Доклад Развитие ИКТ — компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО


 
Тема:
«Развитие ИКТ-компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО».
Скажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и я запомню,
Дай сделать — и я пойму.
Китайская притча.
         «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе 21 века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения...» (М. Поташник, действительный член Российской  академии образования).
          «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» воплощение в жизнь нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования требует создания организационных механизмов проектирования информационно-образовательной среды (ИОС) начальной школы и поиска средств эффективной реализации ее развивающей и воспитательной функций.
         Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
      Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
       Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Требования к результатам обучения сформированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
       Неотъемлемой частью нового Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.д.
      Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
      Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного Стандарта.
               Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметные: освоение обучающимися УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные), метапредметные понятия.
 Предметные: освоение деятельности для получения новых знаний, их преобразование и применение, системы основополагающих элементов научного знания.
               Что изучается с использование ИКТ?
 Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.
       Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдение, и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, микроскопов, фотоаппарата и видеокамеры.
   В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
    Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового Стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа может, продолжена на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением природных зон РФ. Результатом такой деятельности становится, например, видеорепортаж, видео зарисовка, описывающая выбранную природную зону.
        
 Использовать компьютерные модели можно на уроках различных видов:
   1.  Интегрированный урок - закрепления знаний.
    Здесь возможны как индивидуальные, так и групповые задания: тесты с автоматической проверкой, теоретические вопросы, на которые можно найти ответ в интернете и т.п. Здесь важно продумать систему оценки работы обучающихся и довести ее до их сведения. 
2. Урок-исследование.
    При этом необходимо сформулировать тему и цель исследований, теоретические вопросы, на которые необходимо ответить обучающимся в процессе работы.
   3.  Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой.
    Эти задачи могут быть предложены как для работы в классе, так и дома.
Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерной программы усиливает познавательный интерес обучающихся, делает их работу творческой.
4.  Контроль знаний.
     Преимущества компьютерного контроля:
-  индивидуальный контроль
-  повышается объективность оценки
-  детальная картина собственных недоработок
-  минимум времени на оценку выполненной работы
5. Домашнее задание.
         Применение новых информационных технологий в школьном образовании является неотъемлемой частью современной методики обучения. Огромные возможности  представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования. С помощью компьютера возможно в несколько раз повысить интенсивность урока, использовать вариативность материала и индивидуализацию обучения.
 
   Компьютер — это, прежде всего
1.      источник учебной информации
2.      наглядное пособие
3.      тренажер
4.      средство диагностики и контроля
    Дидактические возможности компьютера разнообразны:
-          усиливает мотивацию учения
-          способствует моделированию реальных процессов
-          помогает видеть причины, следствия и смысл изучаемого
-          развивает познавательные способности обучающихся : не учит знаниям, а учить учиться.
-          развивает метапредметные связи
-          прививает навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок
-          расширяет возможности для творческой деятельности обучающихся-          интегрирует обучение предмету
      Использование ИКТ возможно на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом ребенок выполняет различные функции: учителя, объекта обучения, субъекта обучения, сотрудника коллектива.
      Компьютерный урок характеризуется прежде всего интенсивностью использования компьютера: если 100% времени урока ученики работают на компьютере, он полностью заменяет учителя (это компьютерное обучение). Если компьютер совсем не используется - это обыкновенный урок. При частичном использовании ПК — компьютерный урок.
        Все этапы урока могут быть компьютеризированы полностью или частично.
        Разнообразие «компьютерных уроков» зависит от :-          общей дидактической структуры урока
-          какие средства ИКТ используются: мультимедийный ПК, интерактивная доска, проектор и т.д.
-          объем тех функций, которые должен выполнить компьютер
         Варианты использования средств ИКТ:
1.      полная замена деятельности учителя компьютерными программами, электронными учебными пособиями; (данный вариант практически не применим в начальной школе)
2.      частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (учитель использует свой сценарий изучения учебного материала с применением частичного компьютерного обеспечения по предмету)
3.      фрагментарное, выборочное использование компьютерного материала
4.      использование тренинговых программ для закрепления материала
5.      использование диагностических и контролирующих материалов, что улучшает контроль за деятельностью обучающихся, позволяет вести мониторинговый режим, сохранять ход и результаты решений и исследований.
6.      выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий с последующей демонстрацией на уроках
7.      использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки
                    Таким образом, ИКТ с правильными технологиями обучения, создают высокий уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
            Использование ИКТ возможно на различных этапах обучения.
Этап усвоения новых знаний: активизируются такие процессы обучающихся, как восприятие, внимание, память, мышление; повышается познавательный интерес. Более 80% информации у людей воспринимается им через зрительное восприятие. При использовании ИКТ создается эффект присутствия («Я это видел»).
            Для использования ИКТ существует множество электронных учебников, программ-тренажеров, словарей, справочников, виртуальных экскурсий, игр, видеосюжетов и т.п. Но преподавателю необходимо продумывать и соблюдать логическое преподнесение изучаемого или повторяемого материала.
Этап первичной рефлексии: обучающиеся, используя ИКТ, имеют больше времени для отработки новых полученных ими знаний.Заключительная рефлексия: использование ИКТ повышает познавательный интерес, развивает личностные и коммуникативные действия обучающихся.
           Эффективность применения ИКТ зависит от этапа урока.
-  1-5 минут сокращает подготовительный период и сдвигает усталость и потерю внимания на 5-10 минут позже обычного.
-  15-20 минут;  30-35 минут - позволяет поддержать устойчивое внимание обучающихся практически в течение всего урока.
                         Соблюдение санитарных норм.
Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным «нормам» составляет для обучающихся начальной школы 10-15 минут.
   
       Таким образом, использование современных цифровых инструментов и коммуникативных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, куда включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Поэтому, использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий  труд учителя, а лишь одно из средств позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.