Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе (мастер-класс)

Информационно-коммуникационные технологии
в начальной школе (мастер-класс)

Сапян Ирина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 8»

«Если бы авиапромышленность в последние 25 лет развивалась бы столь стремительно, как промышленность средств вычислительной техники, то сейчас самолет Boeing 767 стоил бы 500 $ и совершал бы облет земного шара за 20 минут, затрачивая при этом 20 галлонов (18,9 литров) топлива». Из журнала «В мире науки» № 8 1983 год.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам совершить маленькое путешествие из прошлого в настоящее. Вспомним, каким было обучение в 19 веке.
До Октябрьской революции в школах России были приняты телесные наказания за плохое поведение. Считалось, что телесные наказания помогают быстрее ученику вернуться к учебе.
В настоящее время учитель, не дожидаясь беспрекословного подчинения ученика, использует в работе современные технологии. Старается сделать урок не только познавательным, информативным, несущим доброе, мудрое и вечное, но еще современным и интересным. Технологии, конечно же, не панацея. Они не заменят процессы создания, передачи и усваивания информации. Но значительно их упростят.
В связи с тем, что в нашу жизнь стремительно ворвались компьютерные технологии, в начале 21 века мы с вами прошли один и тот же путь. Скажу честно, мне было очень страшно работать за компьютером, бояться, что нажму что-то не то, после чего компьютер перестанет работать. Почти всех нас учили компьютерным азам в школе № 2. И не ошибусь, если скажу, что первые шаги были у всех одинаковыми. Сначала это были авторские презентации, требующие огромного количества времени, затем с увеличением опыта, в презентации вставлялась музыка, гиперссылки, триггеры.
В связи с тем, что сеть Интернет стала доступной не только в компьютерном классе, но и в классе, и дома, педагоги (очень творческие люди, не останавливающиеся ни перед какими трудностями) освоили новые ИКТ технологии. Начали выкладывать свои разработки уроков и презентации к ним. Появилась возможность не создавать собственный продукт, по-прежнему отнимающий огромное количество времени, а использовать уже готовый, адаптировав к программе и проводимому уроку.
Последние несколько лет я использую в своей работе готовые видео уроки, разработанные педагогами Санкт - Петербурга. Вы их сможете найти на сайте InternetUrok.
С внедрением ФГОС все учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации по теме «Повышение современных информационно-коммуникационных технологий для реализации ФГОС начального общего образования». Здесь нас познакомили с новым оборудованием, которое позже появилось в наших классах: документ камера, интерактивная доска, система голосования, фотоаппарат, микроскоп.
Цели мастер - класса:
1. Экскурс по современным информационно-коммуникационным технологиям.
2. Знакомство с сервисом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В прошлом году мне посчастливилось пройти курсы повышения квалификации по теме «Обучение педагогических и руководящих работников системы образования Пермского края по работе на новом технологичном оборудовании».
Нас познакомили с облачными технологиями, работой в бесплатном сервисе Google. Многие, наверное, знакомы с работой в этом сервисе. Остановлюсь на некоторых возможностях этого сервиса.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

1. Почтовый клиент.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2. Офисный пакет. В Google Диск можно создавать документы.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Создавать таблицы.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Создавать презентации.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Создавать Google Формы.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Создавать рисунки.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Работать с картой.


Ну и зачем же все это? Мы это делаем каждый день, и нет необходимости это делать в сервисе Google. Остановлюсь на преимуществах работы в сервисе:
Для работы в сервисе Google нет необходимости покупать Windows с дополнительным программным обеспечением.
Не нужно скидывать на флеш карту материал, которым вы будете пользоваться. Достаточно иметь выход в сеть Интернет, и ваши документы доступны вам в любом месте – и на работе, и дома.
Появляется возможность совместной работы над документами в режиме on-line.
У учителя есть возможность интерактивной проверки и хода выполнения заданий, не отвлекая при этом ученика.
Google-сервисы:
Gmail
электронная почта
http//gmail.com

