ООД по речевому развитию в средней группе Прогулка в лес


ООД по речевому развитию
в средней группе «Прогулка в лес»
Задачи:
• поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;
• учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
•обогащать словарь посредством ознакомления детей с лесом и его обитателями;
• развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения;
• формировать представления об образе жизни лесных зверей, их подготовке к зиме, учить устанавливать причинно-следственные связи;
• развивать навыки эффективного общения, зрительное восприятие в процессе игрового общения, эмоциональную сферу детей;
• развивать мелкую моторику рук;
• воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и обитателям леса;
• воспитывать интерес к литературе, учить соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
Предварительная работа:
• загадывание загадок о лесе и лесных жителях;
• рассматривание картин и иллюстраций с лесными пейзажами.
Материалы и оборудование:
картина с изображением зимнего леса;
магнитная доска;
карточки с изображениями животных, их следов, жилищ;
пластилин, стеки, дощечки; семечки, мелкие бусины.
Ход ООД
-Ребята, давайте отправимся на прогулку, но куда – вы сами догадаетесь, когда отгадаете мою загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. (Лес)
-Да, я предлагаю вам отправиться в лес. (Подвожу детей к картине, на которой изображён зимний лес.) Посмотрите, как в лесу красиво: сосны и ели принарядились в белые шубки. А какая тишина – слышно, как скрипит снег под ногами… Посмотрите, ребята, что за узоры мы видим на снегу? (Это следы.)
- А чьи это следы?
Игра «Чьи следы?»
Дети на магнитной доске находят следы зверей: лисы, зайца, белки, волка. К изображению следов дети приставляют картинку с изображением дикого животного, которому, по их мнению, принадлежат эти следы. После того, как дети распределили все следы, у них остались картинки с изображениями животных: медведя, барсука, ежа.
- Чьих следов здесь не хватает? Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, поиграем в игру «Кто, чем питается».
Игра «Кто, чем питается»
Перед детьми находятся картинки с изображениями животных, ягод, грибов, насекомых.
-Как мы называем животных, которые живут в лесу? (Дикие животные.)
-Выберите диких животных и то, чем каждый из них питается летом и зимой.
Дети внимательно рассматривают картинки. Помогаю им наводящими вопросами.
-Чем питаются лиса и волк зимой и летом? (Охотятся на зайцев.)
-Летом и зимой лиса и волк охотятся на более мелких животных. А чем питаются зайцы? (Травкой)
-Заяц летом питается травой, иногда совершает набеги на ближайшие к лесу огороды. А зимой поедает кору молодых деревьев, как в лесу, так и в ближайших садах. Ребята, как вы думаете, чем питается белка? (Ягодами, грибами, орешками.)
-В тёплое время года для белки в лесу много еды, поэтому летом белка готовится к зиме: сушит грибы, орехи припасает. А чем питаются медведь, барсук, ёж?
Дети высказывают свои предположения.
Рассказываю воспитанникам о том, что летом медведь ест ягоды, грибы, муравьёв, жуков, рыбу, мелких животных, которых может поймать; барсук и ёж питаются зелёными растениями, ягодами, жуками, червяками.-А зимой для медведя, ежа и барсука припасена пища? (Нет.)
-И что же они делают зимой?
Дети высказывают свои предположения.
Рассказываю о том, что пищи для этих животных в зимней столовой не припасено, поэтому они нагуливают жир в течение лета, осени, и готовят для себя тёплую постель, чтобы проспать в ней всю долгую, холодную зиму.
Медведь устраивает берлогу под корнями упавшего дерева, натаскивает туда молодые ёлочки с корнями, вырванными из земли, мох, хворост.
Барсук в своей норе готовит себе перинку их сухой травы, мха и листьев,
Ёж ищет ямку под пнём, натаскивает туда на своих колючках сухих листьев – вот постелька на зиму и готова! Медведь, барсук, ёж впадают в спячку до весны.
-Теперь скажите мне, почему нет их следов на снегу? ( Потому что медведь, барсук и ёж зимой спят.)
-Правильно, эти животные зимой впадают в спячку и спят до самой весны. Давайте поиграем, но так, чтобы не разбудить их.
Игра «Как на горке снег, снег…»
Как на горке снег, снег, Дети стоят, руки над головой «домиком».
Как под горкой снег, снег, Сидят на корточках, руки над головой «домиком»,
Как на ёлке снег, снег, Стоят, прямые руки над головой.
Как под ёлкой снег, снег, Сидят на корточках.
Тише, тише, не шуметь! Стоят, указательный палец к губам.
-Молодцы! Хорошо поиграли. Ребята, а теперь посмотрите внимательно на столы. Я приготовила для вас пластилин, чёрные бусинки и семечки. Как вы думаете, какое животное из тех, о которых мы сегодня говорили, можно сделать из предложенных предметов? (Ежа.)
-Правильно, из пластилина мы сделаем туловище, семечки станут иголками, а бусинки – глазками и носиком. Вспомните, как говорится в загадке:
На спинке иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся в клубок –
Нет ни головы, ни ног.
Это… (Ёж.)
Правильно! Помогут нам сделать ежа наши пальчики. Для этого давайте их сначала разомнём.
Пальчиковая гимнастика «Ежик»
Ёжик маленький замерз              Сложить пальчики в кулачки,
И в клубок свернулся.                 ёжик свернул иголки.
Солнце ёжика согрело -              Выпрямить пальцы –
Ёжик развернулся!                       ёжик показал колючки.
Приглашаю сесть за столы и начать выполнять задание. По мере необходимости оказывать индивидуальную помощь. По окончании деятельности предлагаю оставить ежей на полянке, а самим немного поиграть.
Игра «Чей домик?»
На магнитной доске расположены картинки с изображениями «домиков» ежа, белки, медведя, волка, барсука, лисы, зайца, собачья будка, гнездо птицы и скворечник. На столе - картинки с изображениями животных. Дети должны помочь лесным жителям найти свои домики, т.е. расположить картинку с животным у своего домика. По окончании игры подводится итог.
-Ребята, мы с вами совершили прогулку в зимний лес и очень многое узнали о жизни лесных жителей зимой. Вам нравится быть в лесу? (Да!)
-С лесом надо дружить, недаром о нём говорят:
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.