План-конспект к интегрированному уроку по русскому языку к 9 мая Повтор имени прилагательного


Интегрированный урок русского языка и истории
«Имя прилагательное. 9 мая»
71564560325

Тема урока: «Имя прилагательное. 9 мая»
Цели урока:
Обучающая:
Обобщить знания детей по теме «Имя прилагательное»
Учить применять знания полученные на других предметах.
Развивающая:
Развивать логическое мышление, память, внимание, речь.
Развивать коммуникативные навыки и навыки диалогического общения.
Воспитательная:
Воспитывать чувства выручки, взаимопомощи, работая в группе
Создать дружескую атмосферу на уроке.
Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, к истории своей страны.
Оборудование:
Компьютер+проекторФлеш-карта
Плакат-финвордДоска+мелКонверты с карточками у каждого ребенка
Тетради у каждого ребенка
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный момент:
Сегодня нам предстоит провести очень нужный, важный и полезный урок. Будьте сегодня на уроке, как всегда активны и любознательны. Дети настраиваются на серьезную и ответственную работу.
Садитесь, дети. Подвиньте стулья, поправьте спинки. Дети садятся, подвигают стулья, поправляют спинки.
(Слайд 1) 9 мая этого года мы будем праздновать 71-ю годовщину Победы над фашистской Германией. Путь к Победе был долог и труден. 1418 дней. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести. 71-й годовщине Победы я посвящаю этот урок.  Слушают информацию о 71-ой годовщине Великой Отечественной Войны.
Ребята, как вы думаете, почему я взяла эту тему для нашего урока? Дети отвечают: Скоро праздник – день победы 9 мая.
А какую победу мы празднуем? Дети отвечают: Победа Советской армии в войне с фашистской Германией.
Ребята, как вы понимаете слово «победа»? Дети высказывают свое мнение.
«Победа» ПОБЕДА - успех в битве, войне при полном поражении противника. (Толковый словарь Ожегова)
Этимология этого слова такова: «ПОБЕДА (старославянское) - образовано от
глагола побъдити – «победить», которое приставочным способом образовано от бъдити – «убеждать», в свою очередь образованное от существительного бъда – «беда». (Этимологический словарь Крылова)
Можно  составить словообразовательную цепочку: ПОБЕДА – побъдити – бъдити – бъда. Как видим, наши мудрые предки считали, что человек должен преодолеть беды и препятствия, чтобы достичь успеха, ПОБЕДЫ. Дети слушают новую информацию.
Запишите число, классная работа. Дети открывают тетради и записывают число, классная работа.
II. Орфографическая работа (Слайд 2) На доске: Орфографическая минутка:
Свобода, победа, землянка, славная, окопы, борьба, героизм.
Дети по одному выходят к доске и записывают слова, ставят ударение, определяют орфограммы, проговаривая вслух.
А теперь найдите среди этих слов лишнее слово. Дети отвечают: Славная.
Почему это слово оказалось лишним? Дети отвечают: Это имя прилагательное.
III. Определение темы урока (Слайд 3) На прошлом уроке мы с вами повторяли и обобщали знания об имени существительном. Как вы думает, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Обобщать знания об имени прилагательном
IV. Актуализация знаний (Финворд) Я предлагаю вам вспомнить основные понятия, связанные с именем прилагательным. Для этого давайте разгадаем финворд, где спрятались слова по вертикали, по горизонтали и даже змейкой. Дети поочередно выходят к доске, разгадывая слова: прилагательное, род, число, падеж, окончание, определение.
Теперь давайте разберем подробнее каждое из этих понятий. Дети дают определение каждому из этих понятий
IV. Работа над темой.
Ребята, а кто из вас помнит почему именно 9 мая празднуется День Победы? Дети высказывают свое мнение.
(Слайд 4) А сейчас, ребята, возьмите свои конверты и достаньте карточку Учитель просит одного ребенка прочитать вслух текст в карточке. Один ребенок читает текст в карточке, остальные следят: 9 мая (Карточка 1)
9 мая в нашей стране празднуется День Победы СССР над вражеской Германией в Великой Отечественной войне, которая длилась долгих четыре года.
9 мая 1945 года в 0:43 по московскому времени во французском городе Реймсе был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Так закончилась самая страшная война в истории нашей страны. А 24 июня на Красной площади в Москве прошел Парад Победы.
Сегодня 9 мая является самым важным, трогательным и славным праздником разных народов и национальностей.
Выпишите из второго предложения словосочетания существительных с прилагательными, определите род, число и падеж.
Все ли слава вам знакомы, понятны? Дети отвечают какие слова для них незнакомы.
(Слайд 5) Учитель просит ребенка прочитать понятия незнакомых слов. Один ребенок читает с доски определение непонятных слов, остальные ребята следят: Безоговорочный - без всяких оговорок, отговорок, беспрекословный. (Толковый словарь Ожегова)Капитуляция – прекращение военных действий и сдача победителю на продиктованных им условиях. (Толковый словарь Ожегова)
По заданию требуется определить род, число и падеж имени прилагательного. Как это сделать? Дети отвечают.
Давайте письменно выполним это задание. Дети выполняют задание, выходят по одному к доске.
(Слайд 6,7) А сейчас давайте посмотрим фотографии парада Победы на Красной площади в Москве 1945г., затем – 2015г. Дети просматривают презентацию фотографий парада Победы под патриотическую музыку.
