Статья «Информационно-коммуникационные технологии и здоровье учащихся в начальной школе»

«Информационно-коммуникационные технологии и здоровье учащихся в начальной школе»
В программе ФГОС второго поколения говорится: «Образование должно быть ориентировано на развитие индивидуального потенциала каждого ученика, создание условий, обеспечивающих полноценное развитие индивидуальных способностей каждого ученика, психологический комфорт, выполняющий творческий настрой и мотивацию учения и других видов деятельности». В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится: в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. От того, как будет устроена школьная деятельность, система отношений школы и общества зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношенийглавным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития,Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению.» В разделе «Ключевые направления развития общего образования» сказано: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире».
Цель работы: Опираясь на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, теорию активизации учебной деятельности школьников ( Т.И. Шамова, А.К. Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно коммуникационных средств, разработанную профессором Г. К. Селевко, я обозначила основную цель моей педагогической работы: создание условий для активизации учебной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;
повышать уровень обученности и качества знаний;
совершенствовать интеллектуальные способности учащихся и создавать положительный настрой к активной познавательной деятельности;
способствовать созданию информационно- коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности;
определить оптимальные условия для освоения системы знаний, умений, опыта осуществления разнообразных видов деятельности, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.
Задачи исследования
1. Формировать самостоятельность , критичность, креативность
мышления у младшего школьника через использование
дифференцированного обучения и проектной деятельности.
2.. Развивать у школьников контроля и самоконтроля, оценки и само-
оценки, как важнейших показателей сформированности учебной
деятельности.
3. Формировать у обучающихся осознанного отношения к своему
здоровью.
4. Дать рекомендации учителям как правильно создать презентацию,
являющуюся итогом проектной деятельности учащегося.
Объект исследования: педагогический и ученический коллектив.
Предмет исследования: создание медиапрезентаций с учетом здоровьесберегающих технологий, как итог проектной деятельности ученика.
Гипотеза: я предполагаю, что в настоящее время востребованной в обучении является проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися необходимых знаний, но при этом особое внимание необходимо уделить здоровьесбережению.
Этапы работы:
2009-2010г. Курсовая подготовка « Новые технологии формирования здорового и безопасного образа жизни и профилактики асоциального поведения в образовательной среде».- ГОУСИПКРО.
Сентябрь 2010-май 2011- изучение научного материала по теме.
Сентябрь 2011-май 2012- накопление практического опыта работы по теме и презентация опыта.
Изменения, происходящие в современном российском обществе, неразрывно связанные с изменениями начального общего образования, ставят перед учителями и учеными новые задачи, требующие осмысления «вечных» проблем модернизации и приведение в соответствии с реформами целей, содержания, методов, форм и средств обучения. К основным направлениям модернизации образования отнесена дифференциация; информатизации и технологизация обучения. В настоящее время по каждому из указанных направлений ведутся исследования, в которых большое внимание исследователей уделено содержательному и организационному компонентам обучения, роли учителя – практика-консультанта в реализации методических рекомендаций авторов программ и школьных учебников. Как известно, эффективность обучения во многом определяется системой работы учителя, одним из важных компонентов которой является методика формирования знаний и понятий.
Процесс модернизации региональной системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно- воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы, предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов (создание медиапрезентаций) и рефератов, научно- образователь-ную и поисково- творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.
В настоящее время метод проектов приобрел широкую популярность.
Метод проектов все чаще рассматривают как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасполо-женного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривле-кательную работу? Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классе, пришла к выводу: любой урок начинается сзагадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, реше-ние проблем, ребенок может войти в мир творчества. Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем вырабатывает их сам:
1) создать собственную технологию; 2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих уче-ников. Оптимальным для меня является второй путь и над этим я работаю пятый год. При изучении различных предметов. учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе.
«Метод проектов» возник еще в начале 20 века в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами - обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».
«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике»
Современные  требования к выпускнику изменились, теперь школа должна не только дать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. Проектно-исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
.
Целесообразность применения. Общеизвестно, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом, стараюсь соблюсти основные этапы проектной деятельности.
Основные этапы проектной деятельности: 1.Выбор темы, определение типа проекта. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени.
Я использую следующую классификацию проектов. по продолжительности подготовки:
- краткосрочный - средней продолжительности - долгосрочный
Тематика проектов может быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, подходов и решений тех или иных проблем
Выполнение проектов предполагает информационный диапазон, связь между предметами школьного курса. Желательно, чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно. Обоснование мотива выбора необязательна.
2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его подготовки.
Методы и приемы ( кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий:
1.Методика организации компьютерного практиума на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения ( деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями и т. д.)
2.Методика использования творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения с применением средств Microsoft Office, Power Point ( создание рекламных роликов, презентаций и т. д.).
Все это делает процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети учатся создавать слайды, оформлять их, наполнять нужной информацией, цветом, анимацией. Для этого нужна мотивация.
Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию.
Задачи для мотивации: Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Важную роль играет эмоциональный настрой самого учителя. Голосом, интонацией, мимикой педагог должен показать ученикам свое отношение к ситуации. Эмоциональные реакции учителя передаются детям, способствуют формированию у школьников определенного отношения к изучаемой проб-леме.
Мною предлагается образовательная практика публичной коллективной постановки и решения междисциплинарных проектов с целью выработки у учащихся навыков междисциплинарной коммуникации, моделирования решения проблем и задач, требующих коллективных взаимодействий. В этих практиках тренируется не только культура межличностной коммуникации, но и способность оперативного усвоения материала непрофильных дисциплин, а так же понимания нелинейных эффектов взаимодействия дисциплин. Конструирование междисципли-нарных моделей и оценка способов их реализаций развивают навыки коллективного творчества и ответственности , которые, по-видимому, будут основной ценностью науки ХХI века. Предлагается выделять пять типов междисциплинарных стратегий коммуникации и, соответственно, пять типов использования термина междисциплинарность
Междисциплинарность языков как согласование смежных дисциплин. Речь идет об общей для «соседних» дисциплин феноменологической базе, в которой каждая использует свой тезаурус. Таковы отношения физики и химии, биологии и химии, психологии и социологии и т.д.
Междисциплинарность как транссогласование языков не обязательно близких дисциплин. Речь идет о единстве методов, общенаучных инвариантах, универсалиях применяемых самыми разными дисциплинами. В первую очередь это методы математики, языка, естествознания, но так же и системный анализ и синергетика, которые зачастую более адекватны для гуманитарных дисциплин, чем математика.
Междисциплинарность как эвристическая гипотеза аналогия, переносящая конструкции одной дисциплины в другую поначалу без должного обоснования. Незавершенность и креативность таких гипотетических переносов понуждает к дополнительным процедурам их обоснования в рамках данной дисциплины, либо к пересмотру оснований последней. Например, гипотеза волны-пилота в квантовой теории, введенной для объяснения феноменов корпускулярно-волнового дуализма, не прижилась, но вероятностные волны, общепризнанные сегодня, полностью перевернули представления нашего здравого смысла о квантовой онтологии.
Междисциплинарность как конструктивный междисциплинарный проект организованная форма взаимодействия многих дисциплин для понимания, обоснования и, возможно, управления феноменов сверхсложных систем. Сегодня это экологические проблемы, глобалистика, антикризисное управление, социальное конструирование, проблемы искуственного интеллекта, интегральной психологии и медицины, освоение космоса и т.д. В физике, например, это моделирование эволюции Вселенной в рамках космологического антропного принципа. Расследование любой серьезной аварии это междисциплинарный проект подтверждения гипотезы-версии причины аварии.
Междисциплинарность как сетевая коммуникация, или самоорганизующаяся коммуникация. Именно так происходит внедрение междисциплинарной методологии, трансдисциплинарных норм и ценностей, инвариантов и универсалий научной картины мира, так развивается синергетика и системный анализ, мода и слухи в научном социуме. Это сети научных школ и ассоциаций.
Следует пояснить подробнее, что мы понимаем под навыками междисциплинарного взаимодействия, классификация которых предложена Без наполнения этого термина конструктивными смыслами невозможно ни синергетическое моделирование, ни собственно синергетическая методология. Предлагается выделять пять типов междисциплинарных стратегий коммуникаций, и, соответственно, пять типов использования термина междисциплинарность.
Междисциплинарность как согласование языков смежных дисциплин. Речь идет об общей для дисциплин феноменологической базе, в которой каждая использует свой тезаурус. Таковы отношения физики и химии, психологии и социологии.
Междисциплинарность или трансдисциплинарность как транссогласование языков дисциплин не обязательно близких. Речь идет о единстве методов, универсалиях, обшенаучных инвариантах, применяемых самыми разными дисциплинами. В первую очередь это методы математики, системного анализа и синергетики.
Междисциплинарность как конструктивный междисциплинарный проект, организованная форма взаимодействия многих дисциплин для понимания, обоснования, создания и, возможно, управления феноменами сверхсложных систем. В любом случае используются все три предыдущих типа междисциплинарной коммуникации. Следует подчеркнуть, что выполнение междисциплинарного проекта требует множества второстепенных гипотез согласования на каждой границе взаимодействия дисциплин, и на первый взгляд нарушается принцип бритвы Оккама. Отметим также, что цена ошибки эвристической гипотезы, ошибки на стыках дисциплин или ошибочности самой гипотезы в междисциплинарном проекте много выше, чем в одной дисциплине.
Междисциплинарность как сетевая коммуникация, или самоорганизующаяся коммуникация. Именно так происходит внедрение междисциплинарной методологии, инвариантов и универсалий научной картины мира, так развивается синергетика, сети научных школ и ассоциаций, INTERNET.
Педагогический коллектив нашей школы работает над проблемой повышения качества знаний обучающихся, развития их творческих способностей, формирования ключевых компетентностей. Анализ опыта работы показал, что наибольший эффект достигается за счет целостной организации образовательного процесса, использования инновационных образовательных технологий и методов, которые позволяют развивать самостоятельность учащихся, гибко организовывать процесс обучения, учитывать индивидуальные интересы и способности, осваивать не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач.
Сегодня новые информационные технологии прочно вошли во все сферы жизнедеятельности нашего общества. Информатизация образования является одним их приоритетных направлений программы развития образования. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности.
В связи с тем, что в школе во многих кабинетах появился набор интерактивного оборудования, то все модели использования информационных технологий я рассматриваю во взаимосвязи с интерактивной доской
Начиная работу с использованием метода проектов, первое, что я сделала, – это выявила те положения теории, которые необходимо знать для правильной организации работы. Необходимые теоретические сведения, которые помогли мне структурировать проектную деятельность.
В данной работе используются групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта.
В этом учебном году учащиеся нашей школы работают над проектами: «Легко ли быть учеником», «Пословицы и поговорки русского фольклора », «Королевская династия Англии», «Симметрия в окружающем мире», «Сколько весит мой портфель?», «Стоимость моего образования», «Природа- наш дом».
Структура проектной деятельности






