Программа для для детей с ОНР III уровня (1 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39»


УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №39:
________________ /Михайловым В. В./
«____»___________________2016 г.

Программа
коррекционно – логопедических занятий
для обучающихся 1 класса,
имеющих ОНР (III уровень развития речи)
на 2016 – 2017 учебный год


Составитель программы:
Учитель-логопед: Путина Н.С.,

·
г. Чебоксары
2016 г.
Данная программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы составлена по итогам диагностики, на основе индивидуального плана развития учащегося.
Цель: коррекция нарушений устной речи у учащейся 1 класса общеобразовательной школы, обусловленные ОНР (III уровень развития речи).
Задачи:
Устранение дефектов произношения.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста.
Формирование и развитие грамматически правильной речи.
Формирование и развитие выразительной связной речи.
Обогащение словарного запаса.
Развитие фонематического восприятия.
Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
Развитие и уточнение пространственно – временных ориентиров.
Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
Развитие познавательных процессов: зрительного внимания, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 этапа:
При завершении 1 этапа коррекционно-логопедической работы у учащихся должны быть:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований (называть звуки, из которых состоит слово, давать им характеристику (гласные – ударные и безударные; согласные – звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), делить слова на слоги, ставить ударение; определять количество букв и звуков в слове, определять границу слов);
поставлены и отдифференцированы все звуки;
уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
уметь писать большую букву в начале предложения, ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв;
правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;

Программа рассчитана на 87 часов, будет реализовываться на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях 3 раза в неделю по 20 минут учителем – логопедом Путиной Натальей Сергеевной.
Расписание занятий: Понедельник – Среда – Четверг –
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы программы
Количество занятий

1
Звук. Слово. Предложение. Слова – предметы, признаки, действия.
5

2
Гласные звуки и буквы.
22

3
Согласные звуки и буквы.
59

4
Итоговая диагностика.
1


87


Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Тема
Содержание
Развитие неречевых процессов
Количество часов
Дата

1
Звук. Слово. Предложение.
Знакомство с органами речи. Представление о речи. Выделение предложения в потоке речи. Схематическая запись предложений. Точка.
№ 1. Упражнения артикуляционной гимнастики. № 2. Пальчиковая гимнастика. № 3. Дыхательная гимнастика. Отработка понятий «правый» и «левый».
1


2
Слова – предметы.
Слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Расширение словаря. Главные слова в предложении.
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»
1


3
Слова – действия.
Слова, отвечающие на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? Глагол. Выделение из речи слов, обозначающих действия предметов. Составление схемы предложения. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые
Развитие слухового внимания. Задание «Выбери слова-действия». Отработка понятий «правый» и «левый».
1


4
Слова – признаки.
Слова, отвечающие на вопрос: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Уточнение и активизация словаря. Описание предметов по величине, цвету, форме, вкусу и т. д. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые
№ 1, № 2, № 3 Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики».
1


5
Слова – предметы, действия, признаки.
Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые. Составление схемы предложения.
Развитие ориентировки в пространстве. Упражнение «Крестики».
1


6
Звук и буква А. «Фрукты».
Выделение звука из слова. «Фрукты». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Дополни до .». «Корректурная проба». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».
1


7
Звук и буква О. «Овощи».

Выделение звука из слова. «Овощи» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам.
Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба».
1


8
Звук и буква У. «Фрукты – овощи. Огород».

Выделение звука из слова. «Фрукты» овощи. Огород». Предлоги НА, В, ПОД.

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек».
1


9
Звуки и буквы А, О, У. «Деревья».

Анализ и синтез ряда гласных. «Деревья». Предлоги ПО, ЗА, НА. Наречия ВЫСОКО, НИЗКО, ВВЕРХУ.
Упр. № 1, № 2, № 3 Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики». Графический образ буквы.
1


10
Звук и буква Э. «Цветы».

Выделение первого ударного звука в слове. «Цветы» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке.
№ 1, № 2, № 3 Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба».
1


11
Звук и буква Ы. «Птицы».


Выделение звука из слова. «Птицы». Именительный падеж, множественное число существительных. Составление простых предложений по вопросам, по картинке.
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.
Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»
1


12
Звук и буква И. «Птицы».

