Разработка мероприятия День юного героя-антифашиста


Сценарий № 1
классный час, посвященный Дню юногогероя-антифашиста «Огонёк памяти»
Цели и задачи: формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому прошлому родного края.
Ведущий 1. Люди, внимание!Слушайте, граждане.Сегодня живые говорят.Пусть откликается каждое,Каждое сердце на этот набат!Вступительное слово учителя: Друзья, мы собрались сегодня в этом зале на Огонек Памяти. Не случайно наша встреча проходит в феврале – этот месяц полон памятных дат: 8 февраля – День юного героя-антифашиста, 15 февраля – День Памяти воинов-интернационалистов, 23 февраля – День Защитника Отечества. Все эти даты связаны со страшным словом «война», беспощадным и жестоким. Война – это древнейшая человеческая трагедия. Если бы люди помнили и никогда не забывали все горе, ужас, страдания, принесенные войной, то на земле не звучали бы больше выстрелы. Нашу сегодняшнюю встречу мы хотим посвятить детям на войне, тем детям, чье детство сжигали, расстреливали, убивали. Убивали бомбой и пулями, голодом, страхом и безотцовщиной.
Ведущий 2. Вечная слава героям!Вы думаете, павшие молчат?О, нет! Неверно! Они кричат.Пока еще стучат сердца живых,И осязают нервы…Ведущий 1. Вам, кому еще нет 16,Вам, кто пока не знает,Что такое война…Посвящается.Чтобы помнили…Чтобы поняли…Ведущий 1. Есть фраза: «На войне детей не бывает; те, что попали на войну, должны были расстаться с детством».
Ведущий 2. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Мы должны об этом говорить сегодня, должны знать, должны помнить! Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на пыль и крошки дома, горят детские кроватки.
Ведущий 1. Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!
Ведущий 2. Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их. Вслушайтесь в воспоминания детей войны:
«… осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»
«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, чтобы не видел…»
«Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой» - умоляла маленькая девочка солдата.
Слово учителя: - Ребята, как вы понимаете слово «фашист»? Ведущий 2.
Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.
Казалось бы, что после победы в 1945 году фашизм был уничтожен, но и в наше время на улицах Москвы и других городов можно встретить людей с фашистской свастикой на рукавах, которые проповедуют зло, насилие. Сегодня мы поговорим о тех людях, которые боролись против фашизма.
- Как вы понимаете слово «антифашист»?
На фронт уходили не только взрослые, но и дети такого же возраста, как и вы… Памяти юных мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей.
Ведущий 1. Война – жесточе нету слова,Война – печальней нету слова,Война – страшнее нету слова,В тоске и славе этих лет.
Враги накинулись неистовы,Могильным холодом грозя,Но есть такое слово “выстоять”,Когда и выстоять нельзя.И есть душа – она все вытерпит,И есть земля – она одна,Большая, добрая, сердитая,Как кровь, тепла и солона. (И.Эренбург)Ведущий 2.На гранитную плитуПоложи свою конфетку.Он, как ты, ребенком былИ, как ты, он их любил.
Ведущий 1. 22 июня 1941 года наша страна вступила в смертельную схватку сковарным, жестоким и беспощадным врагом. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Она стала тяжелейшим испытанием для нашей Родины. Гитлеровцы планировали истребить славянские народы – русских, украинцев, белорусов. На защиту своей Родины рядом со взрослыми встали тысячи юных в пионерских галстуках – наши ровесники.Ведущий 2. И были они мальчишками и девчонками со своими светлымимечтами и веселыми, озорными затеями.В далекий год, простясь с учителями,Длину дорог измерив фронтовых,Они держали главный свой экзаменИ в танковых боях, и в штыковых.Веселые, отважные, простыеВ свой звездный час не дрогнули ониИ в память о них по всей РоссииГорят сегодня вечные огни.Ведущий 1. В память о детях безвинно погибших от рук фашистов мы зажигаем эту свечу.
Ведущий 2. Да, война – не детское дело. Так не должно быть. Но эта войнабыла особенной… Она и называлась Великой Отечественной, потому что все от мала до велика поднялись на защиту своей Родины. Страна превратилась в единый военный лагерь.
Ведущий 1. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10 – 14 лет они считали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан, помогали подрывать эшелоны врага, устраивать засады. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку…
Ведущий 2. Мы не можем не вспомнить, что первый бой приняла на себя Брестская крепость, и среди ее защитников тоже были детьми и подростками: Петр Котельников, Валя Зенкина, Нюра Кижеватова, Коля Новиков, Петр Васильев. Они ходили в разведку, ползли к реке за водой, старались помочь раненным и детям.
Рассказ о пионерах – героях
Валя Котик Слайд
Чтец: Валя Котик.
Когда началась война, Вале было всего лишь 11 лет. Он учился в школе № 4 г. Шепетовки, был лидером среди своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд.
Присмотревшись к мальчику, взрослые доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…
В феврале 1944 г. в одном из боев при освобождении города Изяслав партизаны приняли бой. В это бою Валя погиб. Было ему 14 лет…
2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Зина Портнова Слайд
Чтец: Зина Портнова.
Война застала ленинградскую девочку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Лёня Голиков Слайд
Чтец: Леня Голиков.
Когда его родное село Лукино захватил враг, мальчик ушёл к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…
Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза.
А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.
Марат Казей Слайд
Чтец: Марат Казей.
…Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…
Вместе с опытными взрослыми Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою .
Ведущий2: За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.
Много лет прошло после ужасов войны. Но и в наше мирное время сердце иногда сжимается от страха за родных, близких, просто за людей, когда слышишь слово “терроризм”. Слово, несущее беду.
Ведущий 1. С 1964 г. по предложению юных интернационалистов Москвы ежегодно 8 февраля отмечается День юного героя-антифашиста, борца за мир и свободу. Юные борцы остаются в строю. Они всегда рядом с нами. Они бессмертны…
Ведущий 2. «Ну, вот и кончилась война», - если бы каждый человек в мире смог произнести такую фразу, и с открытым сердцем, наполненным любовью, смог бы протянуть руку другому человеку, может быть, в мире стало бы чуточку теплее, а души снова научились бы радоваться прекрасному.
Ведущий 1. А слово «Война» навсегда стерлось из нашей памяти!
Звучит стук метронома. Минута молчания.
Учитель: Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все временастоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качествачеловека-гражданина, патриота.В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества естьодно и то же. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, стремлениезащищать ее от врагов своими делами, служить ее интересам – чувство великое,необходимое, прекрасное. Всем русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились ивыросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь во все века проявляется в ихготовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.Если эта встреча затронула ваши души и оставила глубокое впечатление, значитне зря прошел урок. Так будьте же достойными гражданами и патриотами своейвеликой страны России.