Время стремительно летит вперед. Школьный учитель не может оставаться в стороне от достижений в области информационных технологий, доступных школе. Компьютер не заменит человеческого общения, зато ему по силам сделать урок ярче. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране – медиапрезентация. А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса учащихся.
Я использую презентации во время проведения таких уроков, как урок окружающего мира, литературного чтения, математики, русского языка, а также родительские собрания.
С медиаподдержкой сегодня работают многие школы, учителя создают свои проекты – в этом уже сильны многие учащиеся даже начальных классов.
В прошлом учебном году мои ученики Маша Пинаева и Максим Александров со своими проектами и с использованием презентации прини-мали участие во 2 школьной конференции «У истоков открытий», а также в районной конференции «Первые шаги в науку» среди учащихся 1-4 классов, в городской конференции Горбунов Артем, Александров Максим занял второе место с проектом «Воздух работает»- секция «Физика»,а Пинаева Маша стала лауреатом данной конференции с проектом «Йоркширский терьер как оптимальная порода для урбанизации» - секция «Биология».
Однажды использовав презентацию на уроке, вам захочется сделать это вновь. Пусть это будет началом ваших творческих свершений.
Рекомендации для учителя по созданию медиапрезентаций.
Что такое презентация?
Начну с того, что это не урок. Никто из аудитории не собирается сдавать экзамен и отвечать на вопросы относительно того, чему его научили на уроках. Здесь нельзя дать домашнее задание, уделить персональное внимание отстающим ученикам, остановиться и быстренько провести тест, чтобы увидеть, кто и насколько внимательно слушал. Презентация- это средство донесения до слушателя визуальной информации. Тот факт, что слушатель воспринимает предлагаемую информацию по –разному, должен учитываться при презентации и выборе вспомогательных средств и вступлении.
Почему сведения визуализируются?
Органы восприятия у людей различны и ясно выражены, и каждый человек применяет различные способы приема информации. В докладе применяются различные методы предложения в выступлении, сведения, предназначенные как для глаз так и для ушей. Поэтому применяется визуализация к сказан-ному, что и сохраняет, улучшает и облегчает понимание.
Прием и сохранение смысла информации
Информационный прием происходит в среднем:
80% через глаза
15% через уши
5% через другие органы восприятия
Человек замечает себя на:
10% то, что он читает или слышит
30% то, что он видит
50% то, что он видит и слышит
90% то, что он сам делает


