Конспект урок на тему И.А. Крылов — великий русский баснописец (6 класс)

Тема. И.А. Крылов - великий русский баснописец. (6 класс)
Общечеловеческий смысл его басен.
Обсуждение и осмеяние пороков и недостатков
в басне “Волк и Ягненок”
(Подготовила учитель русского языка и литературы школы № 63 г Донецка Пашенцева В.М.)


Цель: познакомить учащихся с личностью и творчеством И.А. Крылова;
повторить теоретические сведения о басне, аллегории. Проанализировать басню “Волк и Ягненок”.
Развивать навыки самостоятельной работы, совершенствовать навыки и умение выразительного осознанного чтения, инсценирования, умение анализировать, сравнивать, обобщать; способствовать развитию речи учащихся.
Воспитывать интерес к басням, содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся.

Тип: урок изучения нового материала

Оборудование:
компьютер
проектор
книги с баснями для выставки
учебник
портрет Крылова
иллюстрации к басням
критерии оценивания(5 листов + цветные кружки для оценивания)
цитаты о Крылове на доске
реквизиты к басне (рисунок для инсценировки, маска)
набор букв



Цитаты о Крылове: “А за меня мои звери говорят”
И.А. Крылов
Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
Народ знает и любит Крылова так же, как Крылов знает и любит народ .
В. Белинсикй
Басни Крылова-это книга мудрости самого народа.
Н.В. Гоголь
Его басни переживут века.
К. Батюшков



ХОД УРОКА


I. Актуализация опорных знаний
Ребята, посмотрите, сколько сегодня гостей у нас на уроке. Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно, сообща трудиться на уроке.

На прошлом уроке мы познакомились с Эзопом-родоначальником басенного жанра, его баснями, в которых он высмеивает человеческие пороки и недостатки. А также выучили определения “басня”, “аллегория”, “мораль”, “эзопов язык”. Давайте вспомним, в чем особенность жанра басни.

(ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ)

Басня- это короткий рассказ (чаще в стихах) с аллегорическим смыслом, в котором действуют животные, растения, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.
В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, жадность, зависть, лень.
Что называется моралью?
Мораль - поучительный вывод, который находится в начале или в конце басни.
Объясните понятие “эзопов язык”
Эзопов язык – иносказательный язык.
А что такое аллегория?
Аллегория (иносказание) – изображение жизни, в котором есть скрытый смысл.
СЛАЙД

Какая основная задача басни?
Воспитательная. Баснописец учит нас, читателей, различать недостатки и добродетели.
Правильно, мы должны бороться с такими лентяями, как Стрекоза и искоренять лебедей, щук и раков, которые не понимают, что такое дружная работа

Приготовьте листочки, мы проведем литературный диктант
Читать вопросы
СЛАЙД ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИКТАНТ

Ассистенты сдайте, пожалуйста, работы
а вы проверьте правильность своих ответов.
СЛАЙД
“Проверь себя”

II. Работа над темой урока
Тема нашего урока
СЛАЙД-ТЕМА

Запишите в тетрадях число, классная работа, тему урока

Цель урока
СЛАЙД-ЦЕЛЬ УРОКА


Трудно представить человека, которму неизвестно имя И.А. Крылова – знаменитого баснописца конца XVIIIв.-1-ой половины XIXв.
СЛАЙД КРЫЛОВ(годы жизни)

Великого русского баснописца народ издавна зовет дедушкой Крыловым.
Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни.
СЛАЙД КРЫЛОВ - СЕРЫЙ

Высоко оценил его творчество русский поэт А.С. Пушкин, назвав его “Самым народным поэтом превзошедшим всех баснописцев.”


Готовясь к уроку, вы получили опережающее задание. В зависимости от собранных материалов класс разделен на группы.
БИОГРАФЫ – учащиеся этой группы собрали материал о жизни русского баснописца.
ЛИТЕРАТОРЫ – эта группа познакомит нас с творческим наследием Крылова. Мы хотим предложить вашему вниманию викторину по басням Крылова. Мы назовем слова из басни, а вы отгадайте из какой это басни.
Викторина”по страницам басен”
Мастера художественного слова – учащиеся подготовили инсценировку басни
Литературные критики – подготовили вопросы к басне, чтобы определить ее мораль, характерные черты героев басни
Литературная мастерская – креативная группа, которая подготовила иллюстрации к ьасням Крылова, а также составила ассоциативный ряд со словами “Басня”, “Крылов”.

