Конспект открытого занятия по стихосложение на тему Рифма


Конспект открытого занятия по дисциплине «Сценическая речь»
Дата проведения: 23.10.2015 г.
Ф.И.О. педагога: Бронникова Д.А.
Курс: 2
Количество студентов:21
Тема занятия: «Стихосложение. Вспомогательный ритмообразующий элемент - рифма»
Цель: Проверить уровень усвоения изученного материала
Задачи:
Активизировать имеющиеся знания о стихосложении;
Организовать деятельность по определению типа рифм;
Организовать творческую деятельность по созданию рифм и стихов;
Развивать потребность в реализации собственного творческого начала;
Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля;
Воспитывать навыки  коллективной работы, чувство партнерства.
Приемы:
Беседа, объяснение нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.
Образовательная технология: личностно – ориентированная.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
ноутбук;
презентация к уроку;
раздаточный материал «Материалы к практическому занятию «Рифмы для составления буриме» (приложение 1);
раздаточный материал «Материалы к практическому занятию «Стихи из антологии русской поэзии» (приложение 2);
Глоссарий (приложение 3);
План занятия:
Организационный момент
Изучение нового материала
Закрепление материала
Физкультминутка
Закрепление материала
Подведение итогов урока
Ход урока:
№ п/п Этап проведения практического занятия Использование образовательных ресурсов
1. Рифма. 1.1. Знакомство с темой занятия. Демонстрация слайда
1.2. Постановка цели перед учащимися.
Прочтем вслух 2 катрена из разных стихотворений А.Плещеева:1)Оставь, душа, сомненья и надежды!
Конец борьбе с мирским всесильным злом.
Я чувствую: сомкнутся скоро вежды,
Близка пора заснуть последним сном!
2) Еще один - испытанный боец,
Чей лозунг был: отчизна и свобода,
Еще один защитник прав народа
Себе нашел безвременный конец!
Мы слышим, что ритмический строй их различен, несмотря на то, что стихи сходны по теме, оба четверостишия написаны пятистопным ямбом, в обоих сочетаются мужские и женские клаузулы. Что создает это различие? В первом примере созвучны 1и 3 строки, 2 и 4, а во втором -1 и 4, 2 и 3. В данном случае именно это создает ритмическое отличие – различное положение рифм
Сегодня мы попытаемся разобраться в их многообразии. 1.3.2 Понятие «рифма»
-Какие виды рифм вы знаете из курса литературы? (смежная, перекрестная, кольцевая). Демонстрация слайдов
2. Классификация Рифм Демонстрация слайдов
2.1 По положению в строфе 2.2. По характеру звучания 2.3 По положению в стихе 2.4 По слоговому объему 2.5 По кратности повторов 3. Практическое задание:
-придумать рифмы к следующим словам;
-коллективная проверка - знакомство с сайтом Рифмовед.руhttp://rifmoved.ru/generator-rifm.htm4. Найдите рифмы в стихах, определите их виды (стихи на индивидуальных карточках). Выборочный опрос. Раздаточный материал
5. Физкультминутка.
Прежде, чем приступить к чтению получившихся стихотворений, мы с вами отдохнем и выполним дыхательные упражнения, ведь от правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса и его тональных оттенков. Дыхательная гимнастика.
6. Упражнение «Буриме». Выразительное чтение получившихся стихов. Раздаточный материал
7. Итог занятия.
- Работая над стихами, вглядывайтесь пристальнее в найденные автором рифмы. Они не бывают случайны. «Проявляйте» рифму – удерживайте паузу после строки, чтобы явственнее чувствовалось определенная рифменная цепь или ее отсутствие. Сочетание рифм – это прием, зная и умея расшифровывать который, вы сможете глубже понять и почувствовать эмоциональную насыщенность стихотворения, а научившись пользоваться им, сумеете передать свое чувство зрителю.
Обращайте внимание на аллитерации и ассонансы, на повторение слов. Выявление звукописи стихотворного произведения поможет прорисовать словом образы, сгустить атмосферу, повысит эмоциональный накал его.
-Спасибо за внимание и активную работу. До новых встреч.
Приложение 1
Материалы к практическому занятию
«Рифмы для составления буриме»
Придумайте собственные буриме на рифмы:
роса - небеса; пес - принес; краски-сказки; ветерки-мотыльки; у реки - глубоки; в лесу - принесу, колдуны - не страшны, холодна - у окна; парить – говорить; пастись – запастись; вернуть - завернуть.Придумайте собственные буриме на рифмы:
Слог – слёг; завяленный – заваленный; оброк – обрёк; мыло – мило; блуза – блюза; томный – тёмный; забыть – забить; ложа – лёжа; метр – мэтр; грозы – грёзы; минёр – минор; потомки – потёмки; простыл – простил; томен – тёмен; слыть – слить; выселится – виселица; клон - клён.Придумайте собственные буриме на рифмы:
Раб – араб; буду – позабуду; чары – янычары; дядья – бадья; ведь – медведь; клоп – циклоп; живая – призывая; мир – кумир; взор – позор; волен – доволен; друг – вдруг; награда – виноград; порога – дорога; тятя - дитятя.Приложение 2
Материалы к практическому занятию
«Поэтическая антология по истории русского стиха»
Благословен господь мой бог,
Мою десницу укрепивыйИ персты в брани научивыйСотреть врагов взнесенный рог.    
Если б милые девицы
Так могли летать, как птицы,
И садились на сучках,
Я желал бы быть сучком,
Чтобы тысячам девочкам
На моих сидеть ветвях.      
         
Туман не редеет
Молочною мглою закутана даль,
И на сердце веет
Печаль.              
                             
Воздух живительный, воздух смолистый
Я узнаю.
Свет не слепит, упоительный, чистый,
Словно в раю.                                              
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристО и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!    
             
Солнца контур старинный,
Золотой, огневой,
Апельсинный и винный
Над червонной рекой.      
                     
Легкий лист, на липе млея,
Лунный луч в себя вобрал –
Спит зеленая аллея,
Лишь вверху поет хорал.          
           
Смело, друзья! Не теряйте
Бодрость в неравном бою,
Родину-мать защищайте,
Честь и свободу свою!                  
Вперед! Без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!          
         
Как мошки зарею,
Крылатые звуки толпятся;
С любимой мечтою
Не хочется сердцу расстаться.        
   
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;                  

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.