Конспект занятия Животные жарких стран


Технологическая карта
организованной учебной деятельности
для старшей группы.
Образовательная область: «Коммуникация»
Подобласть: Русский язык в группах с государственным языком обучения.
Тема: «Животные жарких стран»
Цель: актуализация и расширение номинативного, атрибутивного и предикативного словаря по теме: «Животные жарких стран»; совершенствование грамматического строя речи: образование сложных существительных, образование  причастий; развитие связной речи через умение передать содержание придуманных детьми сказок; развитие внимания, памяти; воспитание  доброжелательности, навыков сотрудничества
Предварительная работа: расширение словаря, совместное  составление плана сказки; придумывание сюжета, интриги сказки;  сочинение сказок   с родителями  по плану, предложенному учителем-логопедом  на заданную тему
Словарная работа: Африка, обезьяны, бегемоты, леопарды, кенгуру
Билингвальный компонент: обезьяна-маймыл, тигр- барыс, лев-арыстан, слон- піл.
Оборудование: предметные картинки бегемота, слона, зебры, жирафа, льва;  разрезанные на 6 частей предметные картинки  бегемота, слона, зебры, жирафа, льва; картинки к игре: «Наша дружная семья», фигурка куклы Незнайки, костюм волшебника Мерлина (чёрный плащ), волшебная палочка, картина фрагмента саванны и  вырезанные картинки диких животных: слона, зебры, жирафа, льва
Этапы деятельности Действия учителя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный
– Ребята, к нам на занятие пришёл Незнайка. Он собирается отправиться в жаркие страны и просит нас рассказать ему, какие  животные жарких стран там обитают. У вас лежат разрезные картинки  животных жарких стран. Соберите их и тогда на доске появятся их изображения.
Картинки диких животных появляются, сопровождая загадками:
Он высокий и пятнистый,С длинной-длинной шеей,И питается он листьями –Листьями деревьев.
Этот зверь раскрашен броскоВ чёрно-белую полоску.Под степным высоким небомВ Африке пасутся…
Бегемотик-бегемотПрипеваючи живёт.Ну а если рот закрыт?Значит бегемотик сыт.
Очень много силы в нём,Ростом он почти что с домУ него огромный нос,Будто нос лет тыщу рос
Уж очень вид у них чудной:У папы – локоны волной,А мама ходит стриженой.  На что она обижена? 
– Итак, сегодня на занятии мы будем говорить о животных жарких стран.
2. Незнайка предлагает вам помочь ему назвать семьи животных жарких стран.
- Лев,
- Тигр,
- Жираф,
- Слон,
- Медведь Панда,
– Теперь Незнайка знает, как называются члены семьи  животных жарких стран.
3. Незнайка запутался, помогите ему назвать признаки животных жарких стран, чтобы он их не перепутал.
Поиграем в игру: «Подбери признак»
– Слон какой? 
– Зебра какая ?– Бегемот какой? 
– Жираф какой? 
– Лев какой?  

– Незнайка понял, что слон, зебра, бегемот и жираф – травоядные животные жарких стран. Объясните ему, что значит травоядные?– А лев – хищное животное. Что это значит?
 
