АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ К.Д.УШИНСКОГО О ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ЕГО ПОДГОТОВКЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ К.Д.УШИНСКОГО О ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ЕГО ПОДГОТОВКЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Учитель английского языка Тимохин А.В.
Аннотация. В статье рассматриваются взгляды К.Д. Ушинского на личность учителя и его подготовку, их востребованность в современном пространстве педагогического образования.
Ключевые слова: эпоха великих реформ, народное образование, учитель, требования к учителю, учительские семинарии, подготовка учителя.
Проблема формирования личности учителя, а также его подготовка остаются до сих пор актуальной проблемой современного общества. Идея К.Д.Ушинского о связи школы с жизнью в современных условиях приобретает особое значение. К.Д. Ушинский говорил, “что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперёк ее жизни, что истинное воспитание должно быть посредником между школой с одной стороны, жизнью и наукой - с другой” [6, 659].
Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.
Время жизни К.Д. Ушинского совпало с началом эпохи великих реформ, когда происходили изменения во всех областях жизни страны, в том числе и в образовании. Великие реформы стали отправной точкой длительного процесса зарождения и последующего развития народной школы в нашей стране, которая, по ряду причин, прежде всего, социально – экономического, а затем и педагогического характера, значительно отстала от большинства европейских стран в вопросах широкого школьного строительства и значительного расширения доступа основной массы населения к начальному образованию.
К.Д. Ушинский считал, что основной целью воспитания человека может быть только сам человек, и все что существует вокруг, создано для человека.
В основе педагогической системы К.Д. Ушинского лежит идея народности.
“Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдёт ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкоренённой страхом наказаний” [5,79].
В статье «О народности в общественном воспитании»
К. Д.Ушинский даёт меткую характеристику и глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского воспитания. К.Д.Ушинский был уверен, что в школе необходимо изучать Библию, которая является важным средством воспитания учащихся. “Библия помогает по-новому взглянуть на многие педагогические идеи, глубже понимать их смысл, рассмотрев через призму вечных нравственных общечеловеческих ценностей” [4].
Особенно подробно он останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. К.Д. Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву.
“Вот основание того убеждения, которое мы высказали выше, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным” [1,35]. Народным учителем может быть только человек, который близок к народу, тесно связан с народом. Личность учителя будет всегда являться главным в деле воспитания. Рассматривая требования к учителю, К.Д. Ушинский указывал, что учитель не должен останавливаться на достигнутом, он должен постоянно совершенствовать свои знания, навыки, непрерывно заниматься самовоспитанием и самообразованием. Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.
К.Д. Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он считал, что влияние педагога на воспитанников составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить программами, организацией учебных заведений. В статье “Проект учительской семинарии”, которая была опубликована в 1861 году в “Журнале Министерства Народного Просвещения”, К.Д. Ушинский подробно разработал систему подготовки будущих учителей для сельских народных школ. Он также высказывал предложения о создании в университетах педагогических факультетов, где бы готовили преподавателей педагогики и учителей для средних школ.
В статье К.Д. Ушинский доказывает необходимость организации учительских семинарий в России. Это учебное заведение направлено на подготовку учителей для народных школ. По мнению педагогического мыслителя, учительские семинарии следует открывать в небольших городах и сёлах, с тем, чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели полностью отдавались бы работе в учительских семинариях, не отвлекаясь на работу в других учебных заведениях.
Учительские семинарии делились на мужские и женские; они открывались во многих городах Российской империи, начиная с 60-х годов XIX века. Например, учительская семинария в городе Тотьма Вологодской области готовила учителей для народных школ. Тотемская учительская семинария до 1910 г. была единственным учебным заведением на Севере России по подготовке педагогических кадров, она входила в состав Санкт - Петербургского учебного округа.
