Мастер класс для родителей Сенсорное развитие детей через дидактические игры


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ШАХТЁРСКА
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №9 «ВОСХОД»
Мастер-класс для родителей
«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Подготовила:
Бондаренко И.К.
воспитатель
г. Шахтерск, 2016
Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей  и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Ход семинара-практикума:
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра». А. С.  Макаренко
Теоретическая часть
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Сегодня я хочу  поделиться с вами своим опытом работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Проведем мы нашу встречу в форме игры — путешествия в страну «Сенсорику». Психологи доказали, что сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, цветов и других свойств предметов, игрушек и других предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Хочу познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Практическая часть
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется «Чудесная корзинка».
Игра «Волшебная корзинка»
Задание: перед нами возникла проблемная ситуация — узнать на ощупь, что находится в «Волшебной корзине».
- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек не может предположить, что там.
- Сегодня мы предлагаем Вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приёмами, способствующими сенсорному развитию детей. Познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.
- Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Мы с вами отправляемся в страну «Сенсорику»!
Поскорее встали в круг и случится чудо вдруг.
Глазки закрывайте, в деток превращайтесь!
Игра «Давайте познакомимся»
- Ребята, передаем, друг другу мячик и скажем свое имя. Вот мы и познакомились.
- Нам пора отправляться в путешествие. Паровозик нас давно ждет, занимайте свои вагончики (строят импровизированный поезд).
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу - бежит паровоз.
В страну «Сенсорику» ребят он повёз.
- Внимание! Наш паровоз прибывает на станцию. А как она называется, догадайтесь! Станция «Цветная». Вы научитесь играть в «цветные игры».
Игра «Разноцветные платочки»
Подвижная игра, направленная на развитие внимания и реакции детей. Также позволяет закрепить знания цвета. У детей в руках платочки основных цветов. Игру можно начать с двух цветов. Когда ведущий говорит: красный платочек — дети с красным платочком прыгают, зеленый — хлопают в ладоши, синий — приседают, желтый — стоят на месте (движения могут быть любые).
Игра  «Разложи шарики в корзиночки»
Задание: разложить шарики по корзиночкам в соответствии с цветом.
На паровозике едем к следующей станции. Давайте угадаем, как она называется.
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немножко сжал.
Отвечайте дети дружно -
Получился бы … … (овал)
Из него мы строим дом.
И окошко в доме том.
За него в обед садимся,
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад.
Кто же он? Наш друг - … … (квадрат)
Эти фигуры по городу мчат,
В садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чём говорю, ответьте, друзья! (прямоугольник)
Он похож на колесо
А ещё на букву «О».
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это … … (круг)
Догадались?
Станция «Геометрические фигуры». На этой станции нас встречают геометрические фигуры. Они нам приготовили много интересных игр.
Игра  «Прятки»
Воспитатель ставит на стол деревянные геометрические фигуры (5шт.) и просит запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого участники определяют, какая фигура «спряталась».
Игра «Найди свой домик»
Игра направлена на развитие ориентировки в пространстве и внимание детей, и на закрепление знаний о геометрических фигурах. У детей в руках геометрические фигуры, по сигналу нужно найти свой домик с такой же самой геометрической фигурой.
Паровозик приглашает нас в дорогу. Мы прибыли на конечную станцию 
Станция  «Мелкая моторика»
Игра «Гномики»
На столе лежат 5 домиков разного цвета и прищепки. Воспитатель перемешивает все прищепки со словами:
Жили веселые гномики,
Каждый в своем домике,
Пошли гулять гномики
И перепутали домики,
Вы им скорее помогите,
В домике их проводите.
Игра – соревнование «Вороны»
Участники делятся на команды. У каждой команде по прищепке – «ворона». По сигналу нужно добежать до корзины, схватить прищепкой предмет и вернуться к своей команде.
Игра «Игры с крышечками»
На картинках нарисованы предметы. Нужно поставить крышечки правильно по цвету на картинку.
Игра «Самомассаж рук»
Игры развивают мелкую моторику рук. Катать маленький мячик между ладонями, карандаш, грецкий орех). Я катаю мой орех, чтобы стал крупнее всех,
Научусь я два ореха между пальцами держать,
Это в школе мне поможет, буквы ровные писать.
– А сейчас нам пора возвращаться.
Рефлексия
- В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонично, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Литература
1.Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
2.Громова О.Н. Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.
3.Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
4.Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.
5.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
6.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.