«Развитие творческих способностей учащихся на уроках ИЗО как средство реализации ФГОС ООО и НОО»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» (МАОУ СОШ №19)
Мытищинский муниципальный район







Доклад на тему:
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках ИЗО как средство реализации ФГОС ООО и НОО»






Составитель: Степина Екатерина Николаевна,
учитель ИЗО







2016

Современная педагогика переживает «всеобщую стандартизацию»: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Стандарты предъявляют новые требования к педагогам и учащимся, меняют акценты в системе взаимоотношений «ученик-учитель-общество-государство», вводят новые понятия.
Эффективным средством формирования творческой личности являются занятия изобразительным искусством с раннего детства. Наиболее благоприятным (сенситивным) периодом для развития творческих способностей считается старший дошкольный и младший школьный возраст (от 5 до 10 лет). Об этом говорится в исследованиях отечественных психологов
Важнейшим фактором обучения детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Нужно окружить ребенка такой средой и такой системой обучения, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Кроме того, для формирования и развития способностей необходим особый характер творческого процесса, который требует максимального* напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до высшего уровня своих возможностей.
Педагогу важно заметить творческие проявления ребенка, помочь их реализовать, открыть новые горизонты возможностей, заинтересовать, вдохновить. Необходимость развития, в первую очередь, внутренних, психических процессов (восприятия, внимания, памяти, творческого  воображения  фантазии, логики) подчеркивается многими учеными,
Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований в области изобразительного творчества учащихся, недостаточно разработаны вопросы о взаимосвязи личности ребенка и творчества, о развитии творческих способностей детей в возрасте от 5 до 10 лет, о создании педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей, о возможностях дополнительного образования, о роли родителей в творческом развитии детей. Исследования показали, что наиболее творчески одаренные дети «звездочки», не всегда становятся более успешными в школе. Педагоги в большинстве своем не могут (или не хотят) разглядеть в этих детях творческое начало, для некоторых из преподавателей творчество не является ценностью, по сравнению с исполнительностью. Организация школьного пространства не предоставляет таким детям возможностей для полноценной самореализации.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу под редакцией Б. Н. Неменского. Данная программа является рекомендованной для средних школ и предлагает использование методов развивающего обучения. Основу её составляет курс “Изобразительное искусство и художественный груд 1-9 классы”. Формирование творческих способностей для самых различных видов деятельности должно стать приоритетной задачей современной школы.
Главным помощником в творчестве является учитель. Очень важно, чтобы ученики верили своему учителю, для этого он всегда должен быть искренним и справедливым, должен любить и уважать учеников., помнить, что в каждом есть свое «зерно», долг учителя – помочь сбросить шелуху и раскрыть «зерно» таланта терпеливо и настойчиво. Труд этот нелегкий и подчас неблагодарный, но необходимый. За то немногое время, что отведено в общеобразовательной школе изобразительному искусству, учащихся научить в должной мере грамоте рисунка, композиции, живописи и скульптуре, невозможно. А вот развитие творческих способностей – это основанная задача учителя изобразительного искусства. Постепенно из урока в урок у ребят пробуждается интерес к искусству, возникают условия для развития художественных способностей, о существовании которых у себя многие дети даже не подозревают. И пусть они не станут художниками, но искусство всегда будет для них источником радости.
На своих уроках я не требую от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развития их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п. поэтому одни ученики сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают их в средства художественной деятельности. Другие достигают этого позже. Опасно по результатам удачных и неудачных проб поспешно разделять учеников на способных, середняков и не способных. Склонности и интересы у детей еще не определены и еще не раз будут меняться. Способности же к какому-либо виду художественной деятельности есть у каждого, но они еще, возможно, не проявились. Именно поэтому необходимо знакомить детей со многими различными видами, жанрами и технологиями художественной деятельности.

Техники нетрадиционного рисования

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность   продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Большую роль в развитии коммуникативной компетенции играет развитие творческих способностей учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Поэтому на уроках рисования  использую  творческие задания, используя разнообразные материалы и техники.
Сколько  бывает ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, и сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами мы обогащаем уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают учеников тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о их настроении, о том, что  радует, и что  огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
1.     Способствует снятию детских страхов
2.     Развивает уверенность в своих силах
3.     Развивает пространственное мышление;
4.     Учит детей свободно выражать свой замысел;
5.     Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
6.     Учит детей работать с разнообразным материалом;
7.     Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,          
 цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
8.     Развивает мелкую моторику рук;
9.     Развивает творческие способности, воображение и  полёт  
   фантазии.
10.            Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования:
Печать(штамповка).
 Метод печатания или штампа  позволяет  использовать разнообразные предметы и материалы(можно делать штампики из сырого картофеля, вырезая нужную форму). Мы опробовали штампование листьями и сухоцветами. Осенью  можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. Ученики  дорисовывали детали кистью – стволы деревьев, травинки.



Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток.
Этим методом можно нарисовать падающий снег, цветы украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.


Кляксография
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.


Раздувание краски
Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.


Монотипия
Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.




                          Ниткография – «Рисование» нитями
Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей с   синдромом гиперактивности считаю метод ниткографии. Возьмем нитки 25-30 см, окрасим их в разные цвета, выложим на одной стороне сложенного пополам листа, как захочется. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Не снимая ладони с бумаги, другой рукой осторожно выдергиваем одну нитку за другой. Разворачиваем лист... А нитки-то волшебные!


