НОД по образовательной области Речевое развитие по теме Необыкновенное путешествие от звука к предложению


Дошкольное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Сказка» ст. Георгиевской»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по
образовательной области «Речевое развитие»
на тему: «Необыкновенное путешествие»
для детей подготовительной к школе группы

Волкова Н.М. - воспитатель
ст. Георгиевская
2016
Образовательная область: Речевое развитие
Вид НОД: познавательно-речевое развитие
Форма проведения НОД: игра - путешествие
Тема: «Необыкновенное путешествие»
Цель: Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твёрдые, мягкие); деления слов на слоги, определения количества слогов.
Развивающие: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.
Воспитательные: Формирование умения работать в команде, умение слушать товарищей.
Здоровьесберегающие: Поддержание позитивного эмоционального фона НОД, комфортной обстановки.
Словарная работа: гласные и согласные звуки, родственные слова; просека
Друзья! Предлагаю вам сегодня поговорить о путешествии.
Что вы любите делать больше всего? (Играть). Поэтому предлагаю поиграть в путешествие. А чтобы было интереснее, ещё и посоревноваться.
Наше путешествие – праздник ума и смекалки, находчивости и, конечно, дружбы.
1. Пришло время поближе узнать наших участников.
Итак, первое конкурсное выступление под названием  «Давайте познакомимся». Название команды, девиз, выбор капитана.
Мы – весёлые ребята,
Мы – ребята – грамматята.
Любим мы читать, писать,
В игры разные играть
Девиз: Сквозь тернии к звёздам мы взлетаем,
В учёбе знанья добываем!
Соревнуясь вместе с вами, Мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней, Крепнет дружба вместе с ней.
Девиз: Девиз наш: Дружба и успех!
Мы победим сегодня всех!
Оценка итогов задания.
Разминка
Ребята, какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
Каким цветом обозначаются на схеме гласные звуки?
Как обозначаются твёрдые и мягкие согласные?
Оценка итогов выполнения задания.
Ведущий: Сейчас нам предстоит воображаемое «Необыкновенное путешествие».
Угадайте на чём мы туда поедем?Братцы в гости снарядились,Друг за друга уцепились.И помчались, путь далёк,Лишь оставили дымок.
На чём же мы поедем? (На поезде).
А помогут нам чистоговорки. (дети «садятся» в поезд)
«Наш поезд мчится скрежеща: жи – ши, чу – щу, жи – ши, ча – ща»
Первая остановка мост «Родственные слова»
Вед. Наш поезд подъехал к реке, а мост разрушен. Надо его восстановить. Для этого надо подобрать слова
Мы слова похожие,Как родственники схожие.Мы живём одной семьёй.Поиграть хотим с тобой.
Из каких слов мы должны выстроить мостик? (Из родственных слов)
Надо подобрать родственные слова к слову ЛЕС ( лес – лесник – лесной – подлесок - пролеска ).
Оценка итогов выполнения задания.
Остановка лес «Составь слово»
Вед. Дорога привела нас в лес. Первыми нас встречают ежи, но не обычные, а грамматические. Допишите слоги на иголках ежей, чтобы получились слова. (КО - за, - ра, - мок, - тёл, - тик),
Оценка итогов выполнения задания.
«Подбери схему»
Вед. Кроме ежей в лесу много других обитателей. Услышав шум они спрятались. Угадайте по схеме, кто спрятался . названия животных зашифрованы в схеме. (заяц, лиса, волк, медведь, белка, сорока)
Оценка итогов выполнения задания.
Не только ребята, но и зверята любят поиграть и порезвиться. Объявляю физминутку.(Физминутка – чистоговорка )
(имитация движений, интонационная выразительность)
Мяч летает полосатый,
В мяч играют медвежата.
«Можно мне?» - спросила мышка.
«Что ты, ты ещё малышка!»
Мы продолжаем наше путешествие, но уже пешком. Тропинка необычная, передвигаться по ней нужно соблюдая правило – на красный цвет наступаем носочками, на синий –пяточками.
Остановка поляна «Подбери словечко»
Вед. Тропинка привела нас на поляну. Здесь я вижу две корзины.
Корзины вмещают слова, начинающиеся с одного звука. Какого? (М)
Каждый, кто придумает слово, может добавить в корзину своей команды фишку. Дети по очереди кладут в корзины фишки, называя слова, начинающиеся со звука (М) (малина, морковь, молоко, мороженное…)
Подведение итогов выполнения задания.
Путешествие продолжается. «Диктант»
Вед. Впереди непроходимая чаща. Выбраться из неё нам поможет слово, зашифрованное в диктанте. Для этого предлагаю вам сесть и воспользоваться предложенными листами. Соберите это слово из первых букв называемых мною предметов. Объяснение слова «Просека»
Индивидуальная работа .Подведение итогов выполнения задания.
«Составь предложение»
Вед. Мы совершили прогулку по лесу и нам пора возвращаться , а вот и наш поезд. Займите свои места. Расскажите о том, что можно увидеть из окна поезда, составив предложение по схеме. (из 3 – 4 слов)
Подведение итогов выполнения задания.
Вед. Вот и подошла к концу наша игра.
Как вы оцениваете её итоги? Что помогло нам? Кто же победил?
О чём вы расскажете дома? Предлагаю вам с родителями нарисовать один из эпизодов нашего путешествия. С каким настроением вы вернулись из путешествия? Предлагаю вам выбрать смайлик, который соответствует вашему настроению
Следующий наш конкурс называется «Волшебная корзина»
Прошла по городу молва,Что будто новые словаВ корзине этой есть.Кто их найдёт, тому и честь.
Из моей волшебной корзины вы достанете шарики, на которых написан первый слог слова, вы должны подобрать второй слог так, чтобы получилось слово и записать его на карточках. (Ведущий собирает карточки с записанными словами).
Вон виден поезд вдалеке.Он по стальной дороге Бежит, как слово по строкеРазбитое на слоги…
Мы проверим ваше знание русского языка. Этот конкурс оценивается по 3-бальной системе. Вывешивается плакат со словами, в которых пропущены все буквы, кроме тех, что образует слово «Кот». Ваша задача – отгадать слово по его значению.
Этот кот из фланели сшит ко-т-                                            (кофта),Этот кот на луну спешит ко------т                                          (космонавт),Этот кот из подземных мест к-от                                          (крот),Этот кот хворостинки ест ко-т--                                             (костёр), Этот кот на руках идет -к-о--т                                                (акробат),Этот кот вызывает смех --кот--                                              (щекотка),Этот кот восхищает всех к---от--                                           (красотка).