Выделение первого ударного звука в слове. «Птицы». Именительный падеж, множественное число существительных. Составление простых предложений по вопросам, по картинке.
№ 1, № 2, № 3 Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары». «Корректурная проба».
1


13
Звуки И-Ы. Буквы И-Ы.
Анализ и синтез ряда гласных. «Осень». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
№ 1, № 2, № 3 Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Двойная стимуляция памяти». «Корректурная проба».
1


14
Гласные звуки и буквы. «Осень».

Выделение звука из слова. Выделение ударного звука в слове. «Осень». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.
2


15
Звуки М-М*.Буква М. «Ягоды».

Начало, середина, конец слова. Анализ обратного слога типа АМ. «Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «левый»-«правый». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».
2


16
Звуки Н-Н*. Буква Н. «Лес».

Начало, середина, конец слова. Анализ прямого слога типа НА. «Лес». Предлоги К, ОТ, С, СО, ИЗ. Составление простых предложений по демонстрируемым действиям.
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.
Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур.
2


17
Звуки П-П*. Буква П. «Грибы».

Начало, середина, конец слова. Анализ слога ПИ. «Грибы». Предлоги К, ОТ, С, СО, ИЗ. Составление простых предложений по демонстрируемым действиям.
Звуко-слоговой анализ и синтез. Упражнение «Пирамидки».
2


18
Звуки Т-Т*. Буква Т. «Инструменты».

Анализ слова типа ТОМ. «Инструменты». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений.
Звуко-слоговой анализ и синтез. Упражнение «Сложение».
2


19
Звуки К-К*. Буква К. «Транспорт».

Анализ слова типа КОТ. «Транспорт». Употребление глаголов, образованных посредством приставок ( выехал-подъехал-съехал).
№ 1, № 2, № 3 Упражнения на развитие фонематического слуха, памяти, внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Коврики».
2


20
Звуки Х-Х*. Буква Х. «Продукты».

Анализ слова типа МУХА. «Продукты». Образование относительных прилагательных.
Развивать зрительное внимание и восприятие.
2


21
Звуки С-С*. Буква С. «Обувь».

Анализ слова типа СТОП, СТУК. «Обувь». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений.
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.
Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.
2


22
Звуки З-З*. Буква З. «Одежда».

Анализ слова типа ЗАМОК, ТАЗИК. «Одежда». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений.
№ 1, № 2, № 3 Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».
2


23
Звуки С-З (С*-З*). «Обувь, одежда».

Анализ слова типа СТОП, ЗАМОК. «Обувь». «Одежда». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений.
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».
1


24
Звуки Б-Б*. Буква Б. «Домашние животные».

Анализ слова типа СОБАКА. «Домашние животные». Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.
Усиление концентрации слухового внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба».
2


25
Звуки П –Б.Буквы П- Б. «Домашние животные».

Анализ слова типа СОБАКА. «Домашние животные». Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.
1


26
Звуки Л-Л*. Буква Л. «Дикие животные».

Анализ слов типа ЛАМПА, ПЛИТА, КАТАЛА. «Дикие животные» . Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.
Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары». «Корректурная проба».
2


27
Звук Ш. Буква Ш. «Школьные принадлежности».
Анализ слов типа КОШКА, УШЛА. «Школьные принадлежности». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах.
Развитие мышления и обогащение лексики. Упражнение «Третий лишний». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».
2


28
Звук Ж .Буква Ж. «Животные жарких стран».

Анализ слова типа ЖАСМИН. «Животные жарких стран». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке.
Развитие навыков ориентировки в пространстве. Упражнение «Заполни квадраты».
2


29
Звуки Ш-Ж.. Буквы Ш –Ж.. «Животные жарких стран».

Анализ слов типа КОШКА, ЖАСМИН. «Животные жарких стран». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке.
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

1


30
Звуки В-В*.Буква В. «Посуда».

Анализ слов типа ВОЛК,СОВУШКА. «Посуда». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке.
Развитие мышления и обогащение лексики. Упражнение «Продолжи ряд».
2


31
Звуки Ф-Ф*. Буква Ф. «Мебель».

Анализ слов типа ФЛАКОН, КОФТА, ФАНТИК. «Мебель». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке.
Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

2


32
Звуки В – Ф. Буквы В-Ф. «Мебель».
Анализ слов типа ФЛАКОН, СОВУШКА. «Мебель». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке.
Звуко-слоговой анализ и синтез. Упражнение «Распутай слоги».
1


33
Звуки Д-Д*. Буква Д. «Рыбы».

Анализ и синтез слова типа ПОДУШКА. «Рыбы». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке.
Упражнения для развития мышления.