Слово предоставляется биографам


СЛАЙД КРЫЛОВ, ПАМЯТНИК

Слово предоставляется литераторам

В 2009 году мы отмечали 240 – летие со дня рождения великого русского баснописца. Мы говорим русского, потому что он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу. Он был не только талантливым баснописцем, но и замечательным драматургом, поэтом, актером. Крылов переводил, издавал журналы.
В Крылове чувствовалась богатырская природа русского человека, его ясный ум. Крылов является автором более 200 басен. С 1809 по 1843 годы они вышли в свет и переиздавались большими по тем временам тиражами, переведены более чем на 50 языков. По силе выражения, по красоте формы басни Крылова – верх совершенства. Свое обращение к басне Крылов объяснил тем, что “этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети”.


Крылов обогатил русский язык крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями. Мы смеемся над героями басен – потешными зверями, иногда хитрыми и злыми, иногда глупыми. Но мы хорошо понимаем, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки и недостатки: лень, зависть, невежество, скупость, лживость, хвастовство. Осуждая плохое, он высоко ценил честный труд, скромность, ум, храбрость, доброту, дружбу. Крылов был непримирим к недостаткам человеческой жизни.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Так писал поэт Вяземский о Крылове.

Мы хотим предложить вашему вниманию викторину по басням Крылова. Мы будем называть слова басни, а ваша задача – отгадать, из какой это басни.

СЛАЙД ВОПРОС- КАРТИНКИ



СЛАЙД-САЛАТОВЫЙ

Сейчас мы познакомимся с басней “Волк и Ягненок”
Обратите внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения.
АУДИОЗАПИСЬ БАСНИ “ВОЛК И ЯГНЕНОК”

Откройте, пожалуйста, учебники на стр.47,давайте познакомимся со статьей учебника “о выразительном чтении басен”
(учащиеся читают вслух)

Прочитайте каждый самостоятельно басню Крылова “Волк и Ягненок”

А теперь мы посмотрим инсценировку басни в исполнении учащихся класса
(ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСНИ)

Сумели ли артисты передать черты характера своих героев?

III. Работа над басней

“Волк и Ягненок” – это маленькая драма, где грубая, наглая сила, произвол попирают невиновного только потому, что он слаб.

Басня написана вольным стихом
Вольный стих – это рифмованный стих, с неравным количеством слогов в строках.
Вольный стих позволяет передать разговорные интонации.
В басне отсутствует закономерность в чередовании рифм.
Вспомните, что называется рифмой.


(Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк)

Какие средства использует автор для характеристики героев?

(Диалог Волка и Ягненка, интонацию)

Для анализа басни слово предоставляется литературным критикам.
Во время работы над анализом басни запишите, пожалуйста в тетрадь эпитеты, характерные для Волка и Ягненка.

ВОПРОСЫ К БАСНЕ «ВОЛК И ЯГНЁНОК»

1.Сколько героев в басне?
Что можно сказать о них?

(В басне 2 главных героя:
Волк- злобный, грубый, хочет съесть Ягнёнка,
Ягнёнок- слабый, беззащитный, испуганный, робкий.)

2. Волк не только грубый, но и наглый, самоуверенный, лицемерный. А почему он ведёт себя так?
(Вести себя так ему даёт право сильного)

3. Какое начало у басни: веселое, грустное, тревожное?
(тревожное)

3.1.Почему встретились Волк и Ягнёнок? Что привело их на берег реки?
(Волк был голодный, рыскал себе добычу, Ягнёнок хотел напиться, т.к. было жарко, отошёл от стада.)

4.Как Вы понимаете слово «рыскал»?
(Рыскал- торопливо бегал в надежде что-то найти.)

5.Случайно или нет встретились Волк и Ягнёнок?
(Да, случайно)

6.Как автор называет их встречу?
(Беда).

7.Именно за словом «беда» скрывается отношение автора к случившемуся.
Ребята, постарайтесь представить. Как Ягнёнок увидел Волка?
(Когда пил из ручья, увидел отражение в воде)

8.Каким он увидел Волка?
(Злого, жадного, с голодным блеском в глазах, готового прыгнуть в одну секунду)

9.Да, Волк страшен, тем более маленькому и слабому Ягнёнку. Но можно ли сказать, что Ягнёнок испугался и онемел от страха?
(Нет, Ягнёнок отвечает Волку)

10.Правильно, он не только отвечает, он ещё и возражает Волку, вступает с ним в спор.Итак, Ягнёнок находит в себе силы вступать в спор со страшным Волком. Зачем?
(Чтоб доказать правду)

11.Давайте разберёмся, как ведут они себя в споре, что узнаём мы из их диалога?
(Ягнёнок обращается к Волку почтительно, называет его «светлейший Волк», «светлость», говорит:«гневаться напрасно он изволит», «когда позволит», «осмелюсь я донесть»)

12.Да, всё это подчёркивает их неравное положение. Ягнёнок испуган, голос его дрожит, но к концу первой реплики он собирается с духом и осмеливается доказать свою правду Волку. Ягнёнок верит в то, что можно всё объяснить, и, оправдываясь, забывает даже о всех почтительных титулах. Докажите это словами басни.
(«Помилуй, мне ещё и от роду нет году», «нет братьев у меня».)

14.Но в конце спора Ягнёнок понимает, что напрасно доказывает свою невиновность. Подтвердите словами текста!
(«Ах, чем я виноват?»-он произносит уже безнадёжно.)

15.А как ведёт себя в споре Волк?
(Хитрый, лицемерный, «делу дать законный вид и толк», грубый- кричит, говорит «наглец», «негодный», «нечистое рыло», «щенок»
Волк грубит, а говорит, что это делает Ягненок)

16.Почему он себя ведёт так?
(Он уверен в своей силе и безнаказанности)

17.Да, Волк циничен, он без стыда заявляет: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Какие глаголы помогают представить себе обозлённость Волка?
(Голову сорву, разведаюсь за их грехи, поволок, кричит)

18.Какой мы можем сделать вывод?
(Волк обвиняет, зная, что Ягнёнок ни в чём не виноват)

19.А почему растёт раздражение Волка, почему он злится?
(Ягнёнок ему возражает, а он этого не ожидал. Он хочет съесть Ягненка, а у него сразу это не получается)
20.Мог ли Волк сразу съесть Ягнёнка?
(Да)

21.Но если Волк сильный, зачем же он затеял спор со слабым, беззащитным Ягнёнком?
(Волк- лицемер, хочет найти оправдание себе «делу дать законный вид и толк» )

22.Кто же прав в этом споре?
(Правда на стороне Ягнёнка, он победил, но он беззащитен. А у Волка нет правды, но есть сила)

23.Да,волчья правда в словах: «Ты виноват уже тем , что хочется мне кушать». Это Волчий закон. А как автор относится к героям?
(Сочувствует Ягнёнку, возмущён серым Волком)

24.Так какова же основная мысль басни, которую мы называем моралью?
(У сильного всегда бессильный виноват)

24.1. Какая аллегория скрыта в образах Ягненка и Волка?
СЛАЙД - АЛЛЕГОРИЯ

25.Каких людей имел в виду Крылов, рисуя Волка и Ягнёнка?
(Волк-богатый человек, занимающий высокую должность, понимающий своё «право сильного» и пользующийся этим;
Ягнёнок- небогатый человек, а значит беззащитный, бесправный )


26.Ребята, в басне «Волк и Ягнёнок» раскрыта одна из основных тем творчества писателя- бесправие народа. А в каких произведениях, изученных ранее, звучит эта же тема, такая же мораль?
(«Снежная королева» Андерсена- Герда и разбойник, Снежная Королева и Кай,
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина- Царевна и Царица-мачеха)

