Классный час Тайна глиняной игрушки


Классный час на тему:
Тайна глиняной игрушки

Классный руководитель:
Киреева Наталия Борисовна
Курск-2014
Цели:
- приобщить детей к русской национальной культуре; заинтересовать обучающихся историей развития местной народной игрушки;
- познакомить обучающихся с народными промыслами «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Кожлянская игрушка»;
- активизировать мыслительную активность, умение наблюдать, рассуждать, обобщать;
- развивать интерес к истории родного края;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, прививать любовь к народным традициям.
Оборудование: презентация, таблички с надписями видов игрушек, глиняные игрушки (кожлянские, дымковские), эскизы глиняных игрушек для раскрашивания.
Ход мероприятия:
Звучит русская народная песня. Дети исполняют танец (хоровод).
Учитель:
Когда то один мудрец сказал: «Не то золото что дорого и блестит, а то что руками мастера создано».
Земля наша русская испокон века славится добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
В России народных художественных промыслов великое множество. Это художественная керамика, резьба и роспись по дереву, роспись по металлу, лаковая живопись, расписные платки, матрешки, кружевное шитье и еще очень много различных промыслов. Но есть еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну, а там, где жили гончары, лепили из глины.
Слайд 1
Дымковская игрушка
Ученик:
Завелась неведомая птица - Всякий ей дивится: Не поет и не летает, Вся горит и полыхает. Просто диво - безделушка, Зовут ее народная игрушка. 
Слайд 2
Учитель:Давным - давно на севере нашей страны появилось село. Дым из труб идет столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали. И село большое Дымково назвали. 
Слайд 3В Дымково, за Вяткою рекою,Драгоценный продолжая трудНе ища на старости покояМастерицы славные живут.За своей работою старушкиНа скамейке низенькой сидят,Глиняную Вятскую игрушкуЛепят…нет, не лепят, а творят!Хороша игрушка расписная!Вся поет, бесхитростно, светла,И видна в ней радость молодаяСтавшая искусством ремесла.
(На доску вывешиваю табличку с надписью «Дымковская»)
Дымковская игрушка - "вятская игрушка" - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья.
К этому празднику женщины слободы Дымково (микрорайон г. Кирова) лепили глиняные свистульки в виде различных животных: коней, коз, петухов, медведей.
Слайд 4
Когда праздник потерял своё значение - промысел всё же сохранился и со временем появились другие персонажи: кавалеры, барышни.
Слайд 5
Нет двух одинаковых дымковских игрушек.
Слайд 6
Каждая игрушка это творение одного мастера, одного творческого порыва. Все, начиная от лепки, заканчивая росписью – процесс уникальный – только ручная работа. В народе эту игрушку называют ласково и нежно – дымка. Откуда же такое удивительное название? Как вы думаете?
Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, чтобы продавать их на весенней ярмарке. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся деревня была в дыму, словно в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Как же изготавливают дымковскую игрушку?
Лепят дымковскую игрушку из красной глины, затем сушат, сначала на столе, затем в печи.Из печи выходят фигурки кирпичного цвета закалённые, крепкие, звонкие.
Слайд 7
Их белят мелом, разведённым на молоке. Игрушки становятся белыми.
Слайд 8
Затем на белый фон наносят узоры.
Слайд 9
Выходят из-под кисточки узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как в хороводе. Вот традиционные дымковские игрушки :Слайд 10Ученик:
Барашек – свисток,Левый рог –завиток,Правый рог –завиток,На груди –цветок.
Учитель: Барашек- это образ, приносящий в дом достаток.
Слайд 11Ученик:Утка – МарфуткаБережком идет,Уточек – МарфуточекКупаться ведет.Учитель:
Утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Грудка и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко)Слайд 12
Ученик:
 Бока – крутые,Уши – золотые,Копыта с оборкой,На спинке Егорка.Учитель:
Образ коня в народном творчестве, как образ птицы, любим и почитаем, также связан с древним культом солнца.
Слайд 13Ученик:Индя – индя – индючок,Ты похож на сундучок,Сундучок не простой –Красный, белый, золотой.Учитель:
Индючок – традиционный мотив дымковской игрушки.
Слайд 14
А вот вам красавицы в длинных, колоколом юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой! Платье разрисовано в полоску, или в клеточку, или волнистыми линиями. А еще красные, оранжевые, зеленые, малиновые, сиреневые круги и узоры.
Модницы друг перед дружкой хвастаются шляпками. Кто-то несет коромысло с полными ведрами, кто-то ребеночка баюкает.
Учитель:
-Итак, мы познакомились с дымковскими игрушками. И я хочу узнать, что вы запомнили.
- Где появился промысел «Дымковская игрушка»?
- На какой фон наносят узоры?
- Какие виды узоров используют в росписи?
- Какими цветами расписываю игрушки?
- Назовите традиционные дымковские игрушки.
Филимоновская игрушка
(Вывешиваю табличку с надписью «Филимоновская игрушка»)
Слайд 15
Хорошо всем известна и филимоновская игрушка. Она проста и незатейлива на вид и расписана полосками и точками.
Ученик:
Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины
И солдатиков войско цвет.
