Конспект занятия Путешествие в сказочную страну (подготовительная группа)


МБДОУ детский сад № 9 «Зорюшка» х. НиколовкаВоспитатель 1-й квалификационной категории Кравцова В.А
Конспект игры –путешествия «Путешествие в сказочную страну»
Подготовительная группа
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Раздел программы «Безопасность в быту» Тема «Пожароопасные предметы. . Электрические приборы»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Программные задачи: - образовательные :- обобщить знания детей о пожароопасных предметах, о бытовых электрических приборах , их назначении и правилах безопасного обращения. Активизировать умение анализировать проблемную ситуацию, выявлять суть проблемы, при помощи воспитателя определять пути её решения. Расширять представления о том, где «живёт» опасное электричество и как оно помогает человеку. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления не опасного, статического электричества. Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов.
Развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. способствовать развитию осторожности, внимательном отношении к окружающим предметам, развивать речевую и мыслительную активность, воображение (игры на развитие системного мышления-ТРИЗ)
Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к экологии Земли, об экономии электроэнергии. воспитывать умение работать в коллективе, желание помогать, проявлять отзывчивость.
Материалы и оборудование: - карточки к игре «Подбери пару», верёвка с узелками для физминутки, детская игрушка на батарейках, оборудование для экспериментов :-воздушный шар, шерстяная вещь, предметы из пластмасса, пенопласта, пёрышко, расчёска. Компьютерная презентация «Электростанции», «Правила обращения с электрическими приборами». «Чудо-дерево»-макет, раскраски «Электрический прибор», компьютерное изображение сказочных героев К.И Чуковского.
Предварительная работа : беседы по теме «Добрые помощники», «Как беречь свет?», составление рассказов на тему:- «Почему случился пожар», экскурсия на прачечную, кухню, отгадывание загадок, просмотр мультфильмов, чтение рассказов , сказок по теме «Безопасность»
Ход игры-путешествия
Мотивационно-ориентировочный этап: Ситуация :Воспитатель показывает конверт, на котором большими буквами написано слово «SOS». Сообщает о значении этого символа-кто-то просит о помощи. Достаёт фотографию героев сказок К.И Чуковского. Что случилось с героями сказок ?-(предположения детей.)
Воспитатель предлагает отправиться в сказочную страну и узнать более подробно о сложившейся там ситуации. Вопрос : На каком виде транспорта можно отправиться в путь (предложения детей)
Детям предлагается отправиться в путь на паровозе(показ игрушки)
Проблемная ситуация-паровоз не едет. Способы решения – поставить батарейку. Вопрос: - Что за сила скрывается в батарейке, которая приводит в движение механизм игрушки.(Предположения детей) Вывод:- Когда мы поставим батарейку в предназначенное для неё место, то через механизм игрушки пойдёт электрический ток и приведёт её в движение. – Ребята, вы можете поставить батарейку в игрушку, это не опасно? Вывод:-электрический ток в батарейке изолирован и имеет малый заряд, для детей не опасен. Но правила безопасного обращения с этим предметом надо соблюдать - нельзя брать предмет в рот. (Батарейку вставили в игрушку, она заработала, под музыку дети отправились в сказочную страну).
Презентация «Сказочная страна». Детям предлагается сесть у экрана телевизора и посмотреть слайды презентации (отрывки из сказок К.И Чуковского).
Слайд №1 «Мойдодыр» («он за свечку, свечка в печку»)
Слайд №2 «Телефон» («у меня зазвонил телефон…»-провод телефона неисправен»).
Слайд №3 «Путаница». Предложить детям прочитать отрывок из этого произведения
_ А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Вопрос:- Что лисички сделали неправильно? (ответы детей). Почему они это сделали?-предположения детей. Подвести детей к выводу о том, что надо объяснить героям сказок и всем читателям как правильно обращаться с огнеопасными предметами. Постановка цели занятия: помочь сказочным героям.
Поисковый этап: составление плана. –Ребята , какую помощь мы можем оказать сказочным героям-(предположения детей - рассказать об огнеопасных предметах, которые могут вызвать пожар-электрические приборы , спички, зажигалки, угли в печи, зажжённые свечи; показать их на картинках; научить правилам безопасного обращения).
Практический этап занятия: Предложить детям различные варианты реализации плана (задания)
-Посмотрите, друзья, здесь Чудо-дерево растёт!
(Предложить прочитать отрывок из произведения )-Как у наших у воротЧудо-дерево растёт.
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Дидактическая игра «Подбери пару» Объяснить детям, что они уже приступили выполнять намеченный план работы. Необходимо выполнить задания
Задание 1-й подгруппе
Воспитатель:-Не листочки, не цветочки , а красные круги с Чуда –дерева снимите, и сюда все подойдите. (Дети 1-й подгруппы снимают красные круги, на которых помещены изображения огнеопасных предметов-электрические приборы-холодильник, стиральная машина, пылесос, швейная машина, вентилятор) Вопрос –расскажите , что изображено на круге. (ответы детей)- От чего работают эти приборы?-От электричества. Как их можно назвать?-Электрические приборы. Какие ещё электрические приборы вы знаете?-отвечают все дети (светильник, телевизор, миксер, чайник, кофемолка и др.). Эти приборы нужны человеку?-Да, нужны.
