Презентация по литературе Иван Андреевич Крылов


Иван АндреевичКрылов Иван Андреевич Крылов (13 февраля 1769 - 21 ноября 1844) - русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия), хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. «Бессмертные творения Крылова любимы с каждым годом всё сильней». Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье скромного армейского офицера. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, в течение долгих лет служил рядовым солдатом, затем ротным писарем, сержантом. Не имея ни состояния, ни покровителей, он с трудом достиг капитанского чина. В 1751 году А. П. Крылов был зачислен рядовым в драгунский полк, стоявший тогда в Оренбургской губернии. Во время восстания Пугачева отец будущего баснописца уже в капитанском чине принимал участие в военных действиях, а маленький сын его находился с матерью в осажденном Оренбурге. В 1775 Андрей Прохорович Крылов вышел в отставку с военной службы и поступил на место в палату уголовного суда Тверского наместничества. Семья постоянно нуждалась, к тому же отец вскоре умер (1778). Крылов из милости учился у домашних учителей семьи Львовых, брал уроки французского языка у гувернера детей губернатора.С отрочества будущий писатель, помогая потерявшей кормильца семье, служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. В Петербург Крылов переехал в 1782 году с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. Крылову.  У Львовых и у драматурга Якова Борисовича Княжнина, Иван Крылов познакомился практически со всем кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и русский поэт Гаврила Романович Державин с женой, покровительствовавшей его. В Петербурге Крылов увлекается театром. Ведь в 1782 году на русской сцене поставлен был "Недоросль" Фонвизина, шли комедии Княжнина, Сумарокова, Аблесимова и других русских авторов. Крылов становится постоянным посетителем театра и сам пробует свои силы в драматургии.   В год переезда в Петербург им написана начатая еще в Твери комическая опера в стихах "Кофейница", в которой при всей ее незрелости сказались жизненная наблюдательность автора, его несомненная литературная одаренность.  Вслед за "Кофейницей" Крылов написал две трагедии из древнегреческой жизни ("Филомела" и не дошедшая до нас "Клеопатра"), которые, однако, не попали на сцену. Видимо, их вольнолюбивый характер, тираноборческие мотивы испугали царскую цензуру.  Разочаровавшись в возможности увидеть свои пьесы на сцене, Крылов порывает с театральными кругами и обращается к журнальной деятельности. С 1788 года начинается его сотрудничество в журнале И. Г. Рахманинова "Утренние часы". Журнальная и литературная деятельность Крылова в эти годы необычайно разнообразна. Он выступает и как лирический поэт, и как сатирик, и как журналист.  Журнал был запрещен (последний выпуск вышел в марте 1790) из-за усилившихся строгостей по причине революции 1789 во Франции. Вместе с Дмитревским, Плавильщиковым и драматургом Александром Ивановичем Клушиным в 1791 году Иван Крылов основал книгоиздательскую компанию, которая при содействии Рахманинова в 1792 выпустила журнал «Зритель», в 1793 — «Санкт-Петербургский Меркурий». Здесь он также выступал обличителем поврежденных нравов общества, но уже в более мягкой форме, от сатиры перешел к морализаторству. Открыла компания и свою книготорговую лавку. Запрещен журнал был из-за общих цензурных строгостей, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица. В 1794 году Крылов переехал в Москву. В 1797 Иван Андреевич поступил личным секретарем к генералу князю Сергею Фёдоровичу Голицыну. После внезапной опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 года был компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их друзьям. С октября 1801 по сентябрь 1803 года Крылов был правителем дел канцелярии Голицына, назначенного генерал-губернатором Лифляндии после воцарения Александра I. Первая публикация басен Крылова («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») состоялась в 1805 году. Это были переводы из Лафонтена. В 1806 Иван Андреевич переселился в Петербург, где участвовал в постановке своих пьес. Он стал завсегдатаем салона Алексея Николаевича Оленина, под его началом служил в 1808-1810 годах в Монетном департаменте, с 1812, когда Оленин стал директором Публичной библиотеки, Крылов был назначен помощником библиотекаря, с 1816 — библиотекарем с квартирой при библиотеке.  9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге. Крылов обратился к басне как к самому народному, доходчивому жанру. Когда его как-то спросили, почему он пишет именно басни, Крылов ответил: "Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети". Басня издавна являлась жанром, особенно близким народной поэзии и имевшим прочную традицию в русской литературе. Ее связь с народными пословицами и поговорками, простота и ясность образов, народная мудрость ее морали - все это делало басню особенно любимой народом.  В гостях у дедушки Крылова «Филомела» «Клеопатра» «Кофейница» «Дуб и трость» Назовите первое литературное произведение И.А. Крылова. Сколько басен было написано И.А. Крыловым? 100 300 400 200 Как называется приём наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека? Гипербола Метафора Олицетворение Сравнение Узнай басню по иллюстрации. «Квартет» «Ворона и лисица» «Волк на псарне» «Стрекоза и муравей» «Лебедь, рак и щука» Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдёт,И выйдет из него не дело, -------- ---------.Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с поклажей воз взялисьИ вместе трое все в него впряглись;Из --------- лезут вон, а возу всё нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвётся в облака,Рак пятится назад, а Щука --------- в воду.Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;Да только воз и ныне там. Заполни пропуски и укажи название басни. только мука, кожи тянет Басня «Стрекоза и муравей» Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Какова же мораль этой басни? Не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом. Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.Вороне где-то бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала.На ту беду, Лиса близехонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр, -Лисицу сыр пленил,Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводитИ говорит так сладко, чуть дыша:"Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие перышки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись!Что ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица,Ведь ты б у нас была царь-птица!"Вещуньина с похвал вскружилась голова,От радости в зобу дыханье сперло, -И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во все воронье горло:Сыр выпал - с ним была плутовка такова. Басня «Ворона и лисица» Соотнеси черту характера и ее владельца. Глупая Хитрая Находчивая Остроумная Доверчивая Басня «Волк на псарне» Басня Крылова Волк на псарне – патриотическое произведение о значительных исторических событиях 1812 года. Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон, но даже подробное знание и понимание истории со сравнением поведений этих личностей не покрывают полностью глубокую мораль басни Волк на псарне.В басне Крылова много внимания уделено передаче живописности всех картин и настроений участников. Тревога на псарне взбудораживает использованием ярких и образных выражений: «псы рвутся на драку»… Причем особенно четко описана опасная хитрость волка и изворотливость: «Я пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Автор очень легко передает ум Ловчего, которому и так понятно лицемерие волка в попытке спасти свою шкуру. Ловчий не дослушивает его, а произносит слова, ставшие началом морали: «Ты сер, а я, приятель, сед».Мораль басни не перестает быть актуальной, потому как борьба с любым коварным врагом сложна, но необходима. Как И.А. Крылов называл волка в басне? Серый Сват и кум Хитрец Забияка Сосед Злодей Вор Наглец Братец Басня «Свинья под дубом» Действующие лица басни:1. Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.2. Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.3. Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни «Свинья под дубом». Какая пословица отображает мораль басни «Свинья под дубом»? Не руби сук, на котором сидишь Чего в голове нет, того к ушам не пришьёшь Беда глупости сосед В пустой бочке много звону Велик телом, да мал делом Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались,В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский