Технологическая карта урока музыки — 6 класс «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»


Технологическая карта урока
«Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»
Учитель – составитель урока Аметов Ремзи ИзетовичПредмет Музыка
Образовательная программа «Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д Критская
Класс 6 класс
Тип урока Расширение знаний
Тема «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»
Цель Продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни, способствовать становлению высокодуховной личности.
Дидактические задачи Образовательная: ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке, знакомство с историей свадебного обряда на Руси;Развивающая: развитие слушательских, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, мышления, умения слушать и анализировать музыкальные произведения;Воспитательная: воспитание в школьниках уважения и интереса к родному фольклору и музыке русских композиторов.
Основные термины  и понятия Фольклор.
Оборудование ТСО: автоматизированное рабочее место учителя.
Экранно-звуковые пособия: собственная презентация к уроку, фонохрестоматия.
Формы организации деятельности учащихся Фронтальная, в группах.
Структура и ход урока
Этапы урока Формируемые УУД Метапредметные  УУД:
Цели этапа Деятельность учителя Деятельность обучающегося1.Организационный
(этап мотивации). личностные:
- положительный эмоциональный настрой на урок;
-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.
регулятивные:
-помощь учителю в проверки явки на урок;
-выявление готовности к уроку.
.коммуникативные:
-слушание собеседника;
-построение понятных для собеседника высказываний.
познавательные:
-активное слушание учителя;
-выдвижение предложений о теме урока.
- формулирования собственных ожиданий Подготовка учащихся к работе на уроке:
-приветствие, фиксация отсутствующих;
- проверка подготовленности классного помещения;
-организация внимания школьников;
- раскрытие общей цели урока и плана его проведения. Учитель:
-Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!). (Определение отсутствующих, приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе).
Учитель:
-Сегодня у нас необычный урок, а эпиграфом нашему уроку будут слова великого Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»: (Слайд №1)
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
Учитель:
-Ребята, обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (Слайд №2)
- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?
Фолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное. (Слайд №3)
Дети:
-Приветствуют учителя.
-Помогают определять
отсутствующих.
-Читают эпиграф урока.
-Знакомятся с темой урока.
- Определяют понятие «фольклор».
2. Проверка домашнего задания личностные:
-повторение ранее изученного материала;
регулятивные:
-контролируют правильность ответов учащихся.
-адекватное восприятие оценки учителя.
.коммуникативные:
- взаимодействуют с учителем во время опроса.
познавательные:
-взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.
Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы Учитель:
- На прошлом уроке я вам задавал домашнее задание: собрать информацию об обрядах и обычаях, которые вы знаете. Дети:
- Выступают с подготовленной информацией, выражая свои эмоции по данному заданию.
3. Актуализация опорных знаний и умений. личностные:
активизация имевшихся ранее знаний;
-активное погружение в тему;
регулятивные:
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
коммуникативные:
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
познавательные:
- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.
-задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
. Пробуждение
познавательного интереса.
Повторение пройденного материала, подтверждение
связи темы урока с темой
четверти Учитель:
- Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
-Обряды и обычаи, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.
- Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.
Учитель:
- Но, для начала, давайте вспомним две основные группы фольклора:
обрядовый и необрядовый.
К обрядовому фольклору относятся: (Слайд №4)
· календарный фольклор
 (колядки, масленичные песни, веснянки);
·  семейный фольклор 
(семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания);
·окказиональный фольклор 
(песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота). (Слайд №5) Дети:
-Слушают информацию представленную учителем.
-Активно погружаются в тем.
-Отвечают на вопросы, активизируя имевшиеся ранее знания.
4. Изучение нового материала личностные:
- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;
познавательные:
- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
- развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме
- развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  презентации к уроку;
- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
- владеть опытом обобщения по теме урока;
регулятивные:
- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;
- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала. Создать содержательные и организационные условия для усвоения нового материала.
Учитель:
- Сейчас я вам расскажу о свадебных обрядах на Руси
- С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
- На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
Учитель:
Сейчас мы послушаем русскую народную песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской. (Слайд №6)
Учитель:
- Какое настроение создаёт эта песня?
- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери).
Учитель:
- Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите? (Слайд №7).
Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.
Рассмотрим некоторые их них.
СЛАЙД-шоу репродукции картин: «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, «Перед венцом» Фирса Журавлёва, «Сватовство майора» Павла Федотова, «Портрет молодой женщины в сарафане» П. Барбье. (Слайд №8-11)
- Что вы видите на этих картинах?
- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность свой доле)
- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.
Дети:
- Слушают новый учебный материал.
-Знакомятся с песней «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.
-Рассматривают мелодический рисунок песни в нотах и актуализируют свои знания по представленному материалу.
- Определяют в произведении тему дочери и тему матери.
- Определяют характер песни.
- Рассматривают репродукции картин по теме урока.
-Описывают увиденные слайды, рассуждают и выражают свои эмоции.
- Ведут работу с тетрадями и исполняют песню в лицах.
5. Закрепление изученного материала личностные:
- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
- применение на практике и последующее повторение нового материала.
познавательные:
-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  презентации к уроку;
- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
- владеть опытом обобщения по теме урока;
регулятивные:
-учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности Закрепление полученных знаний и умений. Применение их в работе на уроке. Учитель:
-Сегодня мы познакомились со свадебным обрядом на Руси. Давайте расскажем, что нам довелось узнать, какую информацию вы для себя выделили и посчитали интересной.
Учитель:
-Чтобы закрепить представление об этом обряде, я хочу предложить послушать сцены свадьбы в операх русских композиторов. Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд.
Учитель:
- Мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.
Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
Хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
-Проведем сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов и запишем в таблицу. (Слайд №12) Дети:
-Проводят анализ полученных знаний.
-Знакомятся со сцены свадьбы в операх русских композиторов: Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;Хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
-Проводят сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов и ведут работу в тетрадях.
6. Подведение итогов Личностные:
-установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
познавательные:
- фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности коммуникативные:
-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу. Подвести итог урока. Закрепить полученные знания. Оценить деятельность учащихся на уроке. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся
Учитель:
-Обратите внимание на слова великого Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:, с которой начался наш урок. Какую же частичку истории вы узнали на уроке?
- Какие понятия  мы повторили?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Давайте подведем итог урока:
- обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки.
Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки. - Активно отвечают на поставленные вопросы.
-Подводят итог урока.
-Выражают свои эмоции и впечатления о полученной информации.

Планируемые результаты урока.
Предметные умения: дать представление о фольклоре, народном творчестве.
Расширение музыкального кругозора.
Учебно- творческие умения: слушать и понимать музыку, определять ее принадлежность.
Речевые умения: работа над артикуляцией, дикцией, звукообразованием. Личностные  УУД: слушать произведения,
определять интонации произведений,  передавать ее в собственном исполнении. Выполнить коллективные задание.
Регулятивные  УУД: узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них лирические образы.
Познавательные  УУД: Фиксировать материал, изученный на уроке, выявлять недостаток тех знаний и умений, которые им не хватают для решения новых проблем, оценивать личный вклад в результаты коллективной деятельности.
Коммуникативные   УУД: участие в вокально-хоровой работе, исполнение песни в лицах.  
Ресурсы: 
-Определение «фольклора» http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/39579
И.И. Шангина "Русские традиционные праздники" http://sueverija.narod.ru/Obrjadi/Obrjadi.htm-Ноты к песне «Матушка…» http://www.a-pesni.golosa.info/rus/matuchka.htmКнигопечатная продукция: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М. Просвещение, 2007.