Задание 2-й подгруппе
-К Чудо-дереву подойдите, синие круги снимите, и сюда все подойдите.
-Посмотрите , что изображено на вашем круге(порванная вещь, продукты, ковёр, солнце, грязная рубашка), какой электрический прибор вам необходим? Найдите пару и объясните свой выбор. Дети находят пару картинке и дают ответ (Мне нужна стиральная машина , чтобы постирать рубашку; чтобы не испортились продукты, положу их в холодильник; порванную вещь отремонтирую на швейной машине; пылесос поможет мне вычистить от пыли ковёр; вентилятор нужен в сильную жару, он освежает воздух). Друзья , наши сказочные герои теперь знают, какие электрические приборы нужны человеку. Давайте теперь объясним им . где находится электрический ток ? (предположение детей-в проводе, в розетке) .-А как он туда поступает мы сейчас посмотрим. Компьютерная презентация «Электростанции». Рассказ воспитателя:- маленькие частицы-электроны - электрический ток, вырабатывают на электростанции .Слайд №4-тепловая электростанция - ТЭС
Слайд №5-гидроэлектростанция - ГРЭС
Слайд №6 – атомная электростанция - АЭС
Слайд №7 – ветряные электростанции
Слайд №8 – солнечные батареи
Вывод: Электрический ток очень опасен , но он так необходим нам. Современный человек не может обходиться без света, без электрических приборов, заводы и фабрики бы не работали, не ходили бы троллейбусы на городских улицах.
Физминутка: Игра –«Ток бежит по проводам» Дети перехватывают правой и левой рукой узелки на верёвке, под текст воспитателя:
- Ток, бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос-
Ток энергию принёс.
ТРИЗ –игра «Что может светить» (дети передают сверкающий мяч друг другу, называют объекты, которые могут светить : солнце, звезда, костёр, лампа, светильник, фитиль, светлячок, свеча и др.)
Воспитатель предлагает детям рассказать, как можно экономить электричество. (ответы детей-выключать днём свет, не включать сразу несколько приборов, использовать энергосберегающие лампочки).
Дети садятся на стулья. –Итак, друзья, мы решили три задачи нашего плана: мы рассказали об электрических приборах, откуда поступает электрический ток и как экономить электроэнергию . Теперь наша задача рассказать сказочным героям, как нужно обращаться с огнеопасными предметами, чтобы никогда не случилось беды: не возник пожар, никого бы не ударило током.
Компьютерная презентация «Правила обращения с пожароопасными предметами».
Воспитатель показывает слайды, помогает детям сформулировать правила.
Слайд №9- « Нельзя брать спички, уголёк в печи» Вопрос :-Что может случиться?-Пожар.
Слайд №10- «Нельзя детям без взрослых пользоваться электроприборами». Почему? (рассуждения детей)
Слайд №11 «Нельзя вставлять в розетку предметы»-Что может произойти?-Ударит током.
Слайд №12 «Нельзя трогать электроприборы мокрыми руками». Может ударить током
Слайд №13 «Нельзя тянуть руками электрический провод, выключая электроприбор»
Слайд №14 «Выключи все электроприборы, уходя из дома»
Слайд №15 «Не подходить к оголённым проводам».
Слайд №16 «Не оставлять без присмотра включенные электроприборы»
Все эти правила мы должны знать и взрослым напоминать, тогда электрический ток будет нашим помощником и другом.
Итог работы:-Друзья! Мы решили с вами все задачи нашего плана. Помните, что электричество очень опасно, с ним играть нельзя! (Слайд 17)
Дополнительная исследовательская деятельность «Доброе, безопасное статическое электричество»
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что существует неопасное электричество, оно тихое, и доброе, оно живёт среди нас, в наших волосах и в нашей одежде. Это статическое электричество, и с ним можно играть. На нашем дереве остались предметы. Возьмём обыкновенный воздушный шар и превратим его в волшебный. (Сначала шар прислонить до стены, он не притягивается к ней, затем потереть шаром о волосы и повторить эксперимент-притянулся)
Вывод: Когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, значит в волосах живёт электричество. Когда вы расчёсываете волосы, то они тянутся за расчёской , электризуются.
Но не только в волосах есть электричество, но и в вещах. Возьмите полоску бумаги и разорвите её на мелкие кусочки, поднесите к ним предмет , который лежит у вас на столе, Что происходит? Ничего. А теперь потрите предмет о свою одежду, и повторите этот эксперимент. Что произошло?-Притянулись. Действует статическое электричество. Оно доброе и не опасное. Вы можете проводить эксперименты дома и в детском саду.
Рефлексивно-оценочный этап : Скажите, ребята, мы помогли сказочным героям, выполнили с вами разработанный план? Как мы это делали? (Рассказывали об электрических приборах, узнали откуда берётся электрический ток, как правильно обращаться с огнеопасными предметами). Как вы думаете, вам пригодятся эти знания в вашей жизни? Как вы будете их применять? (ответы детей) Я желаю вам, ребята, внимательно относиться к своей безопасности, и безопасности окружающих вас людей. Нам пора возвращаться в детский сад. Дети «едут» на «паровозике» в детский сад. Воспитатель предлагает детям рассказать о своих впечатлениях родителям, друзьям, вручает им картинки-раскраски «Электрические приборы» .