2


34
Звуки Т – Д. Буквы Т – Д. «Рыбы».

Анализ и синтез слов типа ПОДУШКА, ПЛИТА. «Рыбы». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке.
Развитие зрительного внимания. Упражнение « Фотограф», «Волшебные точки».

1


35
Звуки Г-Г*. Буква Г. «Времена года».

Анализ слов типа ПИРОГИ, КНИГА. «Времена года» . Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке.
Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Вставь буквы».
2


36
Звуки К-Г. Буквы К-Г.

Анализ слов типа ПИРОГИ, КАПУСТА. «Времена года» . Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке.
Упражнения для развития мышления.

1


37
Звуки Р-Р*. Буква Р. «Праздники».

Анализ слов типа СТРАНА, ПИРОГИ. «Праздники». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке.
Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Нелогичные парные ассоциации слов».
2


38
Звуки Р- Л. Буквы Р-Л. «Праздники».

Анализ слов типа СТРАНА, РИСОВАЛА. «Праздники». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке
Развитие зрительного внимания. Упражнение «Кольчуги».
1


39
Звук Й. Буква Й. «Наш город».

Анализ слов типа КРАСНЫЙ, ЗМЕЙ. «Наш город». Усвоение наиболее доступных антонимических отношение между словами (высокий – низкий).
Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Неправильная буква».
2


40
Буква Я. «Домашние и дикие животные».
Анализ слова типа ЯМА. «Домашние животные». «Дикие животные». Употребление притяжательных прилагательных (волчий, лисий).
Упражнения на осознанное восприятие.
2


41
Буква Ю. «Профессии».

Анализ слова типа ЮЛА. «Профессии». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.
Развитие произвольности. Игра «Хитрые картинки».
2


42
Буква Е. «Птицы».

Анализ слова типа ЕЖИ. «Птицы». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по вопросам, по картинке.
Упражнения на осознанное восприятие.

2


43
Буква Ё. «Времена года».

Анализ слова типа ЁРШ. «Времена года». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке.
№ 1, № 2, № 3 Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица». «Корректурная проба».
2


44
Гласные буквы Я, Ю. Е, Е, И.

Анализ слов типа Нина, Лена, Аня. Уточнение роли гласных букв Я , Е. Ю. Е, И в обозначении мягкости согласных звуков на письме.
Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.
2


45
Буква Ь. «Насекомые».

Анализ слова типа СЕМЬЯ. «Насекомые». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
Развитие приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала.
2


46
Буква Ъ. «Сад – огород».

Анализ слова типа ПОДЪЁМ. «Сад- огород». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке.
Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

2


47
Звук Ц. Буква Ц. «Деревья – цветы».

Анализ и синтез слова типа ЦАПЛИ. «Деревья». «Цветы» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по картинке.
Развитие зрительного внимания. Упражнение «Бусы».
2


48
Звуки С – Ц. Буквы С – Ц. «Деревья – цветы».


Анализ и синтез слов типа ЦАПЛИ, КАПУСТА. «Деревья». «Цветы» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по картинке.
Развитие зрительного внимания. Упражнение «Найди такую же».
2


49
Звук Щ. Буква Щ. «Ягоды».

Анализ слова типа ЩЕНОК. «Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.
2


50
Звук Ч. Буква Ч. «Ягоды».

Анализ слова типа ЧАЙКА. «Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.
2


51
Звуки Ч-Щ. Буквы Ч-Щ. «Насекомые».

Анализ слов разного звуко-слогового состава. «Насекомые». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
Развитие зрительного восприятия. Игры: «Найди отличия», «Чем отличаются?», «Что изменилось?», «Что пропало?».
2


52
Звуки Ч-Ц. Буквы Ч-Ц. «Лето».

Анализ слов разного звуко-слогового состава. «Лето». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.
Формирование приемов самоконтроля.

2


53
Звуки Ч – Т*. Буквы Ч –Т. «Лето».

Анализ слов разного звуко-слогового состава. «Лето». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.
Развитие внимания и зрительного восприятия. «Описание сюжетной картины «Лето». Развитие логического мышления. Загадки. Кроссворд.
1


54
Итоговое занятие. Согласные звуки и буквы.
Анализ слов разного звуко-слогового состава. Составление простых предложений по картинке.
Развитие зрительного внимания. Упражнение «Конструктор».
1


55
Итоговая диагностика.
Подведение итогов работы за год.

1





15