Урок по физике на тему Закон Ома для участка цепи (8 класс)


Мартукский район
Бортинская средняя школа
Открытый урок по теме:
« Закон Ома для участка цепи»
8 класс

Учитель физики: Цесько Ирина
Александровна
2016 год
Тема урока: «Закон Ома для участка цепи»
Цель урока: Познакомить учащихся с законом Ома. Установить зависимость между силой тока, напряжением на участке цепи и сопротивлением этого участка.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Научить учащихся понимать и формулировать закон Ома;
2. Научить учащихся производить расчёты электрических цепей с применением закона Ома для участка цепи.
Развивающие:
1. Развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы;
2.Развивать умение решать задачи.
Воспитательные:
1. Продолжить формирование активной жизненной позиции, честности, порядочности;
2. Показать практическое значение курса физики.
Метод обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый
Форма обучения: индивидуальная и фронтальная работа.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, документ- камера, презентация, диск с лабораторными работами, амперметр, вольтметр.
Технология уровневой дифференциации
Тезисы урока по теме « Закон Ома для участка цепи»
На Бога надейся, а сам не плошай;
Всё тайное становится явью;
Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней.
Эпиграф урока:
Физика вокруг нас.
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней,
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей.
А. Мицкевич.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, психологический настрой.
Проверка домашнего задания
А)Проверь себя! ( тестирование учащихся слайд №6-7)
В) Аукцион. Задача учащихся- как можно сообщить больше о данном лоте.
lefttop
3.Изучение новой темы:
Ом (Ohm) Георг Симон (16.III.1787–7.VII.1854)
Немецкий физик.
Проведя серию точных экспериментов, установил (1826) основной закон электрической цепи (закон Ома) и дал (1827) его теоретическое обоснование.
В 1881 именем Ома названа единица электрического сопротивления (Ом).
Член Лондонского королевского общества (1842).
-1943101221740Практическая работа. ( диск) ( слайд № 12-13)Цель работы:Установить зависимость между силой тока, напряжением на участке цепи и сопротивлением этого участка


Закон Ома для участка цепи
Формулировка:
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению
Формула закона Ома: I=U/R
R=U/IU=IR
В 1826 г. Ом открыл свой основной закон электрической цепи. Закон Ома устанавливает, что сила постоянного электрического тока I в проводнике прямо пропорциональна разности потенциалов (напряжению) U между двумя его сечениями: RI = U. Коэффициент пропорциональности R  называют сопротивлением проводника. Этот закон не сразу нашел признание в науке, а лишь после того, как Э. X. Ленц, Б. С. Якоби, К. Гаусс, Г. Кирхгоф и другие ученые положили его в основу своих исследований. В 1881 г. на Международном конгрессе электриков именем Ома была названа единица электрического сопротивления (Ом).
Последние годы своей жизни Ом посвятил исследованиям в области акустики. В 1843 г. он показал, что простейшее слуховое ощущение вызывается гармоническими колебаниями, на которые ухо разлагает сложные звуки. Акустический закон Ома был положен затем немецким ученым Г. Гельмгольцем в основу резонансной теории слуха.
4.Закрепление изученного материала:
1 уровень:
Выполните задания:
1.Выразите в Омах значения следующих сопротивлений: 200 мОм; 0,5 кОм; 10 Мом.
2.Сила тока в спирали лампы 1 А при напряжении на её концах 2 В. Определите сопротивление спирали.
3. Какие приборы составляют данную электрическую цепь?

2 уровень:
1.На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?


2.Математика на службе физики
Определите значение силы тока в электрической цепи вашей квартиры, если по какой-то причине сопротивление ее уменьшится до 0,01 Ом?
Что может произойти в этом случаи?
3.Начертите схему ( слайд № 26)
уровень:
1.Определите напряжение на концах стального проводника длиной 140 см и площадью поперечного сечения 0,2 мм2, в котором сила тока 250 мА. (ρ=0,15 Омхмм2/м)
2.Рассчитайте силу тока, проходящего по медному проводу длиной 100 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм2при напряжении 6,8 В. (ρ=0,017 Омхмм2/м)
3. При включении в электрическую цепь проводника диаметром 0,5 мм и длиной 4,5 м разность потенциалов на его концах оказалась 1.2 В при силе тока 1А. Чему равно удельное сопротивление материала проводника?
4.Кроссворд
1. Соединительный элемент электрической цепи. ( проводник)
 2. Прибор для измерения сопротивления. ( Омметр)
 3. Элемент цепи, позволяющий замкнуть или разомкнуть её. ( ключ)
 4. Фамилия учёного, в честь которого названа единица измерения напряжения. ( Вольт)
 5. Совокупность источников тока.  ( батарея)
6. Фамилия учёного, в честь которого названа единица измерения силы тока. ( Ампер)
 7. Прибор для измерения силы тока. ( амперметр)
 8. Направленное упорядочное движение заряженных частиц. (ток)
 9. Иное название разности потенциалов ( напряжение)
5.Итоги урока.
Зачем человеку нужно знать закон Ома?
Варианты ответа:
Иметь общий уровень развития;
Повышать образовательный уровень (для получения дальнейшего образования и профессиональной специальности)
Понимать смысл закона Ома и уметь объяснять явления, связанные с ним (короткое замыкание; тепловое действие тока)
4.Использовать приобретенные знания на практике и в повседневной жизни.
XXI век - электрическая энергия окончательно стала неотъемлемой частью жизни. Отключение электроснабжения в бытовой и производственной сетях - смерти подобно.
Мы прорешали на удивленье
Очень много задач
На нахожденье силы тока, напряжения и сопротивления.
Спасибо, Всем нам за урок,
Лишь бы был от этого всем толк!
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание
§ 9.3 Упр.19(2) ( слайды 28-36).