Урок-практикум в 4-м классе «Земля — кормилица».


Урок-практикум в 4-м классе "Земля - кормилица".
Цели урока: познакомить учащихся с различными видами почв, в процессе опытов установить состав почвы, узнать об обитателях почвы, о преобладающих почвах родного края; развивать исследовательские навыки, наблюдательность, мышление, речь; воспитывать бережное отношение к почве, любовь к родному краю.
Оборудование: презентация, карта природных зон, лабораторная посуда у учащихся и учителя
( стакан с водой, палочка, салфетка, образец почвы),
у учителя (штатив, держатель, спиртовка, металлическая сетка, почва), коллекция различных видов почв.
Ход урока:
1. Организационный момент.
«Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я все терплю и добром плачу» (слайд 1)
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о почве, узнаем много интересного. Нам сегодня предстоит выяснить, почему же землю называют кормилицей, но об этом чуточку позже (слайд 2.)
3. Проверка домашнего задания.
- Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему. Выполним тест.
1 Лексическая работа
Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением.
Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен.
Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч.
Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.
Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут.
Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле, (слайд 3 , 4)
2. Тест « Наши подземные богатства»
1. К полезным ископаемым относятся…
а) кирпич, бетон, бензин;
б) станки, вазы, ножницы;
в) нефть, газ, глина.
2. В строительстве используются…
а) торф, железная руда, самоцветы;
б) каменный угол, малахит, антрацит;
в) песок, глина, гранит.
3. Металлы получают из …
а) каменного угля, янтаря, мела;
б) жемчуга, известняка, торфа;
в) железной руды, медной руды.
4. При помощи буровых установок добывают.. а) нефть, природный газ;
б) калийную соль, алмазы;
в) мрамор, гранит.
5. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести…
а) алмаз, известняк, графит;
б) каменный уголь, торф, нефть;
в) железная руда, поваренная соль, мел.
(слайд 5, 6)
- Ребята, поменяйтесь тестами и самостоятельно проверьте их, сверяя ответы с экраном, (слайд 7, 8). Передайте работы.
Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей (слайд9, 10). Спрячешь картофелину - вытащишь много (слайд 11)
Крошечное семечко превращается в огромный арбуз (слайд 12). Срежешь в лесу грибы, а они вырастают снова ( слайд 13). Тоненький росток превращается в прекрасный цветок ( слайд 14). Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод (слайд 15, 16).
Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
Как она называется? (у слова земля есть несколько значений, одно из них почва) (слайд 17)
- Что такое почва? (верхний плодородный слой земли). Главное свойство почвы - плодородие, (слайд 18)
- Сегодня нам предстоит выяснить , почему землю называют « кормилицей». (слайд 19)
Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сегодня мы с вами - исследователи, мы сделаем несколько опытов и выясним свойства и состав почвы.
3. Практическая работа.
- Рассмотрите образцы почвы.
- Какого она цвета? (темная)
- Что вы в ней видите? (остатки сухих листьев, палочки, траву)
- Давайте выясним, что еще входит в состав почвы, (слайд 20).
Опыт 1.
- Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (из почвы идут пузырьки). Какой вывод можно сделать? Правильно , в почве есть воздух ( слайд 21). Он помогает корням растений дышать. Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.
Опыт 2.
- Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (влажное пятно). Откуда взялась вода? Какой вывод можно сделать? Правильно, в почве есть вода (слайд 21) Вода – вещество, необходимое для жизни растений.
Опыт 3.
- Следующий опыт вам продемонстрирую я.
Нагреем немного почвы над огнем. Что вы видите и чувствуете? (над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
Это сгорает перегной - органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
- Итак, что еще содержится в почве (перегной) (слайд 22).
Опыт 4.
- А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? (мутная). На поверхности - мусор. Останки листьев, насекомых. Что вы видите на дне стакана? ( на самом дне видны песчинки. А сверху глина) . Какой вывод можно сделать? ( в состав почвы входит песок и глина) ( сл. 22)Песок- хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. Глина хорошо удерживает воду.