Презентация – последовательная проекция слайдов на экран.
Порядок слайдов предусмотрен логикой построения материала, необходимостью его иллюстрирования.
Планирование презентации: подготовительный этап.
Прежде, чем приступить к написанию сценария презентации, необходимо все прояснить относительно ее цели. Как только цель и аудитория слушателей определена, можно начинать планировать презентацию. Стадия планирования презентации включает в себя выяснение, кто и что собирается сказать, за какое время и в какой последовательности. Это обеспечит мощную, упорядочную структуру презентации. Есть общий закон, применяемый к любым проектам: чем раньше произошла ошибка, тем сильнее она влияет на весь проект и тем труднее возместить вред от нее. Презентация не является исключением. По этой причине в самом начале должен быть подведен итог исследования, который покажет ошибку, нельзя объять необъятное. Помните, что это только презентация. Она не должна охватывать все. Строиться она только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию в целом. Не включайте ничего утомительного для большинства слушателей.
По содержанию презентации условно можно разделить на три группы: 1) иллюстрирование; 2) организация; 3) самостоятельная творческая работа.
Первая группа презентаций используется чаще всего. Это презентации, иллюстрирующие рассказ учителя. Именно они призваны снять магниты и кнопки с доски и заменить их картинками, фотографиями и схемами. Нет такого школьного предмета, где можно было бы обойтись без наглядного материала. а возможности иллюстрирования с помощью компьютера и медиапроектора весьма высоки.
Чтобы повысить результативность иллюстрирующей презентации, необходимо дать предварительную установку на восприятие с организую-щим деятельность заданием: заполнить таблицу, составить схему, система-тизировать материал.
Особой группой стоят презентации, являющиеся результатом самостоятельной творческой деятельности учащихся. Это мини- проекты учащихся, сопровождающие устный ответ, созданные к конкретному уроку по данной ранее теме. Они могут представлять собой тот же иллюстративный вариант, но инициатива и логика – в руках ученика. Это прекрасное средство, обучающее ребенка планировать выступление, разви-вающее умение публично говорить.
Самой ценной является презентация-организация. В такую презента-цию выстраивается сама система конкретного урока или система изучения целой темы- от целеполагания до рефлексии. Здесь возможна четкая фиксация поставленных промежуточных учебных задач, результаты их решения, подача материала для анализа и закрепления, иллюстрирование и проведение контроля.
Презентация, кроме неоспоримых «плюсов», имеет и ряд «минусов», о которых нельзя не сказать:
нагрузка на зрение;
поток дополнительной информации;
« клиповость»;
порой неудачное оформление;
нечитаемость кадра.
В презентации все является частью потока информации: цвет фона, смена слайдов, само содержание. Цветовая гамма фона влияет на эффективность восприятия информации: чем темнее цвет, тем хуже восприятие. Значение имеет использование теплых или холодных оттенков цвета: теплые, но не яркие цвета предпочтительнее.
Для школьного материала наиболее эффективным считаются теплые неброские оттенки зеленого цвета, бежевой гаммы и нейтрального белого цвета. Нельзя включать в одну презентацию разные по стилю слайды, так как школьник (особенно младший) будет отвлекаться от содержания на оформ-ление каждого.
Особое слово- об использовании функции анимирования презентации. Анимация позволяет выделять объекты, по – разному представлять их появление на слайде, что иногда бывает необходимо. Психология восприятия такова, что глаз человека в первую очередь выхватывает движущиеся объекты в поле зрения. Значит заголовок или иллюстрация, вы-летающие и переворачивающиеся на экране, обязательно будут выделены из потока информации. Но неуместное использование анимации, при которой на экране что-то прыгает или мелькает, многократно увеличивает нагрузку на зрение ребенка.
Необходимо уделить внимание такому моменту, как читаемость кадра. Есть большой соблазн дать информационный блок прямо в кадре, но с первой парты печатный текст на экране читается с трудом, а с последней- не читается совсем. Нет смысла в презентации выкладывать в письменной форме все то, что докладчик собирается рассказать устно, так как презен-тация иллюстрация призвана предоставить наглядность.
Значение для восприятия имеет все, в том числе и количество предлагаемой ребенку информации. Психологи определили, что взрослый человек воспринимает одновременно не более 7+,-,2 объектов. Для ребенка начальной школы количество объектов на одном слайде не должно превышать 4-5. Превышение объема воспринимаемой информации вызывает утомление. Среднее количество слайдов в рабочей презентации- организации от 10-15. Главное- целесообразность, содержание и мера во всем. При использовании презентации на уроке я не забываю о здоровьесбережении моих учеников. При подготовке презентации я всегда помню, что иногда искажается цветовая гамма (это зависит от модели медиапроектора), что было сделано на нежном салатовом фоне, может на эране оказаться невы-носимо ярким, раздражающем и утомляющем глаз ребенка, тогда необхо-димо выбрать самые «спокойные» тона. Руководствуясь собственным опытом, а также опытом других учителей предлагаю вам следующую таблицу.
ТАБЛИЦА
Основы презентации
Рекомендации


