Урок-конспект по чтению Стихи,ритм,рифма.


«Стихи, ритм, рифма»
Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы
Задачи:
- изучить понятия «ритм» и «рифма»
- изучить виды рифмовок
- определить значение ритма стихотворения.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Беседа
Объяснение нового материала
Тренировочные упражнения
Объяснение домашнего задания
Подведение итогов урока  
Организационный момент
1. Приветствие.
- Добрый день, мои друзья!Перед вами снова я.Очень рада видеть всех.Ждет сегодня вас успех.А еще скажу я вам:Улыбнитесь всем гостям.Соберитесь, подтянитесьИ тихонечко садитесь.
к словам; прививать любовь к поэзии. Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
Итак, что же такое стихотворение. Читаем и записываем определение слова «рифма».
Приведите примеры рифм.
Существуют разные способы рифмовки
Задание на размышление
Читаем и записываем определение слова «ритм».Как вы думаете, для чего нужен ритм?
Проверьте себя .Как вы помните, Незнайка тоже сочинял стихи . В чем их недостаток?
Чтение статьи в учебнике 
ние?
Ответы детей.  Сравните два предложения.
Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?Экран:
- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
- Белый снег, пушистыйв воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
- Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.
Экран.
На дво-рах и до-мах    (Б-Б-У-Б-Б-У)
Снег ле-жит по-лот-ном    (Б-Б-У-Б-Б-У)
И от солн-ца блес-тит    (Б-Б-У-Б-Б-У)
Раз-но-цвет-ным ог-нем.     (Б-Б-У-Б-Б-У)
- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.
Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина.
Что же такое рифма?
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
(от греч. рифмос – стройность)
•Игра «Найди рифму».
парта - …(карта)
ученик -…(озорник)
пенал - … (журнал)
указка - … (сказка)
ручка - … (штучка)
•Виды рифмы.
- А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
- На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
•Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
- А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?
Выразительное чтение.
 А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?
Выразительное чтение.
1)Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)
2)Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
3)Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
Последняя тайна – буриме.
VI Поэтическая мастерская (работа в группах)
- А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.
- Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.
2 группа: книжки – мальчишки, урок – звонок.
- Я тоже не буду терять времени и поработаю вместе с вами. Дайте мне 2 пары рифмующихся слов на тему «Зима», и я попытаюсь сочинить четверостишие.
Итог урока Без чего невозможно создание стихотворения?