Технологическая карта урока Что общего у деревьев, кустарников и трав. Окружающий мир.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
«ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 91»









Тема урока:


Что общего у деревьев, кустарников и трав.





Учитель: Сенютина Наталья Викторовна



Технологическая карта урока: Окружающий мир
Учитель:Сенютина Н.В.
Класс: 1 д
Дата проведения: 22.10.2014.

Тема урока:  Что общего у деревьев, кустарников и трав.
Место урока в теме: 15-й урок в теме «Живая природа »
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения (создание проблемной ситуации), ИКТ, технология обучения в сотрудничестве, технология развития критического мышления (кластер)
Методы и приёмы: наблюдение, сравнение, сопоставление, инсценировка.

Цель и ожидаемый результат (для учителя): выяснить с детьми признаки, общие для всех растений, черты сходства травянистых
растений, кустарников и деревьев; познакомить с новым термином «органы растений»
Цель и ожидаемый результат (для обучающихся): понять, что у деревьев, кустарников и трав есть общие органы, уметь находить черты сходства
между растениями.

Задачи урока.
1.Осваивать процесс выяснения общих признаков у растений:
– определять общие части (органы) у деревьев, кустарников и трав;
– находить эти части (органы) у растений;
– формировать представление о том, что все растения имеют общие органы (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)
2. Развивать познавательную активность, мышление, речь, умение наблюдать, анализировать, сравнивать.
3. Воспитывать самостоятельность, интерес к окружающему миру, дать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика.


Оборудование  к уроку: учебник Федотовой О.Н. “Окружающий мир” 1-й класс (УМК “Перспективная начальная школа”), тетрадь Федотовой О.Н., Трафимовой С.А. для самостоятельной работы, интерактивная доска, презентация к уроку, проектор, акустические колонки, документ-камера, гербарии, яблоко, помидор, перец, заготовки для практической работы в парах .
Присутствовали: Стряхилева Н.А. – зам. директора по УВР;
Боглачёва Н.А. - зам. директора по УВР;
Пасечник Н.В. - зам. директора по УВР;
Храмцова Е.М.- учитель начальных классов высшей квалификационной категории;
Пархоменко Н.И. – учитель начальных классов первой квалификационной категории;
Белькова Т.В. – руководитель методического объединения учителей начальных классов

Этап урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Личностные Метапредметные Предметные
1. Организационный момент.
Само определе
ние к деятельности.
Включение в деловой ритм.
1.Настраивает детей на учебную деятельность, организует начало урока.
- Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Прислонитесь друг к другу ладошками. Почувствовали тепло друг друга? Пожелаем удачи друг другу на уроке: Скажем вслух: «Удачи, тебе!»


1. Сосредотачивают внимание на восприятии учебного материала.



2. Выполняют просьбу учителя.



3. Желают удачи друг другу. Формирование внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к урокам,
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Познавательные: осознавать познавательную задачу Коммуникативные: получать информацию  в результате слушания
Регулятивные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками, прогнозирование содержания учебной деятельности.

2.Актуали
зация знаний и
фиксация затрудне
ний в
деятельности.

Выявление уровня знаний.
Определение типичных недостатков.
1. Предлагает рассмотреть рисунки и выбрать «лишний», объяснить свой выбор. Слайд 1








2.Предлагает детям ответить на вопросы о группах растений слайд 2
Вспомнить то, что дети уже знают о растениях.


1. Рассматривают на интерактивной доске рисунки, отвечают на вопрос.







2. Рассказывают о том, что уже знают о растениях:
Деревья, кустарники, травы – это растения.
Растения – это часть живой природы
Растения могут дышать. питаться, расти , размножаться, увядать.





Осознание своих возможностей критического отношения к информации и избирательности её восприятия; развитие мышления, памяти, внимания, речи.















Познавательные:
Проводить сравнение, выбирая правильный ответ
Коммуникативные:
Умение строить диалогическую речь

Регулятивные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.





Умение класифицировать объекты
(животные,
растения)
3.Постановка учебной
задачи.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Создание проблемной ситуации 1.Обращает внимание на схожесть деревьев, кустарников и трав между собой.

2.Предлагает детям сформулировать тему и цели урока: что должны узнать и чему научиться. Слайд № 3







1.Отмечают у себя недостаточный уровень знаний, чтобы выполнить задание.

