Конспект воспитательского занятия Да будет свет! (история освещения с древних времен)



«Красноярская общеобразовательная школа № 4»


























Составила и провела:
воспитатель 9 класса
Паращук Н. А.






Красноярск-2015


Воспитательское занятие «Да будет свет!»

Задачи:
1. Рассказать учащимся об истории освещения с древнейших времен по настоящее время; познакомить учащихся с изменением быта человека в зависимости от развития цивилизации; познакомить с видами осветительных приборов.
Развивать мышление, память, внимание, речь через расширение обиходного словаря, разгадывание ребусов, выполнение занимательных заданий.
Воспитывать умение слушать и слышать одноклассников, умение вести дискуссии и отстаивать свою точку зрения, работать в команде.

Оборудование и наглядность: мультимедийная презентация, карточки с буквами, ребусы, кроссворд, загадки, буквы на лампочках, карточка «Цепочка слов», картинки «Береги электричество».

Ход занятия

1. Введение в тему занятия.

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас в нашем музее. Сегодня у нас тематическая выставка. Тему экскурсии вы узнаете, если соберете слово из букв.
(Все заходят в класс по билетам, ученики получают буквы, составляют из них слово).

Костра, лучины, лампы горение
Называем мы всегда .. (освещение)









Да, сегодня мы проследим путь освещения с древних времен до сегодняшнего дня и узнаем много интересных фактов. Наступает вечер, темнеет. Мы протягиваем руку к выключателю. Щелчок, темноты как не бывало! Чудо! Зажглась электрическая лампочка! Нам сразу стало уютно и комфортно. Теперь мы уже не можем представить, что когда то не было электричества. А как же люди освещали свое жилище в разные времена?

2. Беседа «Освещение жилища с древнейших времен». Костер.
Первый экспонат нашего музея.

Накормишь – живет
Напоишь – умрет.

- Как вы думаете, что это? (Костер)
С давних времен мечтал человек завести дома маленькое прирученное солнце. И завёл. Это был огонь. Смело человек вытащил из пламени лесного пожара горящую ветку и принёс её в пещеру. Запылал в пещере первый костёр.
- Какую пользу принёс огонь людям? (Тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных).
- А почему костёр не очень удобен в применении? (Его приходится поддерживать, чтобы не погас от ветра и дождя, его нельзя перенести в другое место).

3. Беседа «Освещение жилища с древнейших времен». Лучина.

- Человек не остановился на укрощении огня. Он начал думать, как сделать костёр более удобным. Наконец кто-то додумался и придумал

Под нее девицы пряли,
Ей работу освещали.
Песню пели, славно, чинно
А зовут ее (лучина)

Для освещения жилища незачем было разжигать целый костер, когда для этого достаточно было одной лучины. От сухого ровного полена откалывали щепку и зажигали. Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горела. Лучина была замечательным изобретением. Недаром она просуществовала много веков. Закрепляли лучину в светец – столбик на подставке. К столбику был приделан железный зажим, в котором и укрепляли лучину. Лучина давала хороший свет. Но сколько от нее было дыму и копоти, сколько с ней было хлопот! Приходилось класть под нее железный лист, чтобы не было пожара, стоять около нее, чтобы вовремя заменить сгоревшую лучину новой. Обыкновенно, в то время как взрослые работали, за лучиной присматривал кто-нибудь из детей.
Подумайте и скажите, чем удобна лучина в обращении? (Лучина даёт свет, её можно переносить).
- А чем лучина неудобна? (Мало света, быстро сгорает, сильно коптит)

4. Беседа «Освещение жилища с древнейших времен». Факел.

Очередной экспонат.

Вот бегун. Олимпиаду
Открывать ему здесь надо.
На трибунах шляпки, фраки
А в руках спортсмена (факел)

Люди заметили, что особенно ярко горит лучина, сделанная из смолистого дерева. Значит, дело не столько в дереве, сколько в смоле. Стоит обмакнуть любую ветку в смолу, и получится искусственная лучина, которая будет гореть не хуже, а еще лучше настоящей. Так появился факел. Факелы горели очень ярко. Ими освещали целые залы во время торжественных пиров. Рассказывают, что в древних замках рыцарей двенадцать слуг держали в руках факелы, стоя вокруг стола во время ужина. В королевских дворцах нередко факелы держали в руках не живые слуги, а серебряные статуи.