Ребята, а кому мы обязаны этой победе? Благодаря кому мы победили? Дети отвечают: Ветеранам
(Слайд 8) Давайте посмотрим, как растолковывается это слово. Один ребенок читает с доски определение слова «Ветеран», остальные – следят: Ветеран – старый опытный воин, участник многих боев. (Толковый словарь Ожегова)
(Слайд 9) Достаньте карточку 2 и прочитайте стихотворение о Ветеранах Великой Отечественной Войны
Алиакбар, прочитай нам пожалуйста стихотворение. Ребенок у доски с изображением ветерана, читает стихотворение, остальные дети внимательно его слушают:
Ветераны Велик…(ой) Отечественн…(ой)
Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшн…(ом) сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.
Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевн…(ым) с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не Бог…война им снова снится.
Пусть внукам не достанется война
И грязь её потомков не коснётся,
Пусть курит бывш…(ий) ротн…(ый) старшина
И слушает, как правнучек смеётся.
Для начала, чтобы правильно вставить окончание, определим орфограмму. Дети отвечают: Безударные падежные окончания имен прилагательных.
Как правильно написать безударное падежное окончание прилагательного? Можно задать вопрос, посмотреть какое окончание будет у вопроса такое и у прилагательного. Либо определить падеж, род и вспомнить какие окончания в этом случае пишутся.
Выполняем упражнение в тетрадях и на доске. Дети поочередно разбирают словосочетания у доски, остальные работают в тетрадях. Великой Отечественной (Р.п., ж.р., либо Какой?), в страшном (П.п., м.р., либо В каком?), душевным (Т.п., ср.р., либо Каким?), бывший ротный ( И.п., м.р.).
(Слайд 10,11) Ребята, это хорошо, что мы с вами не забываем ветеранов и поздравляем их, а как же быть с погибшими защитниками нашей Родины? Как мы показываем, что мы не забываем о них, помним всегда. Дети отвечают: Приносим цветы в знак памяти к памятникам, к вечному огню.
Самира читает стихотворение на фоне слайда с изображением Вечного огня:
Вечный огонь
Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
У нас еще осталась последняя карточка 3, возьмите ее, прочитайте задание.
Сначала давайте составим предложение, можно совещаться с соседом по парте. Когда составите, дайте мне знать. Один ребенок читает, остальные следят: Карточка 3
1) Составьте из слов красивое предложение и разберите его по членам предложения и частям речи;
2) Сделайте морфологический разбор прилагательного «Вечному»
И, венки, дети, огню, возлагают, взрослые, к, Вечному³.
Какие предложения у вас получились? Давайте запишем лучшее предложение. Дети говорят получившиеся предложения, самое удачное записывают в тетрадь, один ребенок с комментированием записывает его на доске.
Давайте разберем предложение по членам предложения и частям речи. Дети, сидя на своих местах, по цепочке разбирают предложение и дают ему характеристику.
Теперь следует выполнить морфологический разбор прилагательного. Дети по цепочке выходят к доске, записывая и комментируя каждый пункт разбора, остальные – выполняют работу в тетради.
V. Рефлексия (Слайд 12) - Над какой темой мы работали? - Что мы повторили об имени прилагательном?
- Что нового вы узнали? Дети отвечают.
Давно закончилась война… Затекли и сравнялись с землёй окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне. Поэтому очень важно сохранить в памяти то, что мы знаем о войне, об участниках войны и тыла, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость наших великих побед. Война и Победа – не только история, это факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнивших свой священный долг. В 2016 году мы будем праздновать 71-ую годовщину Победы! Дети слушают.
VI. Домашнее задание (Слайд 13) Ребята, обратите внимание на конверты, на них наклеены цветные стикеры с домашним заданием. Первое упражнение обязательно следует выполнить в тетради, второе задание – творческое: составить синквейн к слову «Победа» - это задание не обязательное, но только для тех, кто хочет заработать дополнительную отметку. Слушают и читают на конвертах домашнее задание.
(Слайд 14) Спасибо за урок!
6019800-232410-285750-232410Карточка 1
9 мая
9 мая в нашей стране празднуется День Победы СССР над вражеской Германией в Великой Отечественной войне, которая длилась долгих четыре года.
9 мая 1945 года в 0:43 по московскому времени во французском городе Реймсе был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Так закончилась самая страшная война в истории нашей страны. А 24 июня на Красной площади в Москве прошел Парад Победы.
Сегодня 9 мая является самым важным, трогательным и славным праздником разных народов и национальностей.
Задание: Выпишите из второго предложения словосочетания существительных с прилагательными, определите род, число и падеж.
-952500142875
Карточка 2
Ветераны Велик… Отечественн…
Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшн… сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.
Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевн… с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не Бог…война им снова снится.
Пусть внукам не достанется война
И грязь её потомков не коснётся,
Пусть курит бывш… ротн… старшина
И слушает, как правнучек смеётся.
Задание: Выпишите из стихотворения прилагательные, вставляя пропущенные окончания, определяя их род и падеж.
-952500109220
Карточка 3
1) Составьте из слов красивое предложение и разберите его по членам предложения и частям речи.
2) Сделайте морфологический разбор прилагательного «Вечному»
-952500396875И, венки, дети, огню, возлагают, взрослые, к, Вечному³.
Домашнее задание
1) Выписать из стихотворения словосочетания существительных с прилагательными. Определить род, число и падеж имен прилагательных.
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны!
(А. Усачёв)
-9473523394672) Составить синквейн к слову «Победа» на формате А-4.