Вместо кисточки  ладошка!
Нальем в блюдце краску и макнем туда ладошку  вот и получилась «рука-печать». А может, раскрасим ладонь кисточкой в разные цвета? Кажется, одной ладошки маловато? Добавим разноцветные пальчики, главное  смелее!

Рисование по мятой бумаге.
  Сомнем лист, расправим. Покроем краской. Подсказка готова! Проступившие на листе линии помогут увидеть сюжет.



Фотокопия – рисование свечой.
Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок.  Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки
Пример рисунка в технике фотокопия «Морозный узор»  и другие.







Мыльные пузыри.
Смешиваем гуашь, жидкое мыло и воду. Опускаем в смесь трубочку для сока и дуем. На получившиеся мыльные пузыри осторожно накладываем лист бумаги. Получились удивительные отпечатки.  Дети угадывают, на что они похожи.
Испытывая трудности в общении,  ученики с помощью рисунка передают свое настроение и благодаря  работе разными приёмами и способами  радуют всех своими   рисунками.
 Дети  в восторге, когда в результате рисования  губкой, нитками, трубочкой возникают удивительные образы на работе. А когда после небольшой игры рисунки высохнут, и ребята дорисовывают недостающие детали,  перед глазами предстанет целая картина - радости нет  предела. 



«Набрызги по трафарету»
Для техники набрызгивания в продаже имеются специальные фломастеры, так же, можно использовать краски, разбрызгивая их с помощью щетки, на область ограниченную трафаретом.



Аппликация:
«Обрывная аппликация».
Аппликация выполняется как обычно, только все элементы выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук.

«Квиллинг» (бумагокручение).
 Длинные и узкие полоски бумаги скручиваются в спиральки с помощью зубочистки (или подобного предмета). Форму спиральки видоизменяют до необходимой, таким образом, получаются детали разных форм, из которых и составляются композиции, которую склеивают на клей ПВА.

«Аппликация из природного и подручного материала»
(листьев, семян, веточек, круп и макарон и т.д. Этот вид аппликации очень разнообразен в выборе материалов. Аппликация может являться единственным содержанием картины или быть ее частью, фоном.

«Коллаж».
Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. На уроке ребята сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему. Такие коллажи могут в последствии служить прекрасным наглядным материалом.
«Лоскутный коллаж».
Текстильный коллаж строится на переработке техники и тематики лоскутного шитья (пэчворка), отличие в том, что детали не сшиваются, а раскладываются и приклеиваются на основу или фон. Необходимо вырезать из ткани нужные элементы, желательно с подходящими фактурами и цветами и приклеить на картонную основу.

Техники пластилиновой живописи:
«Нанесение пластилина на картон».
 Пластилин наносился на картон, используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

«Нанесение рисунка на пластилин».
 На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

Общим для нетрадиционных техник является возможность учителя познакомить детей с разнообразием художественных материалов и приемами работы с ними, создать условия, где учащиеся должны самостоятельно мыслить, выразить свои чувства, переживания, эмоции, настроения. Существующие нетрадиционные техники не только тренируют руки, мышление и воображение, но и могут служить для выплеска и снятия эмоционального напряжения, тревожности.
А так же для развития художественных способностей на уроках изобразительного искусства, я считаю, целесообразно внедрение ИКТ. Так как каждый урок программы ИЗО построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменит учителя, а только дополняет его.
В результате, я определила формы применения компьютерных технологий на уроках ИЗО:
Использование медиа - ресурсов как источника информации;
Компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
Организация проектной деятельности учащихся.
Медиа ресурсы как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки. Но использование дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.
Применение компьютерных технологий может осуществляться не только учителем при подготовке и во время урока, но и учениками в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов и т.п. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:
знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
широко использовать показ репродукций картин художников;
демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
«посещать» крупнейшие  музеи мира;
прослушивать записи песен;
активизировать учебный процесс.
 А также очень хорошо применять методы коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Подводный мир», «Бал во дворце» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты
Хороши и Интерактивные методы: Метод «Инфо-угадайка» , Метод «Мозговой штурм», Метод «Кластер», Метод «Игра чистая доска», Метод «Шапка вопросов», Метод «Живая газета», Метод «Игра кто больше», Метод «Мини проект», Метод «Экспертный лист», «Музейный стенд», «Музей одного произведения»,
Самой большой наградой для учителя, является успех ученика. Анализируя опыт работы, было выявлено, что дети любят заниматься творчеством. Большинство учащихся усваивают полученные знания по изобразительному искусству на «4» и «5». В результате применения данного опыта наблюдается динамика роста не только в качестве знаний учащихся, но и проявление желания участвовать в конкурсах и выставках.
Так же помогает развивать творческие способности детей проводимый мною кружок “Декоративно Прикладного искусства”, где я стараюсь дать детям больше творческой свободы. Ребята с удовольствием в нём занимаются.























Картинки по запросу рисуем листьямиРисунок 1Картинки по запросу рисуем листьямиКартинки по запросу рисование методом тычкаРисунок 2Картинки по запросу рисование методом тычкаКартинки по запросу кляксографияРисунок 3Картинки по запросу кляксографияПохожее изображениеРисунок 6Похожее изображениеКартинки по запросу рисование по мятой бумагиРисунок 8Картинки по запросу рисование по мятой бумагиКартинки по запросу рисование мыльные пузыриРисунок 10Картинки по запросу рисование мыльные пузыри