Конспект открытого урока по литературному чтению Н. Носов Живая шляпа 2 класс


Тема: Н.Н. Носов. "Живая шляпа"
Цели урока:
продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа”
формировать умение определять и анализировать композицию произведения;
развивать умение анализировать характер и поступки героев;
развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
совершенствовать навыки выразительного чтения.
Ход урока
I. Организационный момент.
I. Психологический настрой.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Разминка.
1. Научитесь читать скороговорку слайд 0
Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула.
Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,
Выплеснуть-то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла.
II. Постановка цели урока.
ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП
- Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово.
- Догадайтесь, кто это? (Носов) слайд 1
- Почему? (Мы читаем его рассказы)
-Какие рассказы Николая Носова вам знакомы? Слайд 2-3
– Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова.
- Знакомство с ними мы продолжим на следующих уроках.
-С каким произведением этого автора мы познакомились на прошлом уроке? («Живая шляпа»)?
- Сегодня цель нашего урока - работа над произведением «Живая шляпа».
- Для достижения этой цели, какие задачи вы поставите перед собой?
- Будем читать, отвечать на вопросы, слушать учителя и друг друга.
- Дома вы его уже прочитали, а сейчас давайте проверим, насколько внимательно.
III. Проверка понимания произведения.
Слайд 4
– Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите лишние предметы.
Проверка домашнего задания
1. Тест по рассказу Николая Носова “Жива шляпа”. Слайд 5 листочки
1) Кота в рассказе зовут:
а) Борька; б) Васька; в) Тишка.
2) Кот попал под:
а) платок; б) пальто; в) шляпу.
3) Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:
а) лыжную палку; б) кочергу; в) доску.
4) Чем стреляли мальчики в шляпу:
а) морковкой; б) картошкой; в) огурцами.
5) Кто был под шляпой:
а) щенок; б) котенок; в) мышонок.
-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Поменяйтесь листочками. Слайд 6
Развивающие задания. Анаграмма – изменение порядка букв и узнавание слова.
Слайд 7
- Работа в группах.
- Разгадайте анаграммы. Не все слова из этого списка встречались вам в рассказе “Живая шляпа”.
1.натаком (комната)
токаршка (картошка)
2. модко (комод)
зикорна (корзина)
3. чергако (кочерга)
ноктёко (котёнок).
Физкультминутка. Упражнение для глаз.
- Прежде, чем приступить к чтению, сделаем глазами разминку.
- Поднимите глаза “вверх – вниз”, “вправо – влево”.
- Сделайте круговые движения глазами. Сделайте “ленивые восьмерки”
– Погладьте себя правой рукой по голове сзади – вперёд, а левой– по животу, по часовой стрелке. Наденьте шапку для размышления– 4 раза.
IV. Изучение нового материала.
– Откройте учебник на с. 54
– Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа? ( Под ней был котёнок, она казалась живой. Двигалась – словно живая).
– Как звали котёнка? (Васька)
– Как звали мальчиков– героев этого рассказа? ( Володя и Вадик)
Чем занимались ребята? (Играли)
– Что вдруг случилось? ( Они услышали, что где-то что-то упало)
– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? (Картошку)
– Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Они услышали жалобное мяуканье)
– Кого же ребята испугались на самом деле? (Котёнка)
– Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков? Слайд 8
Волков бояться – в лес не ходить.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
У страха глаза велики.
– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывайте, что каждая часть должна содержать основную мысль. (На четыре). Давайте вместе составим план рассказа.
- Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа)
– Послушайте , будем читать начало рассказа. ( чтение до слов “Что-то плюхнулось– упало на пол” )
– О чём эта часть рассказа? ( О том, как котёнок ловил мух)
– Как можно озаглавить эту часть? ( Котёнок играет)
– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)
- Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением.

– Как развивались события дальше?( Прочитаем вторую часть по ролям.)
– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)
– Подготовьте чтение. ( Через 1-2 минуты жужжащего чтения дети читают вторую часть по ролям). (Дети читают до слов “Соскочили с дивана– и бегом из комнаты”.)
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались)
– Придумайте название этой части. (Испуг)

– Прочитайте третью часть рассказа по лицам, т.е. диалогом. Сколько участников диалога? (Два) Посмотрите, какие слова произносит каждый герой рассказа. (После 1-2 минут жужжащего чтения дети читают диалогом) (Дети читают до слов “прибежали на кухню”.)
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)
– Придумайте название этой части. ( Решение ребят)

– Прочитайте четвёртую часть по цепочке.
– О чём эта часть рассказа? ( О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)
– Придумайте название этой части. ( Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)
-Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение).
План
1. Котёнок играет.
2. Испуг.
3. Решение ребят.
4. Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.
– А теперь сравните план рассказа, который мы с вами составили с тем, что у нас дан в учебнике вопрос № 6 с. 59. Молодцы мы с вами?
Закрепление изученного материала.
Ребята, мы составили план рассказа. А сейчас проведём небольшую игру «Блицопрос». Я хочу проверить хорошо ли вы знаете содержание.
Игра “Блицопрос”.
– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):
1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?
2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?
3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?
4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?
5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?
Молодцы!
VI. Рефлексия
За что вы похвалили бы себя?
Что у вас особенно получилось?
VII. Подведение итогов урока.
– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?
– О чём этот рассказ?
- Добились ли мы цели урока?
- Оцените свою работу на уроке. Кто работал на уроке на 5 – поднимите смайлик желтого цвета, кто на 4 – красного, кому не понравилось, как он работал –синего.
VIII. Домашнее задание.
Подготовить пересказ по плану.
15