Внеурочное мероприятие для 1 класса В гостях у сказки


Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах, к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Это касается и работы учителей-логопедов. Хорошим помощником в данной области служит внеурочная деятельность школьников.
Статистика нарушений речи с каждым годом увеличивается. Эта проблема очень актуальна. Ежегодно в нашу школу поступают от 35% до 48% учащихся с нарушениями речи. У учащихся возникает проблема не только в говорении, но и в элементарном общении. Многие дети не умеют выражать свои мысли, имеют скудный словарный запас, нарушена лексика, грамматика, дикция. Первоклассники не умеют обобщать предметы по определенным признакам, неправильно употребляют предлоги в речи, не умеют составлять рассказы и т.д. Это касается не только детей, имеющих нарушения речи.
Младший школьный возраст – важнейший этап в развитии личности. Одним из главных критериев личностного развития детей младшего школьного возраста является максимально индивидуальный подход к каждому ребёнку в соответствии с периодом его активного самостоятельства. Предлагаемые занятия, предназначены для работы с детьми 1 классов, так как именно в этом возрасте они принесут наиболее эффективный результат. Программа предполагает групповые занятия (не менее 12 человек в группе), один раз в неделю, продолжительностью 35 минут. Рабочая программа внеурочной деятельности “Учимся правильно говорить” разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, который представляет особые требования к результатам освоения общеобразовательных и дополнительных программ.
Цель программы – формирование правильной грамотной речи, умение выражать свои мысли, обогащение словарного запаса учащихся.
Задачи.
Выявить индивидуальные речевые нарушения учащихся.
Определить пути преодоления выявленных нарушений.
Обогатить словарный запас у учащихся.
Развивать артикуляционную моторику.
Совершенствовать моторику пальцев рук и кистей рук.
Формировать речевой выдох.
Развивать фонематический слух.
Совершенствовать интонационную выразительность речи (дикция, орфоэпия).
Обучать учащихся правилам работы со скороговорками.
Развивать у детей самоконтроль за собственной речью.
В результате работы по данной программе у обучающихся будут сформированы следующие навыки:
- расширение словарного запаса;
- осознание значимости правильного говорения для личного развития;
- потребность грамотного и четкого изложения своих мыслей;
- умение планировать грамотную речь,
Внеурочное мероприятие в 1 классе
по теме: «Зимняя сказка»
Форма: кружковые занятия.
Вид деятельности: познавательный, игровой (досугово - развлекательный).
Направление воспитания: научно-познавательное.
Участие в различных внеурочных мероприятиях способствует развитию УУД, т. е. способствует саморазвитию и самосовершенствованию ребёнка путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Личностные УУД:
- формирование положительного эмоционального настроя;
- умения оценивать жизненные ситуации, выражать своё отношение к проблемам;
- давать оценку своей деятельности и деятельности других людей.
Регулятивные УУД:
- определять тему и цели мероприятия;
- устанавливать связь между целями и результатом;
- работать по плану;
- определять степень успешности выполнения своей работы;
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Познавательные общеучебные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
- анализировать, делать выводы, обобщать;
- высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний;
- переносить имеющиеся знания в жизненное пространство.
Коммуникативные УУД:
- внимательно слушать и понимать других, отвечать на вопросы учителя;
- аргументировать свою точку зрения;
- сотрудничать в паре, умение договариваться и уважительно относится к позиции другого;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Снежная королева», работа со скороговорками;
Оборудование: мультфильм «Снежная королева», карта путешествия, зеркала, логопедические тренажеры, карточки слова, буквы; рассыпанные слоги, звуковые схемы слов, экран, мультимедийная установка.Ход занятия
1.Организационный момент
У: Ребята, вы любите сказки? Хотели бы вы побывать в сказке? Ну, тогда, я приглашаю вас, а вот в какую, попробуйте отгадать.
В царстве дальнем, в царстве белом,
Среди снега, среди вьюг,
Я живу как королева, холод – мой надежный друг.
В моем доме всюду стужа
Я владею царством льда
И везде снежинки кружат, царство холода – всегда!
О ком эта загадка? Вы узнали?
(На мультимедийном оборудовании транслируются кадры мультфильма «Снежная королева»).
 Итак, однажды Кай катался на салазках. Мимо ехала Снежная Королева. Кай прицепил салазки к саням и Снежная Королева увезла его в свой замок. Опечалилась Герда. Рано утром она поцеловала спящую бабушку и отправилась. Но одной ей трудно справиться. Ребята, давайте поможем найти Кая!
У: Итак, мы отправляемся вместе с Гердой на поиски Кая.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Цель нашего путешествия – спасти Кая, преодолев все трудности, которые встретятся нам на пути, в чем нам обязательно помогут приобретенные на занятиях знания. (Звучит фонограмма, появляется Снегурочка).
У: Дети, кто это к нам пришел? Ответы детей.У: Здравствуй, Снегурочка!