Учитель:
Слайд 16
В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного.
Слайд 17
Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Слайд 18
Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные залежи глины. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было.
Слайд 19
А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилась. И стал Филимон свистульки для детей делать. Обучил этому ремеслу жителей деревни.
Слайд 20
С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7- 8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.
Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах.
Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.
Ученики: имитация лепки игрушек из глины (музыкальное сопровождение)
Слайд 21
Филимоновские игрушки в отличие от дымковских лепили из цельного куска глины, вытягивая все детали. Затем игрушки обжигали, а потом расписывали. До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки.
Слайд 22
Расписывают свистульки прямо по белой обожжённой глине,причуд-ливыми полосками – жёлтых, лиловых, зелёных, реже синих и фиолетовых цветов.
Слайд 23
Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; и многое другое. У всех животных очень длинные шеи.
Слайд 24
В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Все игрушки очень веселые, и когда их много - это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение.
Учитель:
-В чем отличие филимоновских игрушек от дымковских?
-Какие цвета используют в росписи?
-Какими узорами расписывают филимоновские игрушки?
(Вывешиваю табличку с надписью «Кожлянская»)
Кожлянские игрушки
Слайд 25
Но не только в Дымково и Филимоново лепят игрушки из глины. В нашей Курской области есть деревня Кожля (Курчатовский район), в которой вот уже много- много лет мастерят кожлянскую игрушку.
Слайд 26
Одной из последних бабушек-мастериц кожлянской глиняной игрушки была Валентина Венедиктовна Ковкина. К сожалению, в сентябре 2012 года ее не стало, но благодаря ее ученицам промысел жив и развивается.
Слайд 27
Это удивительные игрушки. Лепят их из синей глины. После обжига они становятся белого или коричневого цвета.
Слайд 28
Игрушка внутри пустая, а чтобы она заиграла, засвистела, нужно в хвосте и по бокам отверстие палочкой сделать.
Слайд 29
Роспись по кожлянской глиняной игрушке наносится яркими красками с помощью гусиного перышка. Излюбленные цвета кожлянских мастериц- красный, синий, желтый, зеленый. Красятся игрушки по-разному, а чтобы роспись выглядела наряднее и ярче, в краски добавляют молоко, желток куриного яйца, сахарный сироп.
Слайд 30
Поверхность светлой глины украшают орнаментом, который рассказывает об окружающем мире, красоте. Петухи, козы, кони, они не просто были изображаемыми животными, они все представляли собой символы веры в солнце, жизнь и силу родной земли:
–орнамент "сеточка"- это вспаханное поле, символизирует достаток, благополучие, символ женского начала в природе;
–орнамент "горошины"- это семена, которые мы сеем в землю, символ плодородия;
–орнамент "косые линии"- олицетворяют дождь, ведь чтобы получить урожай, нужна вода;
–орнамент "растительные знаки"- символизирует взаимосвязь всего в мире, символ долгой жизни, семейного достатка и процветания;
–орнамент "волнистые линии"- рассказывает о воде, но не с неба, а на земле. Это реки, озера и т.д. Обычно обозначались эти линии не по одной, а по три, а средняя - обязательно другим цветом;
–орнамент "прямые линии"- подразумевает человеческую дорогу, а другими словами жизнь. И то же самое – три линии, средняя обычно другого цвета, человек по жизни идет по средней полосе, а справа – его хорошие дела, а слева – плохие;
–орнамент "звезды"- это человеческие мечты.
Слайд 31
Кожлянские игрушки очень забавные и добрые: кошки играют на гармони, петухи катаются верхом на баранах, люди с объемными свистками сзади в профиль выглядят как диковинные сказочные существа.
Слайд 32
Каких персонажей здесь только нет - и заяц с морковкой, и белочка с орешком, и петух, и индюк.
Слайд 33
Популярен сюжет "барыня", но ее никогда не лепили с пустыми руками, подчеркивая ее трудолюбие. В правой руке, у нее всегда животное-свисток, обязательно домашнее животное – кошка, собака или уточка, на голове – шляпка-таблетка. Ее юбка расписана косой решеткой синего и красного цветов поочередно.
Слайд 34
Самая значимая игрушка в кожлянском промысле – игрушка-перевертыш в виде всадника на лошади с лицом и спереди, и сзади. Таким образом, игрушка из Кожли была создана для детей, для игры и веселья.
Игрушки эти добрые и разные,
Веселые и каждая свистит.
Полоски, точки, елочки цветастые.
Посмотришь – как от солнышка рябит!
Учитель:
Ну-ка выбирайте каждый по свистульке – посвистим, повеселимся.
(Дети свистят в свистульки)
Какой замечательный у вас получился пересвист! А теперь давайте поставим игрушки на место, пусть отдохнут.
- Скажите, ребята, как называются игрушки, которые изготавливают в Курской области?
- В каком селе зародился промысел?
- Назовите традиционные цвета росписи кожлянской игрушки?
- Какими орнаментами украшают игрушки?
- Итак, о каких игрушках мы говорили сегодня?
- Какие же вы молодцы! Много узнали сегодня. Я думаю, что вам будет, о чем рассказать дома. Спасибо за внимание.