делать
не делать

Организация (зависит от типа)
Дети должны получить задание заранее и осмысливать материал
Фиксировать цели и результат
Желательно использовать символы (вопрос, книга)
Простое просматривание картинок

Фон
Использовать светлый фон, лучше в желтой или зеленой гамме, полупрозрачный
В одном стиле оформлять всю работу
Пестрые кадры
Кадры, оформленные в разном стиле
Яркие цвета
Фиолетовые и коричневые тона

Текст
Набирать на белом фоне жирными буквами крупным шрифтом
Сплошной текст на слайде, мелкие буквы на фоне с рисунком
Избыточная информация

Выделение
Должно соответствовать уровню текста
Выделять цветом только заголовки
Избыток выделенных фраз и образцов

Количество объектов
Включать в слайд не более 4-5 объектов
Менять расположение объектов от слайда к слайду
Много мелких картиночек
Длинные презентации по 30 слайдов на один урок

Анимация
Вставлять по необходимости (чем меньше летает и вползает, тем меньше нагрузки на глаза)
Прыгающие буквы, вращающиеся фигуры, мерцающие по 5с и более объекты


Заключение – это самая важная часть презентации. Формулировка целей в том виде, как они представлены в заключении – это задача всей презентации в целом. Именно в заключении мы понимаем выполнили мы, поставленные перед собой цели и задачи или нет. Заключение презентации необходимо выучить наизусть. Дейл Карнеги сказал: «Имея дело с людьми, помните, что вы имеете дело не с логичными созданиями, а с эмоциональными». Поэтому завершите презентацию эмоциональной цитатой уважаемого авторитета.
Шаги презентации:
Определите цели.
Определите для себя цель презентации. Чтобы вы хотели, чтобы сделали слушатели после завершения презентации.
Постройте заключение.
Эта часть презентации самая важная. Именно здесь решается главный вопрос- добьетесь ли вы правильных действий от слушателей. Именно в этой части презентации вы должны продемонстрировать максимум на что способны.
Сформируйте вступление.
Эта часть презентации- вторая по значимости. В ней формулируются вопросы. Ответы на которые даст заключение. Вступление – не просто начало пути, это еще и момент, когда у слушателей формируется первое впечатление о выступающем.
Очертите основную часть.
Это путь, которым необходимо провести слушателя. Здесь- факты, цифры, доказательства, причины, примеры, ссылки.
Добавьте «перчика».
Непросто удержать внимание аудитории и сохранить интерес к своему выступлению, добавьте интересную информацию.
Разработайте демонстрационные средства.
Правильное использование анимации и цветного фона повышает интерес слушателей на 43%.
Приспособьте презентацию к аудитории
Необходимо создать впечатление у аудитории, что презентация подготовлена специально для них.
Подготовьте подсказки.
Репетируйте.
Психологические аспекты презентации
Волнение и страх речи возникает у младших школьников, выступающих
перед аудиторией. Степень напряженности и нервозности влияет на индивидуальность по разному посредством различных факторов:
Недостаточная осведомленность и соответственно близость с ситуацией, людьми, темой.
Количество присутствующих людей.
Владение темой.
Добровольные высказывания.
Значимость ситуации для выступающего.
Как педагог может помочь ребенку справиться с волнением?
Выучить наизусть первые строчки текста выступления.
Сделать шпаргалки.
Репетировать, репетировать, репетировать доклад, опираясь на презентацию.
Сегодня проектная деятельность учащихся- неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение презентаций проектов. Конечно, чем младше дети, тем более облегченный вариант проектной деятельности им предлагается. Огромную роль в подготовке презентаций играет и компетентность родителей и учителя, наличие у школьников определенного набора качеств, умений и компетенций. Вот важнейшие из них:
1. Качества -самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
2. Умения и компетенции- исследовательские ( умение генерировать идеи, выбирать лучшее решение),социального взаимодействия ( сотрудничать в процессе учебной деятельности), информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации), презентационные (выступать перед аудиторией согласно своей презентации), рефлексивные ( отвечать на вопросы аудитории),
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования.
В поисках этих условий в сфере образования разворачивается деятельность по программированию условий и средств формирования, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, приобщения их к духовным и нравственным ценностям общества. Формирования культуры поведения, навыков здорового образа жизни, социальной активности и устойчивости по отношению к психически дестабилизирующим субкультурам, допускающим употребление психоактивных веществ и другие формы отклоняющегося поведения.
Формирование, сохранение и укрепление здоровья, соблюдение здорового образа жизни и возвращение утраченного здоровья на безопасный уровень, оздоровление - ключевые направления в школьном образовании.
Проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на этапах его развития рассматривалась по- разному, в зависимости от целей и задач воспитания.
Так в условиях первобытного строя при воспитании молодежи главное внимание уделялось подготовке к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость.
Стройную педагогическую систему, прогрессивную и актуальную до сих пор, создал чешский педагог Ян Амос Каменский. Он обосновал необходимость неразрывного единства воспитания и обучения. Педагог заложил теоретические основы индивидуального подхода к обучающимся.
Швейцарский педагог И. Песталоции практически воплощает принцип природосообразности, гармонического развития человека. В дальнейшем его последователем становится немецкий педагог А. Дистерверг.
В настоящее время задачи общеобразовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «Об образовании»:
- Ст.2: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности.»
- Ст.51: «обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».
В Программе развития воспитания в системе образования России сказано, что сохранение здоровья учащихся является одним из основных направлений и принципов организации воспитания во всех общеобразовательных учреждениях.
Сохранение и укрепление здоровья школьников
-формирование у родителей и детей навыков здорового образа жизни,
-повышение качества школьного питания и медицинского обслуживания,
-переход от обязательных мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников,
- общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных *занятий, через практику изучения предметов по выбору.