2.Формулируют тему и цели урока: должны узнать, что общего у деревьев, кустарников и трав.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
к учебному материалу и способам решения новой частной задачи; формирова-
ние способности к самоучению, саморазвитию Познавательные: самостоятельное выделение –
формулирование
познавательной цели
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке; под руководством учителя принимать, сохранять и ставить учебную задачу

4.Построе
ние проекта
выхода из затрудне
ния.
Первичное усвоение новых знаний
Организация деятельности учащихся по
исследованию проблемной ситуации.
1.Замечает, что дети столкнулись с проблемой, предлагает детям поискать выход из сложившейся ситуации. Выслушивает гипотезы.
2.Предлагает рассмотреть гербарий ( работа в парах),


спрашивает детей
о том, что же они выяснили.
Выслушивает варианты ответов нескольких учеников.

3.Поощряет детей словесно и предлагает обратиться за помощью к учебнику с. 20
Показывает через документ – камеру в разрезе яблоко, перец, помидор.




4.Предложить прочитать в учебнике вывод, который сделала Маша. Спросить о его правильности.
Предложить рассмотреть рисунок, который нарисовали Маша и Миша, найти ошибку и исправить её.

5. Предлагает посмотреть и послушать инсценировку
Предлагает сделать вывод






1.Предлагают пути решения проблемы.




2.Осуществляют поиск решения учебной задачи.
Рассматривают гербарий, заносят данные в таблицу на доске, делают первичный вывод.



3. Отвечают на вопросы


Рассматривают через документ – камеру семена у разрезанного яблока ,


перца


и

помидора

Делают еще один вывод.
Заносят недостающие данные в таблицу.
4. Читают вывод в учебнике.
Соглашаются с его правильностью.

Рассматривают картинку и исправляют ошибку.

Группа учеников показывает инсценировку.


Делают вывод на основе увиденной сценки.

Самоопределение; активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками,
регулирование своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями
Познавательные:
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование, анализ объектов с целью выделения признаков, умение извлекать информацию из текста
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации,
участвовать в коллективном обсуждении проблем
Регулятивные:осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Умение находить общее у деревьев, кустарников и трав.

5. Здоровье
сберегающий аспект урока Снятие усталости, статического напряжения 1.Организует физ. минутку
- Предложить отдохнуть и поиграть. Игра «Да – Нет»




- Верно ли, что у нас сейчас урок окружающего мира? (Да)
- Верно ли, что растения – часть живой природы?
(Да)
- Верно ли, что плоды образуются на листьях? ( А вот и нет!)
- Плоды находятся внутри семян? ( А вот и нет!)
- Из семян укропа вырастет травянистое растение? (Да)
- Яблоко – это плод? (Да)

- Из семян картофеля вырастет клубника? ( А вот и нет!) При ответе «да» ученики поднимают руки вверх и делают хлопок над головой.


При ответе «нет» - разводят руки ладошками вверх, и говорят: «А вот и нет!»

делают хлопок над головой.


делают хлопок над головой.


разводят руки ладошками вверх, и говорят: « А вот и нет!»
разводят руки ладошками вверх, и говорят: « А вот и нет!»
делают хлопок над головой.
делают хлопок над головой.

разводят руки ладошками вверх, и говорят: « А вот и нет!»

установка на здоровый образ жизни Регулятивные: самоконтроль, саморегуляция

6.Первич
ноезакрепле
ние.
Организация деятельности по
применению новых знаний.
1.Предлагает детям выполнить задание в парах:
Наклеить недостающие части помидора на рисунок

2.Просит выполнить проверку (сверить с доской) и дать оценку выполнения самостоятельной работы
Слайд № 5
1.Выполняют задание в парах.



2.Осуществляют проверку и дают оценку по плану:
1) нет ошибок - -

2) справились хорошо, но есть некоторые ошибки -

3)Ты справился недостаточно хорошо, следующий раз у тебя получится лучше -
Развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности Познавательные:уметь понимать инструкцию к выполнению задания
Коммуникативные: уметьдоговариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.
Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, давать оценку Умение правильно сопоставлять части растения и вклеивать их на определенное место.

7.Рефлексия деятельности
(итог урока)
Осмысление и самооценка проделанной работы на уроке Организует рефлексию
1. Предлагает ответить на вопросы по теме .
2. Предлагает детям оценить свою работу на уроке, показать самооценку своей работы на уроке с помощью кружков и проговорить, насколько
хорошо удалось добиться поставленных целей.

3. В качестве подарка от ученых предложить посмотреть презентацию
Презентация
1. Отвечают на вопросы
2. Проговаривают, какие цели они ставили Слайд № 6,


чего достигли, какие трудности испытали.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности при помощи кружков – зеленого, желтого или красного.
3. Смотрят презентацию.








Умение определять личностный смысл учения,
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценке Познавательные: рефлексия;
устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе.
Регулятивные:
контроль,
коррекция,
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль Знание темы: « что общего у деревьев, кустарников и трав.