Статья Работа с одаренными детьми в условиях модернизации образования




РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Калашникова Л.В., заместитель директора по НМР
МОУ «СОШ№5» г.Валуйки



Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров 
 
Хотелось бы начать своё сообщение с нескольких очень мудрых и актуальных высказываний:
Задача современной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся ту или иную сумму знаний, но и научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации.
    Нет одаренных и бездарных детей, а есть дети с востребованными и невостребованными способностями, которые оказываются в благоприятных или неблагоприятных условиях.
Модернизация российской системы образования, сопровождающаяся переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Стали появляться образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации, целью которых стало выявление, обучение и развитие одаренных детей. В связи с этими изменениями, в общественном сознании стало формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны.
Современная общеобразовательная школа имеет в наличии огромный диапазон интеллектуальных и других способностей школьников. В любой современной общеобразовательной школе встречаются дети с повышенной готовностью к обучению и с пониженной готовностью к обучению (вплоть до детей с задержкой психического развития и с ограничениями возможностей). А между ними находится основная масса детей со своими индивидуальными особенностями, которые также требуют к себе специального внимания.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

·   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

·   креативности;

·   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется невостребованным.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и соседней областей.
 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Основные формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными и мотивированными учащимися;
факультативы;
занятия исследовательской и проектной деятельностью;
НОУ (научное общество учащихся);
научно-практические конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
конкурсы;
предметные недели (декады);
Дни науки;
кружки по интересам;
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике работы школы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного, районного, регионального уровней проводится в течение всего учебного года. С талантливыми детьми учителя занимаются после уроков, решают нестандартные задачи, создают исследовательские работы, проекты.
Результаты участия учащихся школы в предметных олимпиадах:
2011-2012 уч.год – 17 победителей и призеров муниципального этапа
(победители – 8, призеры – 9)
3 призера областного этапа
2012-2013 уч.год – 28 победителей и призеров (победители – 12, призеры – 16)
3 призера областного этапа
2013-2014 уч.год – 24 победителя и призера муниципального этапа
(победители -12, призеры – 12)
1 – победитель, 2 призера областного этапа
Учащиеся младших, средних, старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на районном, областном и всероссийском уровнях.
Итоги участия в конкурсах исследовательских работ:
2012-2013 уч.год :
Меня оценят в 21 веке – 1 место (Самохоткин А.) – муниципальный, региональный этап
Шаг в будущее – 1 место (Татаринцев П.) – муниципальный этап
Я – исследователь – 10 победителей и призеров, 1 лауреат регионального этапа
Первые шаги в науке – 12 победителей и призеров
Всероссийская конференция «Юный исследователь» - 1 победитель, 2 призера

2013-2014 уч.год:
Меня оценят в 21 веке – 1 победитель, 4 призера (муниципальный)
Шаг в будущее – 1 победитель (муниципальный), 1 призер (региональный)
Открытие – 2 победителя (муниципальный), 1 призер (региональный)
Я – исследователь – 3 победителя, 2 призера (муниципальный), 1 лауреат (региональный)
Первые шаги в науке – 3 победителя, 2 призера (муниципальный)

 Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению,далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности
Форма
Задачи

Факультатив
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

День науки
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, студии, объединения
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.

 
6) Организация исследовательской работы учащихся в школе
Подготовительный этап:
Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели (декады).
День науки.
Факультативы.
Кружки эстетического цикла.
Секции.

Творческий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Организация исследовательской работы учащихся.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
День науки.
Школьные олимпиады.
Факультативы.
Ученические мини конференции.
НОУ «САМИ».
Кружки.
Секции.


И в заключение хочется сказать:
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.




15