Статья Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики


Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики
Порфирьева К.А. ГБПОУ «Чайковский техникум
промышленных технологии и управления»,
преподаватель дисциплины «Математика»
Новые стандарты среднего профессионального образования, построенные на компетентностном подходе, требуют формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Две общие компетенции имеют информационную направленность:
владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Применение информационных технологий в процессе обучения на различных предметах может способствовать формированию этих компетенций. Так же использование их в образовательном процессе позволяет повысить мотивацию к изучаемой дисциплине
Применение ИКТ на уроках математики способствует:
активизации познавательной деятельности учащихся;
развитию вариативности мышления, математической логики;
экономии времени учебного процесса;
повышению мотивации.
В образовательном стандарте по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» определены следующие требования к изучению математики:
уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления.
Например, при изучении раздела «Основы дискретной математики» по теме «Операции над множествами» в графическом редакторе Photoshop с помощью окружностей моделируем круги Эйлера и операции пересечение, объединение и т.д. В разделе «Математический анализ» ИКТ используем при построении графиков функций: обучающиеся после исследования функций по определённому плану с помощью табличного процессора Excel строят графики сложных функций. С помощью Мастера функций табличного процессора Excel находят приближённые значения интеграла.
Изучая раздел «Основы математической статистики», обучающиеся решают прикладные задачи по управлению товарными потоками, используя возможности деловой графики табличного процессора Excel, создают банк электронных презентаций «Использование математики в моей профессиональной деятельности». Задания, созданные в тестовой среде, помогают отработать навыки по теме; обучающиеся получают задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером. В электронных таблицах моделируем определитель системы и решаем системы данным методом по теме «Решение систем уравнений методом Крамера» в разделе «Линейная алгебра».
Кабинет математики на сегодняшний день оснащен следующей компьютерной техникой:
компьютер (11 шт), проектор, принтер, сканер, копир, аудиосредства.
Организованы локальная и глобальная сети, обеспечивающие работу с общими ресурсами компьютерной техники и выход в сеть Интернет.Хочу отметить, что технический прогресс не стоит на месте и поэтому хотелось бы, чтобы кабинет был оборудован современными техническими средствами такими как, документ-камера, графический планшет и т. д.
Применяя информационные технологии на уроках математики:
индивидуализировала учебный процесс, за счет предоставления возможности обучающимся отрабатывать элементарные навыки и умения;
создала условия для развития самостоятельности обучающихся;
повысила качество наглядности в учебном процессе;
снизила трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность, создают условия для самовыражения обучающихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации обучающихся, повышение качества знаний по дисциплине.