27.Как Вы думаете, для чего Крылов осмеивает человеческие пороки, отрицательные стороны жизни?
(Для того, чтобы их исправить)

28.Какой вывод мы можем сделать после знакомства с басней?
(Басни хотя и смешны, но мораль в них серьёзна и поучительна)



Давайте проверим какие эпитеты вы записали

ВОЛК ЯГНЕНОК
голодный маленький
жестокий слабый
коварный глупый
злой наивный
наглый доверчивый
сильный беззащитный
грубый бесправный
жадный беспомощный
хитрый бессильный
лицемерный

Слово предоставляется членам творческой группы, которые составили новые слова с буквами из слов БАСНЯ, КРЫЛОВ.
Они также назовут ассоциации, которые возникают в связи с полученными словами

Я – КАЖДЫЙ ИЗ НАС
БАНЯ - ОЧИЩЕНИЕ
БАС - ГРОМКО
БАЯН – ПЕВЕЦ, СКАЗИТЕЛЬ, РАССКАЗЧИК
КРЫЛО – СВОБОДА, ПТИЦА
ЛОВ – ОХОТА, ОХОТНИК
ВОР – ВЗЯЛ ТО, ЧТО ПЛОХО ЛЕЖИТ
РЫЛ - ИСКАЛ
КРЫЛ - РУГАЛ
КОЛ – ПРЯМОЙ, ЧЕСТНЫЙ
ВОЛК – ЖЕСТОКИЙ, ЗЛОБНЫЙ
РОВ – ЯМА, ЛОВУШКА


Заслушав ассоциативный ряд мы понимаем, что эти новые слова помогают нам глубже понять смысл басен

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Мы познакомились с баснями Эзопа и Крылова “Волк и Ягненок”

СЛАЙД- ПОТРЕТ ЭЗОПА

В чем сходство и различие этих басен?
СХОДСТВО РАЗЛИЧИЕ
общий сюжет прозаическая форма – поэтическая форма
одинаковые герои нейтральная и эмоциональная лексика
(Эзоп – начал попрекать, сказал, отвечал)
Крылов – голову сорву, наглец, нечистое рыло
наличие морали у Эзопа Волк и Ягненок спорят на равных:
один обвиняет, второй отвергает
у Крылова Волк и Ягненок занимают разное
положение: один – господин, другой – слуга.
Отсюда – разная мораль
У Эзопа – конфликт зла и несправедливости
У Крылова – конфликт неравенства.

СЛАЙД СХОДСТВО-РАЗЛИЧИЕ

V. Итог урока

Басни написаны более 150 лет назад. Как вы считаете, зачем вам, детям XXIв., в век мобильной связи, компьютеризации изучать басни крылова?

(в наше время в нашем обществе есть человеческие пороки, поэтому басни Крылова актуальны для усовершенствования своих черт характера. Они помогают посмотреть на себя со стороны и избавится от недостатков)

Так о чем же басня “Волк и Ягненок”?

(Эта горькая правда о несправедливых порядках при царизме, где богатые люди безнаказанно расправляются с беззащитными, бесправными бедными людьми)

Созвучна ли басня Волк и Ягненок?

(ДА. Сейчас наша страна переживает кризис, и иногда бывает, что правда на стороне тех, у кого власть и деньги).

На кого их героев басни вы хотите быть похожими?

Я бы не хотел быть ни волком, ни ягненком, так как ягненок беспомощный, не может за себя постоять. Я считаю, что он даже немного глупый: начал разговаривать с Волком, а не убежал от него.
А Волк – грубый, жадный, лживый. Мне не нравятся такие люди.

VI. Домашнее задание

СЛАЙД

VII.Оценивание

Понравился ли вам урок? Довольны вы своей работой на уроке? Если да, то сдайте ассистенту фишки красного цвета, а если нет – синего цвета.

ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ

Стихотворением Исаковского, которое было написано к 100-летию баснописца мы завершим урок.


Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.


Урок закончен, спасибо
СЛАЙД



Ассистенты сдайте, пожалуйста, работы “”

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815