Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме « Неживая природа осенью»

МБОУ « Софринская СОШ №2»
Пушкинского муниципального района
Московской области






Конспект урока
по окружающему миру во 2 классе
по теме « Неживая природа осенью»





Подготовила:
Учитель начальных классов
Маркова Виктория Александровна







2015 год

Цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой природе. Показать связь между живой и неживой природой. Развивать устную речь, память, мышление, воображение. Развивать умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться  в  ходе урока.
Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;   
Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из  иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы;  формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: формируем  умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению;  умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в программе Power Point, учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданиями для групповой работы и для работы в парах.

ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми  листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
II. Мотивация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
– Ребята, какому времени года посвящены эти строки? (Осени)
– Почему вы так решили?
– Какова, по-вашему, будет тема сегодняшнего урока? На какие вопросы мы можем ответить сегодня?
– Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени.

III. Работа по теме урока.

1. Актуализация знаний.
– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. По мере того, как дети называют, на доске появляется надпись:
облака
осадки
небо
ветер
солнце
вода в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
– Вспомните погоду летом (дети опираются на слова, записанные на доске) Как она изменилась с приходом осени?
Делаются выводы:
А. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
Б. Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
В. Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

2. Работа с демонстрационным материалом.
Презентация «Неживая природа осенью».
После просмотра презентации делаются выводы по материалам презентации.
– О каких осенних явлениях неживой природы вы узнали по материалу, который мы просмотрели?
1. СОЛНЦЕ
2. НЕБО
- Приглядитесь внимательно к небу. Каким оно бывает ранней и поздней осенью? (Летом и ранней осенью бывают кучевые облака, а осенью – чаще тучи).
3. ДОЖДИ
- Почему говорят, что «осень плачет»? (Идут дожди)
- Но ведь дожди идут и в другое время года. А так говорят только про осень. (Ответы детей)
4. ТУМАН
- Мы попрощались с последней капелькой.
- Как вы думаете, как капля связана со словами «дождь» и «туман»? (эти явления состоят из воды)
- Наблюдали ли вы туман? Какой он?
5. ЗАМОРОЗКИ
- Осень всегда вдохновляла и вдохновляет художников и поэтов. Послушайте отрывок из стихотворения О. Высоцкой «Осеннее утро»
Желтый клен глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
- Какие бы вы взяли краски, чтобы нарисовать рисунок к этому стихотворению? (Желтую, голубую, серебристую)
- А что бы нарисовали серебристой краской? (Иней)
- Какое явление природы описывается в стихотворении? (Заморозок)
- Иней не стоек. Только выглянет солнце. Он мигом растает.
6. ВЕТЕР
Летом ветер тёплый, слабый. Осенью дует холодный, порывистый ветер.
7. ЛЕДОСТАВ
- Часто осенью идет крупный мокрый снег. Хлопья его падают на остывшую воду реки и не тают. Так и плывут по течению, слипаясь в большие рыхлые комья льда. Через день-другой они смёрзнутся в льдины. Теперь можно полюбоваться осенним ледоходом. Постепенно льдины становятся всё крупнее, толще. Сильный мороз предзимья схватывает, соединяет их. Льдины смыкаются с берегами, движение прекращается: лёд встал. Замёрзла река, кончился ледостав. А с ним кончилась осень.

- Дети, почему мы так подробно говорим об изменениях в неживой природе? (Изменения в неживой природе влияют на живую природу.)
- Приведите примеры.
IV. Физкультминутка.
Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снов набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся
3. Работа в парах. Работа с иллюстрациями на сравнение.
– На каком рисунке показана ранняя осень, а на каком – поздняя? Объясни, почему так думаешь.
4. Групповая работа.
Дети  должны ознакомиться с поговорками и пословицами про осень и выбрать:
1-я группа – о ранней осени;
2-я группа – о поздней осени.
Поговорки и пословицы про осень. (раздаются на листочках):
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Осень - время собирать урожай.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Сентябрь - пора золотой осени.
Сентябрь - отлётная пора.
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
Октябрь месяц первых снегов, первых холодов.
К октябрю березы оголяются.
Ноябрь - бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег - ни колесу, ни полозу нет ходу.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
В ноябре зима с осенью борется.
5. Подведение итогов групповой работы.
VI. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.
Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный всё получилось, всё запомнил; желтый были трудные задания, не всё получалось; красный я ничего не понял, мне нужна помощь.
Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).
VII. Итог
- О чем новом вы узнали сегодня на уроке?
- Что запомнили?
- О чем задумались?
- Что еще хотели бы узнать по этой теме?.
VIII. Домашнее задание:
1. Выполнить рисунок на тему «Осень в моем родном крае»;
2. Подготовить загадки про осень для соседа по парте.









13PAGE 15


13PAGE 14615