Из опыта работы учителя начальных классов Чеботаревой Н.М. по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

РАБОТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ЧЕБОТАРЕВОЙ Н.М.
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Обществу сегодня необходима система образования, обеспечивающая детей навыками безопасного поведения в разных сферах жизни. Показатели статистики дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в Тамбовской области, по-прежнему, остаются высокими. Этим обусловлена актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в школе.
Состояние детского дорожно-транспортного травматизма заставляет педагогов МАОУ СОШ № 11 постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы. Анализ случаев детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся МАОУ СОШ № 11 показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся зачастую не обладают навыками поведения  в транспорте, на дороге, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствия нарушения правил дорожного движения.
Учителем начальных классов МАОУ СОШ № 11 Чеботаревой Н.М. создана комплексная система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которая базируется на системно-деятельностном подходе. Целью этой работы является создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Чеботаревой Н.М. реализуется программа внеурочной деятельности «Я знаю ПДД! Я выполняю ПДД!». Эффективности использования указанной программы при профилактике ДДТТ способствует применение таких принципов как, во-первых, доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом психологических возрастных особенностей детей 6–10 лет; во-вторых, личностно-ориентированная направленность курса (актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка); в-третьих, линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их; в-четвертых, деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности. Наиболее популярными формами внеурочной деятельности, способствующими профилактике ДДТТ, можно назвать внеурочные аудиторные занятия, образовательные путешествия, сценические действа (спектакль, акция и т.д.), игры и соревнования, квесты. Практика организации внеурочной деятельности Чеботаревой Н.М. позволяет отметить эффективность таких дел, как «Азбука безопасности на дороге» (игра-практикум), «Я знаю ПДД! Я выполняю ПДД!» (цикл занятий, включающий чтение и обсуждение литературных текстов по ПДД, просмотр мультфильмов с проблемными ситуациями на дороге, в транспорте, и т.д., проведение акций дорожной безопасности с выступлением агит-бригад, раздачей буклетов, листовок, и т.п., практикумов). Важным при проведении таких дел является обязательное включение в структуру внеурочного дела следующих этапов: презентация конечного результата (показ слайдов, представление очерков, интервью, выставка и т.п.), оценка конечного «продукта» дела, обсуждение его результатов и как общего реализованного проекта, и как индивидуальных ученических метапредметных результатов, собственных личностных результатов ученика (например, в форме «письма самому себе»).
Учителем разработана авторская программа дополнительного образования детей для учащихся 1-2 классов «Внимание! Дорога!» Занятия в системе дополнительного образования являются отличным средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Кроме традиционных профилактических бесед, в программу «Внимание! Дорога!» включены различные формы деятельности: викторины, соревнования, тематические классные часы, творческие конкурсы (рисунков, плакатов, поделок, стихов, песен и др.), экскурсии, выступления агитбригад, профилактические акции, регулярные встречи с работниками ГИБДД. Большое значение придается вовлечению учащихся в работу по пропаганде правил дорожного движения среди детей и подростков, предупреждением их нарушений.
Работа по профилактике ДДТТ включена и в урочную деятельность. Отлично зарекомендовала себя практика сочетания преподавания предмета с ПДД, включения в содержание урока элементов дорожных правил. Так, как отмечает учитель начальных классов МАОУ СОШ № 11 Чеботарева Н.М., ненавязчиво, при повторении раз за разом прописных дорожных истин, постепенно у ребёнка формируются устойчивые знания и в конечном итоге - потребность соблюдать правила поведения на дороге и вблизи неё. Вместе с математикой, физкультурой, окружающим миром, литературным чтением, изобразительным искусством, технологией и даже музыкой ребёнок усваивает правила пешехода, пассажира, велосипедиста и т.д. Например, при решении задач по математике на вычисление площади и периметра геометрической фигуры, в качестве таких фигур можно использовать дорожные знаки, вспоминая их значение; при решении задач на вычисление скорости движения, времени и длины пути, можно рассматривать различные дорожные ситуации, поведение участников дорожного движения и т.д.
Игровые технологии, применяемые Чеботаревой Н.М., дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в ходе которой складывается  и совершенствуется самоуправление поведением. К эффективным формам такой работы следует отнести игру-викторину «В гостях у Светофора», которая традиционно проводится в МАОУ СОШ № 11 в каждой параллели в начальной школе в последнюю неделю четверти. Особенно полюбились ребятам игры на внимание и игры - ситуации, направленные на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах.
Чеботарева Н.М. уделяет особое внимание вовлечению родителей в дела по профилактике ДДТТ, поскольку для младшего школьника огромное значение имеет положительный пример родителей. Помимо их участия во внеурочных делах, значительную роль играет проведение «ПДД-ликбеза» на родительских собраниях, направленного на ликвидацию безграмотности в области ПДД, борьбу с несформированностью элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленностью родителей к безопасному передвижению по улицам и дорогам. Ежегодно на первом родительском собрании родители вместе с детьми разрабатывают безопасные маршруты в школу. Эти маршрутные листы хранятся у детей в течение всего учебного года. Традиционно на родительских собраниях вручаются памятки, осуществляется контроль знаний правил дорожного движения с использованием анкет и тестовых заданий. На лекциях на родительских собраниях Чеботарева Н.М. использует аналитический материал, предоставляемый ГИБДД по нашей школе и совместно с ними разбирает конкретные примеры нарушений правил дорожного движения и их основные причины. Родителям на родительских собраниях даются конкретные установки, например: при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей, показывать пример ребенку перехода дороги в установленном месте, на зеленый сигнал светофора, не нарушать самим ПДД, и т.д.
В МАОУ СОШ №11 большое значение придается оснащению кабинетов и мест проведения занятий по ПДД: хорошо оснащенные средствами наглядности по ПДД кабинеты, содержательные, яркие, запоминающиеся уголки безопасности движения, миниперекрестки, информационные стенды. Это не случайно. Профилактика ДДТТ в начальной школе не будет эффективна, если не будет максимально приближена к реальным требованиям дорожного движения. Поэтому приоритетными являются практические занятия, активное использование демонстраций и средств наглядности.
Чеботарева Н.М., учитель начальных классов с 30-летним стажем. Эффективность её работы по профилактике ДДТТ подтверждает нулевая статистика ДТП с участием её учеников. Ею уделяется особое внимание изучению правил дорожного движения, т.к. именно в начальной школе закладываются основы формирования культуры поведения на дорогах. Следовательно, результатом проводимой работы является не только повышение правовой культуры участников дорожного движения, но и реальное предотвращение случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
15