5. Беседа «Освещение жилища с древнейших времен». Свеча.

Человек никогда не останавливается на достигнутом, он стал усовершенствовать источник света. Переходим к следующему экспонату.

Будто стройная березка,
Только сделана из воска.
А теперь о чем идет речь? (свеча)

- Ребята, когда мы зажигаем свечи? (Новый год, День рождения, романтическое свидание, когда отключили свет дома).
А давным-давно свечи горели в домах каждый вечер. Из чего только их не делали: из пчелиного воска, бараньего сала, внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Люди придумали красивые подсвечники, в которые ставили несколько свечей сразу. Их можно было переносить, вешать на стену и к потолку.
- Чем хороши свечи? (По сравнению с лучиной даёт больше света, её можно переносить).
- А что не очень хорошо в свече? (Света не так много, пользоваться ею небезопасно).




6. Беседа «Освещение жилища с древнейших времен». Керосиновая лампа.

- Какой же экспонат нас еще ждет на выставке?
- Прошли годы. Человек искал более совершенное освещение жилища.

Синее море, стеклянные берега,
Плавает утка, горит голова.

Свечу заменили керосиновой лампой. Она состояла из стеклянной колбы, внутри был фитиль, который можно было зажечь и бачок, куда наливали керосин. Горела такая лампа довольно ярко, словно много свечей сразу.
- Что же хорошего было в лампе? Она безопаснее, чем лучина или свеча, светят ярко, лампу можно переносить. С такой лампой можно выходить в дождь и ветер.
- А что не устраивало в такой лампе человека? Света хотелось больше, в лампу приходилось добавлять постоянно керосина, от неё могли загореться находящиеся рядом предметы.

Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
Я голодная, я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле – густая пыль.
Почему – я не пойму
Не нужна я никому?

Почему плачет лампа? Она уже не нужна. Человек придумал что-то новое. А что?

7. Беседа «Освещение жилища с древнейших времен». Электрическая лампочка.

Дом – стеклянный пузырёк,
А живет в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся.

Догадаться не трудно, так как этот предмет мы встречаем везде. Правильно, это электрическая лампочка. О ней есть ещё другая загадка, которую вы все знаете: Висит (груша – нельзя скушать). Такая «Стеклянная груша» светит очень ярко, и на неё лучше не смотреть, а то заболят глаза. Если взять лампочку в руки, то можно увидеть за стеклом нить накаливания, она тоненькая как волосок, но прочная. Есть ли воздух внутри лампочки? (Нет). Через металлическое основание электрический ток поступает внутрь лампочки, разогревает нить добела, поэтому она моментально вспыхивает и ярко и ярко светится.

Видео «Электрическая лампочка»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Видео «Да будет свет!» (экономия электроэнергии) «Ну, погоди!»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

11. Час Земли 2016 26 марта.

Час Земли особенная международная акция, из года в год проводимая в последнюю субботу марта. Участвовать в акции может каждый достаточно выключить свет и все электрические приборы всего лишь на один час. Такой шаг расценивается как голос в борьбе за охрану окружающей среды.
Впервые Час Земли был проведен в 2007 году. В первый раз праздник прошел в Сиднее (Австралия) и его участниками были лишь жители одного города. Однако уже через год к акции присоединились жители 35 стран. С каждым годом количество участников увеличивается, сейчас их число измеряется миллиардами. Примечательно, что в акции принимают участие не только простые граждане, но и крупнейшие коммерческие предприятия, символично жертвующие ради спасения планеты своей прибылью. В 2016 году час Земли состоится 26 марта с 20:30 до 21:30.

- Молодцы! Спасибо за внимание!









Разгадывание ребусов.



































































































































































Кроссворд «Лампочка».





