– Ребята, Незнайка запомнил много новых и сложных слов: большеухий, коротконогий, длинношеий, малоподвижный, чёрно-белая.4.Поиграем в игру с Незнайкой:
«Как сказать иначе?»
– Кенгуру что делает? Кенгуру какой?  – Бегемот что делает?  Бегемот какой? 
– Лев что делает?  Лев какой? 
– Слон что делает?  Слон какой?
– Жираф что делает? – Жираф какой? 
5. Физминутка.
По саванне мы идём.Путь далёк, далёк наш дом.Жаркий день, сядем в тень.Мы под пальмой посидим.Посидим, отдохнём,На занятие пойдём.
– Ребята, вы молодцы, помогли Незнайке. Теперь он во всеоружии поедет в путешествие по жарким странам, а перед тем, как отправиться в путешествие, он пригласил к нам на занятие своего друга: сказочника Мерлина(Арслан читает стихотворение).
– Мы с вами сейчас поможем оживить картину, которую принёс сказочник. Сказки про животных жарких стран. О ком из зверей расскажем, тот и появится на картине.
Почему у слона длинные уши?
В стародавние времена у слонов были маленькие уши. Слон  по имени Яшка любил наблюдать за птицами. Ему очень захотелось летать самому. Он закрывал глаза и начинал махать ушами, представляя, что парит над облаками. Яшку увлекало это занятие и он часами мог размахивать ими. Его уши увеличились до гигантских размеров. С тех пор у всех слонов большие уши, которыми они отмахиваются от насекомых и охлаждаются в жару.
Почему у жирафа длинная шея?
Однажды, в  субботнее утро жирафёнок потерял своего друга. Ослик очень любил апельсины и  уснул на маленьком апельсиновом дереве.Дерево за ночь выросло, и  ослик оказался высоко над землёй. Жирафёнок пошел на поиски друга и увидел, что произошло. У жирафят  в те времена  шея не была длинной. Жирафёнок  сильно старался помочь ослику. Он стал тянуться к нему, шея потихоньку вытягивалась вверх. Друзья радовались счастливой встрече. С тех пор у  всех жирафов шея длинная.
Почему зебры полосатые?
Давным-давно зебры не были полосатыми. Стояла сильная засуха. Засушливое время кончилось и пошёл сильный ливень, который продолжался долгое время. Образовались реки, озёра и моря. И вот одной зебре очень захотелось стать капитаном дальнего плавания. Она надела черно-белую тельняшку и отправилась в путешествие. Ей так понравился этот наряд, что она его не снимала. С  тех пор все зебры стали полосатыми.
Отчего у льва длинная грива?
Однажды в саванне наступила сильная жара. Львы тогда носили длинную и густую шерсть, которая покрывала всё тело. Обезьяна открыла парикмахерскую. Лев был первым клиентом. Обезьяна начала стричь льва. Волосы были очень густыми и поэтому стрижка затягивалась. Мастеру приходилось менять несколько ножниц. Прошло четыре часа.  Терпению льва пришёл конец. Он посмотрел на себя в зеркало: тело льва было покрыто короткой шерстью, а грива и кисточка хвоста оставались  прежними.  С тех пор все львы - длинногривые.
– Посмотри, Мерлин, твоя картина ожила. Сказки ребят помогли появиться на ней животным. Собирают разрезные картинки животных жарких стран.
(Жираф)
(Зебры)
(Слон)
(Лев, львица)
У каждого ребёнка на столе лежит  картинка:
- львица, львёнок, львята.- тигрица,тигрёнок, тигрята.-жирафа,жирафёнок,жира-
фята- слониха, слонёнок, слонята.медведица Панда, медвежонок Панда, медвежата Панда.
Подбирают прилагательные к существительным.
-Огромный, гигантский, могучий, большой, сильный, здоровенный, спокойный, большеухий, длинноносый,   выносливый, травоядный.
- Чёрно-белая, быстрая, ловкая,  красивая, гривастая, короткошерстная, травоядная.
- Большой, толстый, ленивый, коротконогий, большеголовый, малоподвижный, травоядный.- Высокий, пятнистый, длинноногий, спокойный, длинношеий, травоядный.- Лев сильный, большегривый, злой, ленивый,  грозный, хищный.
Это значит, что лев питается мясом).Повторяют, запоминают и подбирают животных к двузначным словам.
(Кенгуру прыгает по  полю.) Кенгуру, прыгающий по полю)(Бегемот купается в воде.)(Бегемот, купающийся в воде)(Лев грызёт кость.)
(Лев, грызущий кость)
(Слон пьёт воду.)
(Слон, пьющий воду)
(Жираф срывает листья.)
(Жираф, срывающий листья)
Выполняют действия.
(Арслан переодевается и заходит на занятие)
Читает стихотворение:
Я сказочник, я сказочник,Я сказочник Чингиз!Художник самых красочныхИ праздничных картин!Я палочкой прекрасною,Волшебною взмахнуИ сказку африканскуюПоказывать начну А сказка не простая:Она про чудеса,Про льва,Про жирафёнка,Про зебру и слона.
Сочиняют сказки о животных жарких стран.
Рефлексивно-корригирующий – О ком мы говорили сегодня на занятии?– Чем мы занимались сегодня на занятии?  – Ребята. Спасибо вам за активное участие. Вы очень многое знаете о животных жарких стран. А ещё вы отличные сказочники и фантазёры Играли в игры: «Собери разрезные картинки», «Оживи картину». «Подбери признаки», «Как сказать иначе?».
Рассказали много интересных сказок о животных жарких стран.
Ожидаемый результат:
Воспроизводит: названия животных жарких стран
Понимает: отличие домашних животных от диких животных и животных жарких стран
Применяет: навыки образования существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; образовывать множественное число существительных.