Drive
офисный пакет
http//drive.google.com

Groups
обсуждения
http//groups.google.com

Chat
мгновенные сообщения и звонки
Gmail

Blogger
блоги и сайты
http// blogger.com

Познакомлю вас с бесплатными сервисами, которые вы можете использовать и при подготовке к уроку, и в режиме on-line: это сервисы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В этих сервисах вы можете составлять совместно с учениками или самостоятельно различные визуализаторы.
Уже в начальной школе мы учим ребят анализировать, сопоставлять, составлять, заполнять и использовать диаграммы, таблицы, графики, позволяющие наглядно увидеть учебный материал.
Эти сервисы дают возможность составлять любимую многими Диаграмму Венна не на доске, не листе бумаги, а на компьютере, делая урок использоваться не только на уроках физики, химии в старших классах, но и на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира в начальной школе.
Следующий визуализатор очень сложен для учеников начальных классов, но и его можно использовать на уроках, подводя учащихся к неожиданным открытиям. Этот визуализатор называется «Фишбоун» или «рыбная кость». Эту схему (диаграмму) придумал профессор Кауро Ишикава как метод структурного анализа. Эта диаграмма носит его имя.
В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.
Еще один визуализатор, который используется на уроках, ментальные карты. Это способ «укладывания», структуризации  большого объема информации на один лист, с помощью которого легко можно всю информацию воспринять целостно во взаимосвязи всех объектов.
Расскажу немного о новом слове, недавно появившемся в нашей жизни – «буктрейлер». Это небольшой ролик, снятый по книге, аннотация. Современных детей очень сложно заинтересовать чтением. Один из приемов – создание буктрейлера, маленького фильма, просмотрев который, ученик захочет ближе познакомиться с произведением и прочитает его.
Если у вас Программное Обеспечение Windows XP, то ищите в меню ПУСК программу MovieMaket и создавайте в ней. Если на компьютере установлен Windows 7 или 8, то вам поможет Киностудия WindowsLive.
Программа позволяет и записывать собственные комментарии, и вставлять видео, которое вы сняли, и вставлять фрагменты фильмов, музыку. Продукт действительно получается красочным и информативным. Можно подключить к работе ребят и получится весьма интересный проект.
А теперь мы с вами поближе познакомимся с моим любимым сервисом - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Чем он может быть интересен?
Во-первых, это бесплатный сервис.
Во-вторых, он простой, в нем легко работать, создавать различные упражнения.
В-третьих, его можно использовать на всех типах уроков на любом предмете.
Ну и самое главное его преимущество – интреактивность.
Есть один-единственный минус – обязательное наличие Интернета. Пользоваться этим сервисом и работать в нем можно только он-лайн.
Для начала мы с вами посмотрим, как выглядит сервис. Это различные упражнения: «Викторина с выбором правильного ответа», «Выделите слова», «Кто хочет стать миллионером?», «Слова из букв», игра «Парочки», «Классификация», «Найти пару», пазл «Угадай-ка», «Соответствие сетке», «Сортировка картинок», «Таблица соответствий», «Расставить по порядку», «Хронологическая линейка», «Викторина с вводом текста», «Заполнить пропуски», «Заполнить таблицу», кроссворд, он-лайн игры.
Можно воспользоваться уже готовыми упражнениями. Нажимая на кнопку «Все упражнения» вы выбираете интересующую вас категорию. Это и различные языки, отдельные области и предметы. Откроем и посмотрим на некоторые из них.
Теперь мы самостоятельно создадим продукт в сервисе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
1. Заходим на сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и в правом верхнем углу выбираем значок с российским флагом.

2. Авторизуемся на сайте, нажав на значок «Подать заявку» под флагами. Нужно заполнить предлагаемую форму. Ввести свой логин и пароль.

3. Выбираем пункт «Создать упражнение»


В столбце Writing выбираем пункт «Пазл»
Нажимаем на кнопку «Создать приложение». Мы переходим к странице создания приложения.
В строке «Название приложения» записываем название пазла.
В поле «Постановка задачи» указываем основную тему пазла. Этот текст будет виден ученику.
В строке «Background image» указываем изображение, которое будет служить фоном пазла. Нажимаем «Выберите картинку» и размещаем картинку одним из способов: найти в Интернете («Искать картинку»), по URL-адресу изображения («Используйте картинку») или загрузить с вашего компьютера («Потяните картинку сюда или нажмите Здесь»).
Обратите внимание: Картинка должна иметь большой размер в пикселях!


10. Вопросы могут содержать текст, видео, аудио, картинку + текстовый комментарий.

Текстовый вопрос создается так:
В строке «Вопрос» нажимается кнопка «Текст»
Далее в строке «Вопрос» записывайте текстовую формулировку вопроса.

В строке Solution пишется нужное вам СЛОВО - ответ

Вопрос с изображением создается так:
В строке «Вопрос» загружается картинка
Далее в строке «Вопрос» появляется поле «Указание». Туда можно записать текстовое сопровождение к вопросу-картинке.

В строке Solution пишется нужное вам СЛОВО
Новый вопрос создаётся по кнопке «Добавить следующий элемент»

Далее нажимаем «Установить и показать в предварительном просмотре» в самом низу страницы. Сетка пазла генерируется автоматически!

Ваш пазл ГОТОВ!!!!!!!


В мае этого года решила принять участие в международном конкурсе «Интернет-сервисы в образовании». Одна из номинаций подразумевала описание учебной ситуации в одном из предложенных сервисах. Я открыла для себя бесконечное множество сервисов, которое мы с успехом можем применять в своей работе. Я поработала в сервисе Меограф. Немного расскажу о его преимуществах.
Сервис Meograf ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) совмещает в себе таймлинию, фото, видео, аудио, карты Google и возможность добавления гиперссылок. Cервис позволяет сделать материалы более визуальными, интерактивными, мультимедийными и, главное, легкими для восприятия аудитории. Сервис предназначен для «четырехмерного повествования» и позволяет использовать:
текст;
дату и время события;
фото (есть возможность использовать фото с ПК, из Facebook, Instagram, Dropbox, Google Drive и др.);
ссылку на веб-страницу с дополнительной информацией об указанном событии;
видео с YouTube;
аудио (есть возможность вставить звуковой файл или записать собственное повествование);
карты Google.
В программе пользователи отвечают на три основных вопроса: что случилось, когда это случилось, и где? Затем автоматически строится эта информация на тайм-линии и представляется в хронологическом порядке на Google Maps, показывая, где каждое событие состоялось во времени. Создатель может добавить фотографии или часть любого видео YouTube для повышения наглядности истории, а также записать до 10 секунд повествования из браузера. Чтобы добавить длинный рассказ, вы можете записать с помощью стороннего приложения, например, Audacity и импортировать файл в MP3. Работы можно комментировать. Ученики в возрасте до 13 лет должны представить учителю согласие родителей/законных представителей на использование ими сервиса Meograph.


Проведение рефлексии.
Вопросы к аудитории:
Поделитесь, пожалуйста, тем, что вы услышали.
Что нового вы узнали?
Что вас удивило?
Что заинтересовало?
Что вызвало недоумение, сомнение, отрицание?
О чем бы вы хотели продолжить разговор?

Источники:
Использование Интернет-сервисов в образовании. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Meograf - сервис для создания мультимедийных презентаций, рассказов. Режим доступа:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок 3Рисунок 7Рисунок 10Рисунок 11Рисунок 12 Заголовок 215