Опыт 5.
- Возьмем несколько капель воды из стакана, в котором находилась почва, и поместим эту воду на стекло. Подержим над огнем стекло. Вода испарилась. Что вы видите на стекле? (белый налет).
- Кто догадался, что это? Правильно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям, (проводится по возможности).
Итак, в почве содержатся соли (слайд 23). Соли образуются благодаря перегною под действием микробов.
Схема «состав почвы», (слайд 24)
ФИЗМИНУТКА
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
4.Обитатели почвы.
- Итак, мы выяснили, какие необходимые вещества для растений содержатся в почве и отчего она плодородна.
- Как вы думаете, а почве, обитают какие - ни будь животные? Давайте познакомимся с некоторыми из них (слайд 25).
-Кого вы увидели ( крот, лесная мышь, медведка, жуки, личинки, черви)Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
5. Типы почв.
Науку о почвах - почвоведение - создал русский ученый - почвовед Василий Васильевич Докучаев ( слайд 26). Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
- Сейчас мы с вами рассмотрим разрезы основных видов почвы в нашей стране, (слайд 27)
- В тундре распространены тундровые почвы.
Тундровая почва - светлая, в ней мало перегноя. Почему? (слайд 27, 29, 30).
В тайге - подзолистая почва сероватого цвета (слайд 31 - 35).
В лиственных лесах - серые лесные почвы, в ней много песка (слайд 36, 37).
В степях преобладают черноземные почвы. Чернозем - почва очень темного цвета, она имеет зернистую структуру, она самая плодородная (слайд 38 - 40).
Болотная почва - содержит толстый слой торфа (слайд 41, 42, 43).
Луговая почва - в ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями (слайд 44, 45).
- Какие почвы преобладают в нашем крае? (светло – коричневая, бурая,) (слайды 46, 47)
6 Сообщение о черноземе, (слайд 48 – чернозем)
Черноземные почвы имеют темный цвет. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Чернозем – главное богатство нашего страны. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.
Зная об уникальном плодородии нашей почвы, фашисты воровали ее у нас.
7 Охрана почвы.
1. Беседа с учащимися
- Так почему землю называют кормилицей?
- А что может произойти, если почвы вдруг не станет?
- Почему говорят « Почва дороже золота»?
Мы выяснили с вами, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва. Тем выше урожаи. Но и она, наша щедрая и добрая кормилица нуждается в защите. Ведь 1 см почвы образуется за 250-300 лет! А 20 см – за 5-6 тысяч лет! ( сл. 49.)
Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. А вот разрушаться по вине людей почва может очень быстро. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает ветер. Этот процесс называют – эрозией (сл. 50.)
2. Чтение статьи учебника.
Почва на полях тоже нуждается в защите. Прочитаем об этом на стр. 172-173.
ФИЗМИНУТКА для газ, ( слайды 51)
3. Способы защиты почвы.
- Внимательно рассмотрите слайды, рассказывающие о причинах разрушения почвы.
( слайды 52 - 54.)
- Какие способы защиты почвы вы запомнили? (слайды 55 - 59.)
- Очень важно, чтобы каждый из вас осознал. Что от ваших действий, поступков зависит, насколько наша земля будет краше, и не будет таких мест, которые вызывают обиду и боль. Если процесс разрушения почвы будет продолжаться, то существование всего живого на Земле окажется под угрозой.
8.Итог урока. (Кроссворд самостоятельное выполнение кроссворда, самопроверка с экрана)
(слайды 60 - 68)
Кроссворд
ПВопросы к кроссворду:
Слой земли, на котором растут растения.
Одна из составных частей почвы.
Вещество, повышающее плодородие почвы.
Основное свойство почвы.
Домашнее задание: 1. Прочитать статью в учебнике на с.171 – 175
2. Выполнить задания с.174