неизвестных ребенку (см. приложение).
Рисунок «Скворечник и скворушка» - раскрасить.
Презентации: «Природа весной», «Разнообразие птиц» (см. приложение).
Загадки о птицах (по времени):
«Прилетела к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Строит домик под окном
Из травы и глины» (ласточка).
«Маленький мальчишка
В сером армячишкеПо дворам шныряет,
Крохи собирает» (воробей).
«В болоте плачет,
А из болота не идет» (кулик).
«У этой птицы
Клюв, как две спицы.
По воде она гуляет,
То и дело нос купает» (цапля).
«Это кто стоит в болоте
На одной ноге в дремоте?
У кого на клюве капля?
Ну конечно, это…(цапля)».
«Другой такой птицы вы не найдёте –
Вместо собаки помощник в охоте» (сокол).
«Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок.
Песнь заводит…(жаворонок)».
«Этой белокрылой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К ним летит со свертком…(аист)».
«Хищный нрав у этой птицы,
С ней вам лучше не водиться.
Клюв раскрыл в порыве страсти
Кровожадный хищник…(ястреб)».
Пословицы и поговорки о птицах (по времени):
«Жаворонки прилетите, красно лето принесите».
«Жаворонок - к теплу, зяблик – к стуже».
«Воробей мал, да удал».
«Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки!».
«Рябчики бегут, словно бусинки катятся».
«Умная птица своего гнезда не покажет».
«Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел».
«Кулик не велик, а все-таки птица».
«Всяк кулик свое болото хвалит».
«Прилетел кулик из заморья, принес весну из неволья».
«Гол как сокол, гол как осиновый кол».
«Журавль летает высоко, да видит далеко».
«Пуганая ворона и куста боится».
Народные приметы (по времени):
«Запел жаворонок – пора выходить на пашню».
«Коли грачи дружно на гнездо летят – дружная весна».
«Ранняя ласточка – к счастливому урожайному году».
«Ласточка день начинает, соловей вечер кончает».
«Ласточки летают низко – быть дождю».
«Кукушка приносит весточку о лете, а ласточка – теплые дни».
«Летящий аист предвещает тому, кто его увидит, здоровье и урожай, замужество и здоровье; неподвижный аист – болезни, засуху».
«Журавль прилетел и теплынь принес».
«Если синица пищит с утра – к морозу; если волнуется, кружится, клюет кору деревьев – к ненастью; если прилетает и садится на окно – к скорой зиме».
Стихи о птицах (по времени).
«Цапля»
Ну-ка, цапля-рыболов,
Покажи нам свой улов,
Покажи, как ты в реке
На одной стоишь ноге.
«Тетерев»
Хвостик веером расправил,
Клювом перышки поправил,
На полянку прилетев,
Эта птица – тетерев.
«Утка»
Быть чистюлей каждый рад.
Учит уточка утят,
Как умыться на плаву,
Чистить лапки об траву.
«Лебедь»
Вот лебедь плавает в пруду,
Красивей птицы не найду.
Плавно шею изгибает,
Красотой всех удивляет.
«Павлин»
Красивая гордая птица
Походкой своею гордится.
Хвост прекрасный раскрывает,
Красотой нас удивляет.
«Фазан»
Петушиный хвост
И куриный рост.
Живет за океаном,
Зовут его фазаном.
«Попугай Ара»
Он разноцветный и большой,
Но скучно птице жить одной.
Долго выбирает пару
Попугай красивый Ара.
«Страус»
Страус – есть такая птица,
Это каждый знает.
Страус высоты боится,
Вот и не летает.
Внеурочный просмотр:
Фотоматериалы «Зоомузей Респ. Беларусь» (см. приложение).
Видеофильмы «О жизни перелетных и зимующих птиц». «Уроки в школе «Шишкин лес»:
1 урок: «Детям о перелетных птицах» (см. приложение).
2 урок: «Детям о зимующих птицах» (см. приложение).
Список литературы:
М.П.Костюченко «Окружающий мир». Интегрированные занятия.
П.Р.Ляхов «Я познаю мир» Детская энциклопедия. «Животные. Их стихия – небо».
Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о птицах».
Е.Аксаментова «Мир животных».
В.Бианки «Лесная газета».
Е.И.Анашкина «300 вопросов и ответов о птицах».
Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов «Окружающий мир».
Э.Сетон-Томпсон пер. с англ. Н.Чуковского «Рассказы о животных».
И.Акимушкин «Мир животных».
Н.И.Сладков «Азбука леса».
В.Е.Гиппенрейтер «Времена года» фотоальбом.
«В мире дикой природы – птицы (группа 2)», фотографии и иллюстрации.
Презентации «Разнообразие птиц», «Уроки в школе «Шишкин лес» интернет-сайт.
Е.Д.Худенко, И.А. Терехова «Знакомство с окружающим миром», учебник 3 класс.
Н.Б. Матвеева, М.А.Попова, Т.О.Куртова «Живой мир», учебник 3 класс.
Е.П.Пименова «Пальчиковые игры».
В.И.Цветкова «Экология для начальной школы: игры и проекты».
Н.М.Шалаева Энциклопедия «Обо всем на свете».