К.Д. Ушинский уделял много внимания методическим аспектам в подготовке учителя. Учитель должен сочетать индивидуальную работу с учащимися и одновременно со всем классом. Формы и виды учебных занятий могут быть различными. На уроке дети получают новые знания, закрепляют уже полученные знания, позже выполняют письменные работы, чтобы научиться применять знания для решения конкретных практических задач; каждый урок должен носить воспитательный характер. Ученики быстро утомляются, значит, на уроке должна происходить смена действий, не только смена вида урока или его формы, но и использование игровой деятельности. Большое значение К.Д. Ушинский придавал развитию у детей умение работать самостоятельно, нельзя дать детям домашнюю работу, пока они не овладеют этим умением самостоятельно.
В статье “О первоначальном преподавании русского языка” К.Д.Ушинский дал ценные методические указания по преподаванию русского языка.
Как отмечает Н.П. Щетинина, К.Д. Ушинский придавал большое значение педагогической литературе в профессиональной деятельности учителя. В статье «О пользе педагогической литературы» (1857 год) он рассмотрел ряд актуальных для педагогической науки и практической деятельности педагога проблем: о взаимосвязи теории и практики, знание учителем сущности воспитания, педагогических условий его осуществления; средства целостного развития ребёнка в единстве телесного, душевного и духовного компонентов; необходимость специальной педагогической подготовки и создание условий для самообразования педагога [7, 215].
Педагогическая литература, по убеждению К.Д.Ушинского, позволит оградить педагога от той односторонности, ошибок, которые встречаются в деятельности учителей, не изучающих педагогическую литературу [7, 216].
Современные исследователи педагогического творчества К.Д. Ушинского подчёркивают, что все изданные учебники по методике первоначального обучения уступают учебным книгам К.Д. Ушинского. По словам Н. Ф. Бунакова “Родное слово даёт учителям превосходное дидактическое руководство, а для детей хороший материал для чтения, обработанный с редким талантом и строгим педагогическим тактом” [2].
Завершая свою речь 30 января в 1941 году на Всероссийском совещании руководящих работников народного образования, М.И. Калинин об К.Д. Ушинском сказал следующие слова: “Все это я вычитал у старых русских педагогов, большей частью у К.Д.Ушинского. А ведь он писал 80 лет тому назад. Я вижу, что те идеи, которые развивал в своё время К.Д. Ушинский, это настоящие педагогические идеи” [3,8].
Идеи К.Д. Ушинского об учителе и его подготовке не потеряли актуальности и в настоящее время: идея учителя, служащего интересам народа; структура и содержание подготовки учителя, его непрерывного личностного и профессионального роста. Соглашаясь с мнением К.Д. Ушинского, отметим, что современный учитель предстаёт перед обучающимися не только как носитель знания, но и человек высокой культуры, нравственности, как воспитатель. Поэтому, каждый урок, каждая ситуация общения с учащимися должны носить воспитывающий и развивающий характер.
























Список литературы:

Беляев В.И., Савченко Т.А. История социальной педагогики. – М.; 2014.- С. 35.
Горячева И. А. Статьи современных исследователей педагогики Ушинского URL.;http://plopin.ru/pre_school_education/43291.php (дата образования 03.10.2015)
Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История Педагогики. – М.: Просвещение, 1982. - С. 8.
Салтыкова – Волкович М.В. К.Д.Ушинский о религиозном воспитании. URL.; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обращения 02.10.2015)
Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. – 1856. – С. 79.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – Опыт педагогической антропологии. - Собрание сочинений. Т. 8. – М.; 1950. - С. 659.
Щетинина Н. П. К. Д.Ушинский о значении педагогической литературы в профессионально-личностном развитии учителя.- Учитель, перед именем твоим. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «миссия учителя в прошлом, настоящем, будущем». 8-9 апреля 2010 года.- Нижний Тагил, 2010.- С.214-222.
Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии. – Собрание сочинений. – М.; 1974.
Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. - Собрание сочинений. – М.; 1974.
Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. – Собрание сочинений. Т. 2. – М.; 1948.