Снегурочка: Здравствуйте!У: Мы отправляемся на поиски Снежной королевы, пожалуйста, подскажи нам дорогу!Снегурочка: Ребята, а вы знаете, где я живу? Я, как и Снежная королева, тоже живу в Северной стране, Лапландии и я могу вам показать дорогу. Но путь нам предстоит нелегкий, в Лапландии дуют снежные метели и бури. Холодно. Мы постараемся помогать друг другу, тогда мы быстрее доберемся до Дворца Снежной королевы.
Отгадайте загадку. Есть один такой цветок
                                 Не вплетешь его в венок
                                 На него подуй слегка
                                 Был цветок и нет цветка (снежинка)
Задание №1. Дыхательная гимнастика с логопедическими тренажерами.
Упражнение «Сдуй снежинку» Давайте подуем на снежинки (вдох через нос, выдох через рот ровный, сильный)
Ребята, пока мы дули на снежинки, мы сдули половинки букв.
Задание №2.
Узнайте буквы и выложите их у себя на столе из шнурочков. С У Г Р О Б
Давайте работать в парах. Какое слово у нас получилось? (сугроб)
Ребята, на каком виде транспорта отправимся в путешествие?
- Лыжи, санки, поезд, самолет, снегоход.
Я вам даю подсказку, что отправимся мы с вами на таком транспорте, которое подходит вот к этой схеме.
-Какое слово подходит к этой схеме? (санки)
-Назовите слова, в которых 2 слога? (лыжи, поезд)
-Назовите слова, в которых 3 слога? (самолет, снегоход)
-Назовите слова, в которых 1 слог ударный? (санки, лыжи, поезд)
-Назовите слова, в которых 3 слог ударный? (самолет, снегоход)
Снегурочка: Молодцы, ребята, справились с заданиями. Я открываю карту путешествия. Итак,
Первая остановка: Цветник колдуньи.
Злая колдунья заколдовала слова, а нам надо найти эти слова, расколдовать их.
Слова: снег, Снегурочка, снегопад, снеговик, снеговой.
-Чем похожи эти слова? (одинаковое значение, родственные слова)
-Помогли ребята, расколдовали слова. И мы отправляемся с вами дальше на санях.
Вторая остановка: Принц и принцесса.
 Принц и принцесса просят нас проговорить скороговорку: Шапка да шубка вот и весь Мишутка.
-Давайте шепотом проговорим. Сейчас вполголоса, теперь громче и быстрее. Расскажите друг другу скороговорку. Теперь кто желает рассказать у доски. Саньки новенькие санки.
Зимним утром от мороза
 На заре звенят березы.
 В зимний холод всякий молод.
 Всякий молод в зимний холод.
Нисколько не скользко,
Не скользко нисколько.
Зимою шубка не шутка
Мы отправляемся дальше.
Третья остановка: Маленькая разбойница.
Игра «Живые буквы»
Каждому выдается какая-либо гласная АОУИЫЯЕ и согласные НМЛРПТСВ
-Ребята, разделитесь на 2 команды? Почему так разделились?
-А гласные как разделимся на 2 группы?
-А теперь найдите себе пару чтобы получились слоги. Назовите эти слоги.
-Давайте вместе со Снегурочкой составим слова.
Четвертая остановка. Лапландка и финка.
И поскакала Герда на олене по заснеженному лесу.
Артикуляционная гимнастика.
Давайте и мы помчимся вместе с Гердой. Возьмите зеркала. Цокаем язычками (упражнение «Лошадка»)
Работа с пословицами о дружбе. 
Пятая остановка. Дворец Снежной королевы.
Мы попадаем с Гердой во дворец Снежной королевы, но Кай не узнает Герду. Как вы думаете, что может вернуть память Каю? Рассуждения детей. Нужно отогреть его сердце.
Я буду читать стихотворения, а вы должны выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.
С этой буквой – добрым другом –
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем.
Дети: Буква “Д”
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит.
Дети: Буква “Р”
Эту букву паровоз
На своей трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь букву…
Дети: У!
Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну, а в мае на березе
Жук ее узнать поможет.
Дети: Буква “Ж”.
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран.
Дети: Буква “Б”.
Буква эта знаменита –
Стоит в начале алфавита.
Дети: Буква “А”.
Учитель: Вот все буквы перед вами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
Это слово прочитать. (Дети читают хором слово дружба.)
Учитель: Получилось слово “дружба”.
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.
Написание письма Снежной Королеве.
Ребята, а скажите, как вы думаете, почему Снежная королева такая злая.
-Потому что одна. А можем мы ей помочь, давайте напишем письмо Снежной королеве с пожеланием.
На доске: «Давай дружить» «Будь доброй!», «Помогай другим», «Люби тех, кто рядом!». Учащиеся пишут предложение.
 
Поведение итогов. Рефлексия. Самооценка.
Какие знания помогли спасти Кая?
Что запомнилось больше всего? Снегурочка просит вас на лице снеговика, если понравилось вам путешествие нарисуйте улыбку.