Презентация на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ»


Выполнила:Тягунова Анастасия Юрьевна Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровьяТема: «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ»  Дети-инвалиды — инвалиды, не достигшие возраста 16 лет (дети с ограниченными возможностями). Процесс гуманизации отношения общества к людям с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые, наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения. Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.Социальная помощь — это комплекс государственных услуг представителям из экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию.В системе социальной помощи на современном этапе развития российского общества возрастает роль социально-педагогической деятельности по поддержке инвалидов. Это непрерывный целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи. Социально-педагогическая помощь ребенку-инвалиду – это комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, обусловленные инвалидизацией в ходе которого формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать.Основная цель социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду -ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств. Современная система социально-педагогической помощи детям-инвалидам имеет многопрофильную инфраструктуру. В настоящее время происходит становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи детям-инвалидам, которая представлена с учетом собственной специфики в следующих сферах:государственный сектор — учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств;2) муниципальный сектор — учреждения, предприятия и службы органов регионального и местного управления;3) негосударственный сектор — учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам обеспечивает возвращение ребенка, получившего инвалидность в продуктивную полноценную социальную жизнь, включение его в систему общественных отношений. Основное положение современной системы социально-педагогической помощи — утверждение в ее структурах и механизмах действия приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству.Организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором.Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация — процесс восстановления основных социальных функций личности.Социальная интеграция (по определению Л.И. Аксеновой) — полное, равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе.Социальная интеграция — показатель эффективности организации социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности. Структура социально-педагогической помощи в России:✓ государственный сектор — учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств: Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.;✓ муниципальный сектор — учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.  Основное положение современной системы социально-педагогической помощи — приоритет личности и семьи. Структура социально-педагогической помощи в России:✓ государственный сектор — учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств: Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.;✓ муниципальный сектор — учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.  Основное положение современной системы социально-педагогической помощи — приоритет личности и семьи. Социальный педагог оказывает помощь детям с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также детям, имеющим физические, психические или интеллектуальные нарушения развития.Цель деятельности социального педагога — создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. В.А. Никитин считает социального педагога ведущей (но не единственной) силой социально-педагогической деятельности. Основные направления деятельности социального педагога:✓ зашита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и др.;✓ участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка. Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств. Основные задачи ПМПК:✓ выявление и комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска;✓ разработка индивидуальных реабилитационных программ;✓ разработка и реализация комплекса мер психолого-медико- педагогического содействия развитию личности, социально- педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений в развитии;✓ сотрудничество с другими заинтересованными органами и учреждениями Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) — одна из новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе. ✓ становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи;✓ совершенствование процесса социального воспитания (в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневое образования, продолжения образовательного процесса за рамками специальной школы и за рамками школьного возраста);✓ создание принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально-педагогической помощи;✓ организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики нарушения развития и снижения степени инвалидности;✓ появление опытных моделей интегрированного обучения;✓ переориентация системной организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъектных отношений всех его участников: ребенок — специалисты — семья. Л.И. Аксенова выделяет следующие инновационные направления стратегии социально-педагогической помощи детям-инвалидам: ✓ адресное оказание социальных услуг;✓ совершенствование социальной зашиты и социального обслуживания;✓ дальнейшая реализация Федеральных программ "Социальная зашиты инвалидов" и "Дети-инвалиды". Стратегия государственной социальной политики в России: ✓ создание эффективной системы профилактики детской инвалидности;✓ создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;✓ оказание консультативной и иной помощи семьям, имеющим ребенка с отклонениями в развитии;✓ создание для детей-инвалидов равных возможностей (получение медицинской помощи, образования, доступ ко всем сферам жизнеобеспечения);✓ интенсификация научных исследований по соответствующей проблематике.  Программа "Дети-инвалиды": СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!