ступенчатый режим постепенного наращивания педагогических воздействий на учащихся 1 классов;
введение в дневной режим обучения 40 – минутной динамической паузы;
здоровьесберегающее распределение учебного и каникулярного времени в течение года ( дополнительные каникулы у учащихся 1 классов- февраль), согласно которому через каждые 6 недель прерываются не менее недели
Новый государственный стандарт начального общего образования требует:
« ценностное отношение к сохранению здоровья;
знание основных факторов среды, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма и последствий их действий;
знание основных факторов, связанных с образом жизни человека, негативно влияющих на его здоровье, понимание механизма их влияния и последствий;
знание способов здоровьесбережения;
опыт здоровьесбережения.»
Повышение качества образования во многом зависит от психологического и физического состояния школьника. Ребенок испытывает в школе и дома психологические и физические нагрузки.
По результатм многочисленных опросов современные подростки довольно высоко ставят ценность здоровья.
Что может сделать учитель, как помочь ребенку чувствовать себя спокойно, комфортно как на уроке, так и на перемене.
Динамические паузы
Дозировка домашнего задания
Дозировака задания на уроках, чередования по степени трудности, сложности задания
Физкультминутки на уроках
Прогулки
Посещение развлекательных мероприятий и т. д.
Система мер по снятию перегрузок, сохранению и укреплению здоровья.
В соответствии с ФГОС нового поколения продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютеров не более 20 минут, вес ранца с ежедневными учебными комплектами – 2,2 кг. для первоклассников и учащихся 2 классов; для учащихся 3-4 классов 3,2 кг
Обязанность учителя - создать благоприятную среду, психологически комфортный климат для каждого обучающегося на уроке.
Совместно с органами ученического самоуправления класса учитель ведет активную работу по формированию здорового образа жизни, проводит мероприятия различной направленности, способствующие укреплению здоровья и психологической устойчивости детей.
1.Учебно-воспитательный процесс с учетом физиологического и психологического воздействия на организм.
2.Служба индивидуальной психологической помощи.
3.Медико-психолого-педагогический мониторинг здоровья.
4.Физкультурно-оздоровительная работа.
5.Организация каникул и летнего отдыха.
6.Контроль за обеспечением питания и безопасной образовательной среды.
7.Формирование культуры здоровья и профилактики вредных привычек.
8.Система педагогических технологий.
Надо сделать процесс обучения каждого ребенка психологически комфортным, сменив эмоциональный фон учебного интеллектуального труда детей с отрицательного на положительный, чтобы к окончанию школы не только сохранить, но и в максимальной мере укрепить индивидуальное своеобразие ума каждого ребенка.
В соответствии с ФГОС нового поколения в качестве «одного из необходимых образовательных результатов определяют сформированность у выпускников начальной школы осознанного принятия ценностей здорового образа жизни и регуляцию своего поведения в соответствии с ними».
Результаты применения. В настоящее время в России идет становление новой системы образования на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
. Происходит смена образовательной парадигмы, предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Способом достижения нового качества образования, как рекомендовано в стандартах второго поколения, является компетентностный подход, а содержательным ресурсом развития – изменение позиции ученика, учителя, родителя. Приоритетными действиями в организации деятельности ученика в начальной школе являются: поддержка образовательной инициативы ребенка, обучение навыком общения, сотрудничества; формирование учебной самостоятельности.
Современный урок должен быть проведен с наглядными и техническими средствами обучения. С ними он ярче, богаче, образнее, с их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету. Обеспечивают прочность знаний. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоения программного материала. Вот почему я совершенствую те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения; помогают научить учащихся. активно, самостоятельно добывать знания, мыслить и развивают интерес к предмету.
На протяжении многих лет я использую с первого класса карточки разнообразной тематики: «Мир растений», «Экология», «Мир животных» по окружающему миру, карточки для счета –по математике, карточки с орфограммами и словарными словами по русскому языку и т. д. Структура карточек такова: фабула- интересная история. Заканчивающаяся вопросом, и задания, последовательно решая которые, ученик получает набор чисел, каждому числу соответствует буква из данного ниже набора. В завершении работы по карточке необходимо сложить слово, которое и является ответом на вопрос.
