Конспект урока по литературе Ритм. Рифма. Творческий практикум.

Урок 27. Ритм. Рифма. Творческий практикум

УУД
Предметные
Учащиеся научатся
- анализировать текст.
Учащиеся получат возможность научиться
- определять ритм и рифму в стихотворениях.
Метапредметные
- обучить умению работать с текстами.
Личностные
- воспитание любви к русской природе.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Определение и запись темы.
Слово учителя
Учитель читает отрывок из отрывок из пьесы Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве». (см. Приложение 1)

- Знали ли вы это раньше? Или не подозревали, подобно господину Журдену, что говорите прозой?
Если это так, то вам ещё далеко до сорока и узнаете вы о стихах и прозе гораздо раньше - сегодня на уроке.

-Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Какие понятия рассмотрим?


Запись на доске понятий стихи, проза, законы стихосложения, ритм, рифма.

Целеполагание.
- Чему мы должны научиться на уроке?










- стихи, проза, законы стихосложения, ритм, рифма.





- Анализировать текст, определять ритм и рифму в стихотворениях.

Объяснение нового материала.
Слово учителя [РИФМА]
- В обычной жизни мы стихами не говорим. А ведь литература- это искусство, часто литературу называют искусством слова. Как это понимать?
Что используют при создании музыкального произведения искусства? живописного? скульптуры?
Конечно, художник – цветом, а писатель и поэт – словом создают свои шедевры. Но чтобы создать стихотворный шедевр, нам надо ещё подучиться. А для начала проверить: различаем ли мы стихи и прозу.

1. Задание 1. (см. Приложение 2, Задание 1)
- Прочитайте отрывки и сделайте вывод, где стихи, а где проза. Ответ объясните. (см. Приложение 2, Задание 1)

- Прочитаем о речи прозаической и стихотворной на стр. 130 учебника.



- Стихотворение Н.М. Языкова – в прозе, потому что рифмуются слова «море» - «просторе», «оно» - «погребено». Эти слова заканчивают строки.










- Что такое рифма? Попробуйте дать определение.
Сравним это определение с данным в учебнике на стр. 138.


Рифма – созвучные окончания стихотворных строк.

2. Задание 2.
Проверьте свой слух, объедините слова, которые рифмуются, парами через тире. Запишите пары в тетрадь. (Работа по вариантам) (см. Приложение 2, Задание 2)
I. Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. II. Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.





I. Водой – молодой, огонь – тронь, носки – близки, от пыли – не вы ли.
II. Перчатка – сладко, игла – была, стержень – те же, язык – привык.




3. (см. Приложение 2, Задание 3)
- А теперь попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”. (см. Приложение 2, Задание 3)





-Вывод: что важно для стихотворения?
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый пирог.
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости не идут
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек проглотил
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту съел
Когда же гости подошли,
То даже крошек не нашли.

-Рифмующиеся слова на конце строчек.

4. [БЕЛЫЙ СТИХ] (см. Приложение 2, Задание 4)
Прочитайте самостоятельно и скажите – стихи это или проза. (см. Приложение 2, Задание 4)

- Задумались? Послушайте, как я его прочитаю.
Под большим шатром Голубых небес Вижу - даль степей Зеленеется.

И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами.

По степям в моря Реки катятся, И лежат пути
Во все стороны.           И.С. Никитин

- Похоже на стихи?
- Но нет и обмана. Это действительно стихи, но только без рифмы. Такие стихи называются белыми.

-Значит, должно быть что-то ещё, кроме рифмы. Что же это?


Под большим шатром голубых небес вижу - даль степей зеленеется. И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны.           И.С. Никитин














-Здесь нет рифмы.

Физминутка


[РИТМ] . (см. Приложение 3)
-Действительно, стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более важное. Чтобы понять это, посмотрите на этот орнамент. (см. Приложение 3)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

-Красота этого узора заключена в повторении отдельной части. Глазу приятно такое равномерное повторение. Орнаментальный ряд можно продолжить до бесконечности.

- А если я возьму одну деталь одного орнамента и одну детальдругого, вам нравится такой узор?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- Может, кто-нибудь знает, как называется правильное чередование? ритм
Определение найдем на стр. 129 в учебнике. Запишите его в
тетрадь. Запомните.

- А где вы встречались с ритмом, кроме узора?


- Ритмы везде: внутри нас и вокруг нас.

