Методическая разработка на тему: Активизация речи детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра


Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста
посредством пальчикового театра
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Я работаю с детьми с общим недоразвитием речи.
У многих детей отмечается несформированность в большей или меньшей степени всех этапов речевой деятельности. Это:
— слабость мотивации;
— снижение потребности в речевом общении;
— нарушено смысловое программирование речевой деятельности;
— нарушено создание внутренних программ речевых действий.
Поскольку речь является основной составляющей жизнедеятельности здорового человека, я на занятиях использую различные методики и средства, которые способствуют активизации речевой деятельности
Одним из средств оказался пальчиковый театр, который помогает решать следующие задачи:
- стимулировать развитие речи, внимания, памяти;
- улучшать координацию движений;
- развивать звуковую культуру речи;
- развивать образное мышление;
- формировать пространственную ориентировку;
- развивать глагольный словарь, словарь признаков;
- обогащать  словарь за счет слов— синонимов, антонимов;
- развивать связную речь.
Воспитание театром способствует развитию эмоциональности, сопереживания, творческого воображения, коммуникации. Участие в театрализованной деятельности расширяет познавательные возможности, создает благоприятные условия для развития эстетического восприятия,
нравственного воспитания детей.
Занятия пальчиковым театром способствуют развитию тонких движений пальцев рук, что, в свою очередь, стимулирует речевое развитие детей.
На занятии я рассказываю сказочную историю, а дети по ходу действия при помощи фигурок из пальчиков изображают ее участников: Цыпу, Щенка, Зайчика.
ЦыпаПальцы в кулачок. Выставить вниз указательный и средний пальцы. Это ножки цыпы. Сложенные пальцы – крылышки.
Щенок
Ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний, безымянный пальцы вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Зайчик
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.
Данная методика обеспечивает активность всех детей на занятиях. Они не только слушают сказку, но и сами являются участниками представления. Выполнение необходимых движений требует от детей произвольного внимания, сосредоточенности, определенных физических усилий, но все дети оказываются вовлечёнными в такую деятельность и помимо развития получают массу позитивных эмоций.
Пальчиковый кукольный театр используется как элемент логопедического занятия, занимающий около 10 минут в конце занятия.
Используется как покупной пальчиковый театр, так и самодельный.
Кроме того, пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики рук. А мы знаем, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков.
Таким образом, решаются задачи, поставленные мной в начале работы:
— повышение мотивации и потребности в речевом общении
— правильная оценка речевой ситуации
— усиление контроля за речью
— подражание речевому образцу
Из всего этого вытекает вывод, что пальчиковый кукольный театр:
— регулирует психоэмоциональное состояние детей;
— формирует положительную мотивацию к занятиям;
— помогает преодолевать барьер в общении;
— создает ситуацию успеха для каждого ребенка;
— создает эмоционально— благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия;
— тем самым позволяет осуществлять активизацию речевой деятельности наиболее эффективно.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
 Умения перевоплощаться формируются у детей в диалоге при использовании ими перчаточных кукол (кукол бибабо, театра на рукавичках, пальчикового театра) При проведении такой работы осуществляется активизация словаря, закрепляется правильное произношение звуков в свободной речи, отрабатывается возможность произвольно менять темп речи. Высоту, силу и модуляцию голоса, использовать различные виды интонации для того, чтобы как можно более точно передать характер своего персонажа. Таким образом, дети постепенно готовятся к участию в театральных постановках.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.