Например: «Однажды дети ушли в лес за грибами и за ягодами. Долго они ходили по лесу, много набрали грибов и ягод. У одного мальчика оказались в корзинке ягоды, которые он набрал в чаще леса, но ребята не знали: съедобные ли они.».О каких ягодах идет речь?
45034:89х73-50700:650х92+362
506-А, 56-М, 36938-У, 780-Р78-И,6497-Е, 59800-С,7538-О, 7176-З, 29400-Д, 29762-Н, 30124- Б.
Ответ: бузина.
Эти карточки нужны и потому, что школьников утомляет однообразная деятельность и просто так решать не хочется. Тогда на помощь приходит карточка-задание, которая позволяет сменить вид деятельности и переключить внимание учащихся на другой вид работы. Карточка не только позволяет продолжить работу над умениями и навыками, но и развить логическое мышление. При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками преподавателя в проведении урока.
Использование на уроке метода поисковой беседы также дает хорошие результаты. Это означает, что ни объяснение нового материала, ни опроса учащихся лично учителем не проводится- все это делается вместе с учащимися. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе понять, кто и как из ребят подготовился к уроку.
Дидактические игры повышают познавательный интерес учащихся к уроку. Как один из видов занимательной игры с успехом применяются загадки и учебные кроссворды. Напряженного внимания и сообразительности требует игра в «небылицы», которую можно проводить одновременно со всем классом. Важно будоражить ребят, заставлять их размышлять, делать самостоятельно выводы. В проведении уроков включаются «технические диктанты», «Мозговые атаки», « Аукционы идей», бипарные уроки, пресс- конференции, уроки- конкурсы, КВН, деловые игры, олимпиады. Невозможно рассмотреть все формы и методы нетрадиционного обучения, поэтому рассмотрим некоторые из них.
Бипарный урок. Такой урок часто называют интегрированным. Главное преимущество данного урока заключается во взаимосвязи двух предметов, помогают объединить педагогов различной направленности, выработать единые требования, сделать урок интересным и познавательным. Такой мой интегрированный урок окружающего мира и музыки «Зачем мы спим ночью?» опубликован в журнале «Начальная школа» в № 2/ 2010 года. Эффективность данного метода давно проверена и признана.
Урок- аукцион.До начала аукциона «экспертами» определяется « продажная стоимость» идей. Затем идеи «продаются». Автор идеи, получивший большую цену. Признается победителем. Важно ученику правильно «подать» свою идею. Аукцион может быть проведен в два тура. Идеи, прошедшие во второй тур могут быть опробованы в практических задачах.
Урок –игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». Класс заранее делится на три группы, раздаются домашние задания, готовятся названия команд, учетные листы со списками команд, приглашаются педагоги в жюри, выбираются капитаны команд. Урок- игра состоит из шести этапов.
1.Вступительное слово учителя.
2.Разминка команд – повторение всех ключевых вопросов заданной на уроке темы.
3.Слово жюри (устанавливается время на обдумывание вопросов и количество баллов за ответ).
4.Игра.
5.Подведение итогов.
6.Награждение.
Урок семинар. Уроки такой формы проводятся после завершения темы. Разделов. Заранее составляются вопросы семинарского занятия по пройденной теме. Дети дома готовя ответы на поставленные вопросы, составляют свои вопросы и ответы для одноклассников. В данном уроке прослеживаются межпредметные связи.
Применение активных форм обучения с опорой на психологические особенности возраста позволяет мне найти наиболее подходящую методику обучения, которая способствует развитию познавательной активности, самореализации ученика, адаптации. Играя дети лучше усваивают материал, с удовольствием готовятся к урокам.
В практике своей работы я использую современные образовательные технологии, вижу свою цель, как учителя, в организации такой деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого младшего школьника.
Мною разработан и апробирован разноуровневый дидактический материал по курсу математики во 2 классе.
Методика проектной деятельности
Проектная деятельность реализуется мною по следующим направлениям:
Учебный проект: в рамках уроков, внеклассных мероприятий по предметам;
Исследовательский проект:
Работа над исследовательскими проектами идёт по следующим направлениям:
в рамках внеклассной работы: при подготовке к школьной научно-творческой конференции «У истоков открытий », которая ежегодно проходит в декабре и городской научно-творческой конференции «Первые шаги в науку», в которой мои ученики ежегодно становятся победителями.
