Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Осенняя прогулка в лес











КОНСПЕКТ
СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

тЕМА: «лЕСНАЯ ПРОГУЛКА»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ















Разработала: Ганчарова Ж.Ю.
воспитатель МБДОУ Д/с «Скворушка»
п. Аэропорт










СОДЕРЖАНИЕ


Раздел
Стр.


I.
Пояснительная записка
3

II.
Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:
4

1)
организационно-методическая информация;
4

2)
примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;
6

3)
дальнейшая разработка темы;
8

III.
Список литературы
9

IV
Приложение
10


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Занятие речевой направленности, образовательная область «Речевое развитие» для детей младшего возраста, составлено в соответствии с Общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Скворушка», содержание которой выстроено в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Организационно-методическая
информация
Содержание
Примечание

1.
Тема образовательной
деятельности
«Лесная прогулка»



2.
Доминирующая
образовательная область
Речевое развитие (обогащение активного словаря и развитие фонематического слуха)


2.
Виды деятельности

Коммуникативная деятельность (беседа, ситуативный разговор)
Игровая деятельность (дидактические игры «Назови одним словом», «Маленький-большой», «Назови ласково»)
Двигательная деятельность (двигательное упражнение «Прогулка в лес», «Листопад»)


3
Методы и приемы реализации содержания занятия


3.1
Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:
Словесный (вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей, использование художественного слова в ходе занятия).
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
Наглядный (показ упражнений).
Игровой (использование дидактических игр).
Сюрпризный момент (участие игрушек: заяц, сова, собака, кошка).


3.2
Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности
Проговаривание знакомых на слух стихотворений и загадок


3.
Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие (обобщение и закрепление представлений детей о насекомых и диких животных)
Социально-коммуникативное развитие (беседы, вопросы, ситуативный разговор)
Физическое развитие (выполнение основных движений)


4.
Возрастная группа
Средний возраст (4-5 лет)


5.
Цель
Развитие владения речью как средства общения со взрослыми и сверстниками.


6.
Задачи
Планируемые результаты


6.1
Формировать потребность поделиться знаниями в процессе общения со сверстниками и взрослыми
Владеют активной речью, включенной в общение


6.2
Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи
Дети различают на слух слова с определенным звуком


6.3
Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний
Ребенок правильно произносит употребляемые в своей речи слова и словосочетания


7.
Возможные затруднения детей и способы их преодоления



Затруднения
Способы преодоления



Ребенок не говорит
Предложить показать на картинках


8.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
Литературный ряд: загадки о диких животных.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года. Ноябрь».
Материалы и оборудование: разноцветные осенние листочки вырезанные из бумаги; игрушки - птичка, заяц, белка, ежик; картинки (насекомые, деревья, птицы, ягоды, цветы, животные); картинки (лиса, белочка, еж, медведь, заяц, волк); декорации (стулья-пеньки, скакалка-дорожка, заячьи следы, тряпочная морковка)


9.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
Разучивание потешек о животных и насекомых, рассматривание иллюстраций животных и насекомых.



ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ


Этап
Содержание
Примечание

I.
Вводная часть


1.1

Введение в тему
В группе по полу разложены осенние листочки по кругу. Звучит музыка П.И Чайковского, дети входят в группу и приветствуют друг друга:
«Собрались все дети в круг, (дети встают на листочки)
Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся» (улыбаются)
Педагог: Ребята, посмотрите какой красивый листочек к нам прилетел (берет листочек), а на нем что-то написано! Давайте почитаем!
Читает письмо
Педагог: Ну что, ребята? Принимаем приглашение лесных жителей?
Ответы детей.



1.2
Мотивация деятельности детей
Отправляемся на прогулку в лес, чтобы поиграть с лесными зверями.


1.3
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
Познакомиться и узнать больше о лесных зверях, чтобы с ними поиграть.


II.
Основная часть:


2.1
Актуализация ранее приобретенных знаний
Педагог: Чтобы отправиться на прогулку в лес, нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно. Ребята, а какую одежду люди носят осенью?
Ответы детей.
Педагог: Правильно! Молодцы! Давайте одевайтесь! Наденем шапочку, наденем курточку и, конечно же, сапожки! А теперь отправляемся в путь!


