Статья на тему: Отношение подростков к лени


Д.С.Галушка
В.Н. Галушка
МБУДО ДТДиМ «Гармония»,
Иркутская область, г. Братск
Ключевые слова: лень, трудолюбие, типы лентяев, виды лени, подходы к изучению лени, исследования, оправдывающие лень.
Отношение подростков к лени
В шутку и всерьёз говорят, что если немецкая национальная черта - трудолюбие, английская - бережливость, американская - независимость, то русская - лень. Лень называют национальной бедой, пороком каждого человека и страны в целом. А избавляться от лени, на наш взгляд, необходимо начинать с детства, пока она не стала устоявшейся чертой характера.
Пробуя подойти к проблеме лени с научной точки зрения, мы столкнулись с тем, что научных работ непосредственно по этой тематике почти нет. Приходится признать, что лень в России это распространенное, но неизученное явление.
В ходе  работы мы хотим определить те аспекты, стороны, грани, с которых возможен подход к изучению лени. Ведь, по-хорошему, прежде чем с кем - или чем-либо бороться, неплохо бы знать врага в лицо. Кроме того мы попытаемся ответить на вопросы, что же такое лень, когда она появляется, как проявляется.
Слово лень произошло от английское слово lazy - «ленивый». В русской языке «лень» можно определить как «наклонность к праздности, к тунеядству» [Даль]. Противоположным по значению лени является трудолюбие. В толковом словаре Ушакова трудолюбие означает стремление, любовь к труду.
Лень психологи подразделяют на психологическую и физиологическую, обусловленную отсутствием жизненно важных витаминов и микроэлементов.
А. Бине выделяет два вида лени: случайную и прирожденную. Случайная лень провоцируется какой-либо ситуацией. Она малоустойчива.
Основные причины лени:
Лень как отсутствие мотивации к чему-либо.Лень как интуиция.Лень как защитная реакция. Лень как ресурсное состояние.
Лень как двигатель прогресса. Исследования, оправдывающие лень.
1. По исследованиям доктора Марка Викерса ленивое поведение может быть запрограммировано в чреве матери. Недостаток питательных веществ в диете беременной приводит к тому, что эмбриональный рост плода ограничивается и синдром слабости, заложенный в этот период, сохраняется навсегда. Даже полноценное питание после рождения не предотвратит у такого человека склонности к безделью.
2. Британский ученый Теодор Соутзос исследовал ещё одну причину лени - недостаток в организме гормона мелатонина. При низком уровне мелатонина даже молодой человек может вести себя, как дряхлый старик, подверженный симптомам беспричинной хронической усталости, сонливости и апатии.
3. Как показали исследования доктора Бруно Позетто, одна из причин синдрома хронической усталости - инфицирование организма специфическими энтеровирусами, поражающими мышечную ткань.
Психологи считают, что лень бывает разная. А, значит, и один лентяй не похож на другого. Назовём основные типы лентяев:
Ослабленный;
Скучающий;
Неорганизованный;
Изобретательный.
С целью ответить на поставленные вопросы, нами было проведено исследование отношение подростков к лени. Проводилось оно на базе МБОУ «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева» г. Братска. Общее число испытуемых составило 40 учащихся 10-11 классов: 20 девушек и 20 юношей в возрасте 16-17 лет.
Для проведения исследования использовались следующие психодиагностические методики:
Методика Дембо - Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан).
Тест «Уверенность в себе» Райдаса.
Методика «Уверенность в различных сферах жизни» (Д.А. Богданова, С.Т. Посохова).
Дополнительно нами была разработана анкета «Моя уверенность/ неуверенность».
В ходе исследования нами выявлены как общие признаки уверенности, характерные для юношеского возраста, так и различия в проявлении уверенности в себе у девушек и юношей. Это подтверждает выдвинутую гипотезу исследования:в старшем школьном возрасте проявление уверенности в себе имеет свои специфические особенности в зависимости от пола.
В сравнении с юношами у девушек процент самоуверенных выше.
Для девушек уверенность – это самодостаточность, высокая самооценка, умение испытать себя в различных сферах. Для юношей уверенность в себе - это понимание, что все держишь под контролем, не сомневаешься в своих поступках.
Юношам уверенность помогает проявить себя.
Девушки чувствуют себя неуверенно в малознакомых ситуациях, в личной жизни, когда боятся сделать что-то не так. Юноши, когда надо сделать серьезный выбор, осознают, что они не правы.
Девушки преодолевают неуверенность, ища более благоприятную обстановку, настраивая себя морально, сопоставляя плюсы и минусы, стараясь понять, что вызывает сомнения. Юноши пытаются успокоить себя или идут напролом.