Активно использует в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии:
компьютерные презентации активно используются учащимися совместно с родителями и мною при подготовке к защите рефератов, научно-исследовательских работ, сопровождаю свою организационно-педагогическую деятельность (выступления на педагогических советах- темы: «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузок»,«Внедрение государственных образовательных стандартов начального общего образования», методических объединений « семинарах, конференциях) мультимедийными презентациями;
используя Интернет, провожу поиск и анализ информации, обрабатываю информацию, работаю с различными источниками и носителями информации – бумажными, электронными;
мероприятия по предметам сопровождаются техническими, мультимедийными, электронными средствами.
Технология коллективного взаимодействия
Оптимально в своей работе использую технологию коллективного взаимодействия с игрой, которая в учебной деятельности младших школьников выполняет следующие функции:
развлекательную - приносит удовлетворение, вызывает интерес, привлекает учащихся;
коммуникативную - открывает широкие возможности для непринужденных отношений с одноклассниками и учителем;
социализации - включает детей в систему общественных отношений, содействует усвоению норм и правил поведения в классе, школе, обществе;
терапевтическую - помогает преодолевать трудности, возникающие в процессе учебы.
Всю работу провожу в соответствии с коллективным способом обучения на игровом приеме - использование детьми ролей учителя и ученика. При этом данная технология позволяет широко использовать занимательный материал, дидактические игры и игровые ситуации. Урок организуется таким образом, чтобы каждый школьник по очереди был то "учителем", то "учеником" и отвечал не только за свои знания, но и за знания товарища.
Результатами использования мною современных образовательных технологий могут служить следующие показатели:
Общая успеваемость по основным предметам учебного плана из года в год составляет 100%, качество обучения стабильно высокое.
Уровень защиты рефератов с подготовленной компьютерной презентацией значительно выше: просматривается структурированность и логика работы, наглядность и практическая направленность.
Прослеживается повышение общекультурного уровня учащихся, обучающихся в моих классах.
Прослеживается раскрепощение детей, умение самостоятельно работать, анализировать. У учащихся развиты творческое начало, коммуникативные способности.
В связи с тем, что изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе (увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников, увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников6 они выполняют много учебно- практических работ, связанных с анализом, обсуждением, решением проблемных задач, используют знания в творческой обстановке, разрабатывают проекты, презентации), необходим поиск и разработка новых схем взаимодействия учителя и ученика. Необходимо в процессе преподавания шире использовать возможности интерактивных, коллективных, творческих, технических способов обучения; организовать целенаправленную работу с учащимися над развитием их творческих способностей не только во внеурочное время, но и в учебное; продолжить работу по новым технологиям в обучении: проектная деятельность, использование информационно- компьютерных технологий в обучении, подготовке проектов и медиапрезентаций, участие в конференциях и олимпиадах разного уровня, принимать активное участие в работе педагогических советов, методических объединений, повышать свой профессиональный уровень.
Одним из приоритетных направлений развития нашего государства является забота о здоровье нации. Практикой доказано, что основополагающим фактором для оздоровления детей является индивидуально - дифференцированный подход к обучению. Для его реализации я в своей практике использую здоровьесберегающие, игровые, коммуникативные, исследовательские технологии.
Один из аспектов здоровьесберегающих технологий - благоприятное психо- эмоциональное состояние детей во время учебных занятий.
Итоги работы по теме были представлены:
На городском семинаре «Современный урок как средство повышения качества образования». Мастер- класс «Зачем мы спим ночью?»,1 класс
На методическом объединении учителей начальной школы
В журнале «Начальная школа» №2, 2010г.
На педагогическом совете № ? от 31.01.13г. Тема выступления: «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузок».
На педагогическом совете № ? от 25.03.13г Тема выступления:


В своей работе придерживаюсь правила:
“Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.”
Уильям Артур Уорд.











13PAGE 15


13PAGE 141115












Объект 115