-Но вернемся к стихам.
-Запомните! Стихи создает не рифма (хотя в большинстве стихов она есть), а ритм. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему.

-Как отследить ритм в стихотворении?
















Второй узор неприятен глазу.












- Ритм.

Ритм – повторение каких-либо элементов через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке – размер)


Маятник часов, биение сердца, смена дня и ночи, отлив - прилив, капель, вода из крана...






-Стихи можно «отстучать», то есть задать ритм.

5. Работа над ритмом. (см. Приложение 2, Задание 5)

- Давайте познакомимся с горе - поэтом Никифором Ляписом из книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
-Он все время сочиняет поэмы на разные темы, но герой его поэм всегда один - Гаврила. В одной поэме Гаврила почтальон, в другой - охотник, хлебопек и т.д. Ляпис посылает свои поэмы в разные журналы, но ни один из них их не печатает.

-Если захотите узнать о судьбе Гаврилы, чуть позднее прочитайте роман Ильфа и Петрова.

-А теперь «просчитаем» одно из стихотворений Ляписа (см. Приложение 2, Задание 5):
Слу-жил –Гав-ри-ла- поч-таль-о-ном Гав-ри-ла –пись-ма- раз-но-сил...
(Гаврила ждал в засаде зайца Гаврила зайца подстрелил.)

Какой у них ритм, иначе говоря, размер?

А теперь поиграем: я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую.
Служил Гаврила педагогом...





















Ударный каждый второй слог.



Варианты ответов:
1)Гаврила русскому учил...
2)Гаврила алгебру любил ...

6. [Количество слогов и расположение ударения]
(см. Приложение 2, Задание 6)

Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат.
- Какие слова не подходят и почему?

Мы можем подставить только 4-х сложное слово с ударением на 3-ем слоге - название должности в Т. п.

Вывод: Ритм стихов (даже ненастоящих) зависит от количества слогов и расположения ударения.


Мы можем подставить только 4-х сложное слово с ударением на 3-ем слоге - название должности в Т. п.


7. Задание 7. (см. Приложение 2, Задание 7)

Давайте вернёмся к белым стихам И.С.Никитина. Там нет рифмы. Проверим, есть ли ритм. (см. Приложение 2, Задание 7)

Ударный слог обозначают
Безударный слог обозначают

Расставив ударения, учащиеся приходят к выводу, что здесь есть правильное чередование ударных и безударных слогов, то есть ритм. Значит, это стихи. Но здесь нет рифмы, значит, стихи - белые.



- Старайтесь развивать в себе чувство ритма, читая стихи вслух и про себя.

Под большим шатром Голубых небес Вижу - даль степей Зеленеется.

И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами.

По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны.           И.С. Никитин

8. Творческое задание. (см. Приложение 2, Задание 8)

-А сейчас проверим свои силы. Попробуем составить свои сказки, подбирая правильно рифмы и соблюдая ритм.
(Акцент на словах для справок - Г, Д)

Чтение работ. Оценивание коллективное.


ЗАДАНИЕ 8.
Карточка 1. Мой друг Кук
Мой друг – водитель по имени _______ . Утром в субботу идёт на _____________ . На ужин ест кашу и весь вечер ________ . Он ест поганки прямо из _____________ . И греет ноги в воде, в большущей __________ .
(Работу, Кук, пляшет, банки, сковороде)

Карточка 2. Кура по имени Шура
Наша сестрица – важная _______ . Она рисует всякие штучки большой фиолетовой _______ . Напевая весёлые песни, Шура пишет красивую _______ . Храбрая Шура (будь что будет) покажет работу серьёзным _______ . Они предложат отличную цену, но Шура прибьёт картину на _______. (Ручкой, птица, десять, людям, стену)

Карточка 3. Сашка – букашка
Вот букашка по имени _______ . Сашка очень упрямый и не слушает _______ . Сашка живёт хорошо: он залез в цветочный _______ . В летний солнечный день он забирается в _______ . Букашки смотрят волшебные сны от самой осени и до _______ . (Маму, Сашка, горшок, тень, весны)

 Итог урока
- Над какой темой мы работали?

- Как называется речь, в которой главное - рифма и ритм?

- Что такое рифма? (приведите примеры)

- Что такое ритм? (приведите примеры)

- Какие стихи называются белыми?

(Выставление оценок за урок.)



