Разработка урока по окружающему миру на тему:Земля кормилица


Тема: ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА
Цели: Познакомить учащихся с различными видами почв и их  составом, природоохранной деятельностью человека; развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, высказывать свое мнение;  воспитывать любовь к своему краю, бережное отношение к природе.
О б о р у д о в а н и е: физическая карта России; карта края; схема «Типы почв»; материал для опытов; схема «Состав почвы».
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Индивидуальная работа по карточкам
Соедините стрелками полезное ископаемое и свойства:

Тест  « Наши подземные богатства»
Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
а) археологи;    б) геологи;    в) строители.
               2. К полезным ископаемым относятся...
                   а) кирпич, бетон, бензин;
                   б) станки, вазы, ножницы;
                    в) нефть, газ, глина.
        3. В строительстве используются...
                   а) торф, железная руда, самоцветы;
                   б) песок, глина, гранит;
                   в) мрамор, каменный уголь, малахит.
        4. Металлы получают из...
                   а) каменного угля, янтаря, мела;
                   б) жемчуга, известняка, торфа;
                   в) железной руды, медной руды.
        5. При помощи буровых установок добывают...
                   а) нефть, природный газ;
                   б) калийную соль, алмазы;
                   в) мрамор, гранит.
        6. В шахтах добывают...
                   а) известняк, ракушечник, гранит;
                   б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
                   в) поваренную соль, жемчуг, гранит.
        7. В карьерах добывают...
                   а) известняк, песок. глину;
                   б) золото, малахит, мрамор;
                   в) нефть, торф, бурый уголь.
       8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...
                   а) алмаз, известняк, графит;
                   б) железная руда, поваренная соль. мел;
                   в) каменный уголь. антрацит, торф.
Сообщение темы и целей урока.
Отгадайте загадку и выясните тему урока.
И ветер меня обдувает,
И ливень порой поливает,
И норку во мне прорывает
Проворная мышь полевая.
И солнце все крепче и крепче
Меня обнимает и шепчет:
– Готовься к страде-урожаю.
(земля-кормилица).
Сегодня на уроке мы узнаем, почему люди называют землю «кормилицей».
III. Работа над новым материалом.
Расскажу вам сказку о волшебной кладовой.
Чудесная кладовая
Есть на свете чудесная кладовая.
Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело.
А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, конечно, догадались, как она называется.
М. Ильин
Земля кормит и насекомых, птиц, зверей. Поэтому землю называют кормилицей. Давайте выясним, от чего зависит урожай.
- Какого цвета почва?
- Давайте вспомним, что еще входит в состав почвы.
Практическая работа
О п ы т 1.
Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? О чем это говорит?
Из почвы идут пузырьки. Значит, в почве есть воздух.
О п ы т 2.
Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в коробок. Что осталось на салфетке? О чем это говорит?
Влажное пятно. Значит, в почве есть вода.
О п ы т 3.
Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? Что вы видите на дне стакана? Какой делаем вывод?
Вода в стакане стала мутной. На самом дне стакана видны песчинки, а сверху – глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.
О п ы т 4.
Нагреем немного почвы. Что вы видите? Почему это происходит?
Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.
Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод?
В составе почвы есть перегной – гумус.
О п ы т 5.
Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? Что это такое?
На стекле образовался белый налет. Это соль.
Соли – питательные вещества, необходимые растениям. Значит, в почве есть соли.

Почва состоит из песка, глины и перегноя. В ней имеются вода и воздух, необходимые для жизни растений. Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? ( От количества перегноя).
В разных странах почва разного цвета: она то бурая, то красная, то темная, почти черная.
В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите несколько основных типов почв на с. 171 учебника. Изучением почв занимаются ученые-почвоведы. Сравните данные образцы почв. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?
Особенно плодородны черноземные почвы. Черноземы – одно из богатств нашей Родины. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке на них можно получить высокий урожай.
Плодородие – основное свойство почвы.
Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие почвы в нашем крае?

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.
Учитель открывает схему на доске:

Учитель предлагает учащимся прочитать статью «Охрана почвы» на с. 172–174 учебника.
- Что необходимо делать для защиты почвы?
IV. Закрепление изученного.
- Что называют почвой?
- Из чего состоит почва?

Вопросы к кроссворду:
1. Слой земли, на котором растут растения.
2. Одна из составных частей почвы.
3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
4. Основное свойство почвы.
Нарисуйте в тетради схему круговорота веществ в природе.

V. Итоги урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 174 учебника.
Домашнее задание.
С. 171–174. Ответы на вопросы «Проверь себя».
Выполнить задание «Подумай».
Подобрать стихи, загадки, пословицы о земле-кормилице.