2.2
Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Двигательное упражнение «Прогулка в лес»
В лес отправимся гулять,                                   Дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропиночке  пойдём                             Ходят «змейкой» между  кочками
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали                                       Бегут на носочках.
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем,                      Ходят высоким шагом через «кочки»
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке  
Мы весело шагаем.                                                Маршируют.

Педагог: Вот мы и пришли. Как же хорошо в осеннем лесу. Так и хочеться со всеми поздороваться!
Пальчиковая игра «Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
(Дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.)
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
(Переплетают пальцы «замочком» и поднимают над головой.)
Педагог: Ребята, посмотрите какая прекрасная полянка! Присаживайтесь на пенечки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?
(Появляется птичка)
Птичка: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Кто я?
(Ответы детей)
Птичка: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно вас жду! Вот хотела у вас спросить, в знаете песенку комара?
Дети: з-з-з-з-з-з
Птичка: а песенку жука?
Дети: ж-ж-ж-ж-ж
Птичка: ветра?
Дети: ш-ш-ш-ш-ш
Птичка: водички?
Дети: с-с-с-с-с-с
Птичка: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
Песенку комарика (з) – заяц, машина, коза, зима, снег, забор, велосипед.
Песенку жука (ж) – живот, белка, жираф, дом, гараж, яблоко, ежик, ножик.
Песенку ветра (ш) – шапка, шуба, конфета, шишка, бумага, машина.
Песенку водички (с) – стол, рука, стул, капуста, ананас.

Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждет. Идите по извилистой дорожке. До свидания , дети!
Педагог: Смотрите, а вот и белочка.
Б: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились! Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.
Д/и «Назови одним словом»
Б: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру «Маленький-большой»
Д/и «Маленький – большой»
Педагог: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше.
Б: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите по этим следам и там вы встретите зайчика. До свидания!
Педагог: Ребята, давайте пойдём друг за другом по заячьим следам. Смотрите какие-то пенечки, давайте присядем. А кто это там выглядывает из-за дерева? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!
З: Здравствуйте, ребята!
Педагог: А почему ты прячешься?
З: Я боюсь!
Педагог: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.
З: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». я буду вам назвать слово и бросать морковку, а вы в ответ называть это слово ласково и бросать морковь мне!
Д/и «Назови ласково»
Д/и «Чей малыш?»
З: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть! Идите дальше, вас там ждет ежик.
Педагог: До свидания, зайчик! Ребята, смотрите, что это за комочек лежит под деревом?
Еж: Здравствуйте, дети! Как я рад, что вы меня узнали! А вы любите загадки?
Отгадывание загадок о лесных зверях.
Еж: Молодцы! Как много вы знаете лесных зверей!
Педагог: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе, ежик, за игру, но нам пора возвращаться. До свидания, ежик!
Еж: До свидания, ребята!
Педагог: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Двигательные упражнения «Листопад» (выполняется согласно тексту).
Педагог: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Раздеваемся.

Приложение 1

III.
Заключительная часть


3.1
Анализ и самоанализ деятельности детей
-Скажите, а где мы с вами гуляли?
- А кого мы с вами встретили?
- Что мы делали?
- С кем вам больше всего понравилось играть?
- Хотите зимой так же отправится на прогулку в лес?
- Хорошо, договорились.
На этом наше занятие окончено, всем спасибо, все молодцы!


ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ


Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия
Содержание
Примечание

I.
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1
Чтение художественной литературы
Чтение стихотворений о животных и обсуждение их со сверстниками и с взрослыми.
Выполняется в ДОУ

1.2




II.
Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности


2.1
Ребенок сам
Рассматривает альбом с изображением домашних и диких животных
Выполняется в ДОУ/дома

2.2
Ребенок по приглашению педагога
Рисует любимое животное
Выполняется в ДОУ





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «От рождения до школы» под. редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с.94

2. Затулина Г.Я. Комплексное занятие по развитию речи.// дошкольное воспитание №6 1999. с. 11.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада / В.В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 241 с.

4.Физминутки - http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/18/kartoteka-fizminutok



ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Двигательные упражнения «Прогулка в лесу»

В лес отправимся гулять,                                   Дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропиночке  пойдём                             Ходят «змейкой» между  кочками
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали                                       Бегут на носочках.
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем,                      Ходят высоким шагом через «кочки»
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке  
Мы весело шагаем.                                                Маршируют.

Пальчиковая игра «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
(Дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.)
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
(Переплетают пальцы «замочком» и поднимают над головой.)









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15