Игра «Да-Нет»

1) Папа с мамой заменили все старые лампочки в доме на новые энергосберегающие. Правильно? (Да)
2) Мальчик Петя сделал все уроки и побежал гулять на улицу с друзьями, забыв выключить свет в комнате? (Нет)
3) Папа сел смотреть телевизор и уснул? (Нет)
4) Когда на улице стало светло, учитель выключил в коридорах школы свет! (Да)
5) Мама, поработав за компьютером, оставила его включенным и пошла готовить ужин. Правильно? (Нет)
6) Днем девочка Ира включила свет в комнате и стала играть в игрушки. Правильно? (Нет)
7) Ученики в классе раз в неделю во время генеральной уборки протирали плафоны и лампочки. Правильно? (Да)
8) Летом свет в квартире горит реже, чем зимой. Правильно? (Да)
9) Кирилл включает свет в классе, туалете, коридорчике, игровой даже когда светло! Правильно? (Нет)
10) Через чистое стекло свет проникает в помещение лучше. Правильно? (Да)























Загадки.

Кнопка-переключатель для регулирования освещения помещений. (Выключатель света)

Приспособление в стене с двумя отверстиями для подключения к напряжению электроприборов. (Розетка)

Небольшой осветительный прибор, подвешенный на стенке. (Бра)

Источник направленного света, стоящий на столе. (Настольная лампа)

Под потолком висит Жар – Птица.
Темнота её боится.
Темнота её боится.
На Жар – Птицу мир дивится. (Люстра.)

Длинноногим журавлём
В кабинете он моём
Всё стоит и, как ни странно,
Не отходит от дивана.
Зорко смотрит одноножка,
Наклонясь ко мне немножко.
Если я читаю лёжа -
Может, он читает тоже? (Торшер)

Не пловец, а плывущему плыть помогает. Не хитрец, а мигает, мигает, мигает. (Маяк)

Желтым глазом он моргает,
Он все время на посту.
Он горит и разгоняет
На дороге темноту. (Фонарик)

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)

К дальним селам, городам
Кто идет по городам?
Светлое Величество!
Это (Электричество)


Игра «Кто быстрее составит слово «ЛАМПОЧКА».



































































Игра «Найди слово в цепочке»








































РОШЛТРСВЕТАКЦЙДТРГПСВЕЩДЛТРЕКВЫУМПНЛСВЕТБДЩЛОНПЕАВКЕНПЕНПРНСВЕТРПЕВСЫФЗХДБЬОТСВЕТИРНПЕАВСВТСВЕТРОРНПЕАУТЛОГСВЕТЛДЩЗХБДЖЬОРПАВКМАСВКЕУВЕТРНПЕДЛОРИПСВЕТЧВКУЙЦПРОШЛЖЗДЬОТРПАСВЕТСВЕТИРНГЖДЛТРИПЕСАКСВЕТЛДЖЗХЛЬТРНЕВАСВЕТЛОБДЖЗЩЛОГРПЕАКВУСВЕТЖХЖЗБЛЬТОРНИМПЕАВТОРНПЕАВСЕАКРНОТЛОРНАПСВЕТЛЬОШЖДЩЗЛЬОТРИРПРЛСВЕТЬЛДЖЬБВКАУВЦЫФЦЙЧВСАЯЫВСВЕТЛДЖЗЛЬОТЬЛДЩБЬЛОТЬЛГОПАКВУЦЫФКАЕПРНАСМВЕКАСВЕТВКАВУЫЦУЗЖХЛЬТОНРАСВЕИПРНЗХЪЖБЛЬТРИМПЕАКУЦЙТОРИМАСВЕТЛДЩЬЛЬТОГРНИПДЖХЮЖЦУЙЫКАВУЧВСАВИЕПАКВУЫЦЙПРИОЛДЖЗДШОГРПИМАСВЕТРИПМПНРЕВАКЕКАВУКАСВАМПИПМАВЕОЛДЩЖЗБДЛТРИПМАЕВКВСВЕТЩЗЩЛЬЛОТМПАВЧЯЫФЙЦУКЕНПРСВЕТРИПМАВУВЫЦЙФЫВКЗХЖДБЬОТИРПАСВЕТЛСВЕТДСВЕТЮДЖБДЛЬТОРНСВЕТСВЕТСВЕТСВЕТСВЕТСВЕТДБЛДБЛЬТОТСВЕ




15