- Мы говорили о прозаической и стихотворной речи ритме и рифме.
- Стихотворная речь.

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
Ритм – повторение к.-л. элементов через равные промежутки времени.
Белые стихи – стихи, в которых есть ритм, но нет рифмы.

Рефлексия
Выберите любое начало предложения и продолжите его:
- Сегодня на уроке я познакомилась с
- Сегодня на уроке мне удалось
- Мне было трудно
- На уроке я похвалила бы себя за

Домашнее задание
1.Прочитать статью учебника о М.Ю.Лермонтове, с.151-153, ч.1.
2.Подготовить рассказ о поэте.
Инд.задание: подготовить сообщеня о предках Лермонтова, увлечениях поэта, первом учителе.






ПРИЛОЖЕНИ 1.
Ж.Б.Мольер.
Мещанин во дворянстве.
Отрывок.
<Богатый купец господин Журден хочет быть похож на дворянина и нанимает учителей, чтобы научиться хорошим манерам. Жена не одобряет его, а он пытается убедить её пользе «учёности».>
Из действия второго, явления шестого.
Г-н Журден. А теперь я должен открыть вам секрет. Я влюблен в одну великосветскую даму, и мне бы хотелось, чтобы вы помогли мне написать ей записочку, которую я собираюсь уронить к её ногам.
Учитель философии. Отлично.
Г-н Журден. Ведь правда, это будет учтиво?
Учитель философии. Конечно. Вы хотите написать ей стихи?
Г-н Журден. Нет, нет, только не стихи.
Учитель философии. Вы предпочитаете прозу?
Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.
Учитель философии. Так нельзя: или то, или другое.
Г-н Журден. Почему?
Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами.
Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами?
Учитель философии. Не иначе, сударь. Всё, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.
Г-н Журден. А когда мы разговариваем, это что же такое будет?
Учитель философии. Проза.
Г-н Журден. Что? Когда я говорю: «Николь! Принеси мне туфли и ночной колпак», - это проза?
Учитель философии. Да, сударь.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ЗАДАНИЕ 1.

Ветер упал, стало тихо повсюду,
но тяжелая рожь более не поднялась.
Антошка поглядел туда, где живет
бабушка, и он увидел ее.
А. П. Платонов

Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.
Н. М. Языков



Последний день июля месяца.
На тысячи верст кругом Россия,
родной край. Безветрие, теплынь.
Воздух - молоко парное!
И. С. Тургенев

ЗАДАНИЕ 2. Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются. Запишите пары в тетрадь. (Работа по вариантам)
I. Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. II. Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.

ЗАДАНИЕ 3. Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе .
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый .
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек .
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту .
Когда же гости подошли,
То даже крошек ..


ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте самостоятельно и скажите – стихи это или проза.
Под большим шатром голубых небес вижу - даль степей зеленеется. И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны. (И.С. Никитин)

ЗАДАНИЕ 5.
СЛУЖИЛ ГАВРИЛА ПОЧТАЛЬОНОМ,
ГАВРИЛА ПИСЬМА РАЗНОСИЛ

ЗАДАНИЕ 6.
Репортёр, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат.

ЗАДАНИЕ 7.
Под большим шатром Голубых небес Вижу - даль степей Зеленеется.

И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами.

По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны.      И.С. Никитин

ЗАДАНИЕ 8.
Карточка 1. Мой друг Кук
Мой друг – водитель по имени _______ . Утром в субботу идёт на _____________ . На ужин ест кашу и весь вечер ________ . Он ест поганки прямо из _____________ . И греет ноги в воде, в большущей __________ .
Карточка 2. Кура по имени Шура
Наша сестрица – важная _______ . Она рисует всякие штучки большой фиолетовой _______ . Напевая весёлые песни, Шура пишет красивую _______ . Храбрая Шура (будь что будет) покажет работу серьёзным _______ . Они предложат отличную цену, но Шура прибьёт картину на _______.
Карточка 3. Сашка – букашка
Вот букашка по имени _______ . Сашка очень упрямый и не слушает _______ . Сашка живёт хорошо: он залез в цветочный _______ . В летний солнечный день он забирается в _______ . Букашки смотрят волшебные сны от самой осени и до _______ .
(Работу, Кук, пляшет, банки, сковороде. Ручкой, птица, десять, людям, стену. Маму, Сашка, горшок, тень, весны)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
1.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115