Презентация на тему: Разговорный стиль


Разговорный стиль Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты. В какой сфере общения используется каждый из них? Из выступления А.А. Ахматовой по ленинградскому радио в конце сентября 1941 г.«Мои дорогие сограждане, матери, жёны и сёстры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при самой мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом – в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием. Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским. Эта вера крепнет во мне, когда я вижу ленинградских женщин, которые просто и мужественно защищают Ленинград и поддерживают его обычную, человеческую жизнь»  Протокол заседания ЦК РСДРП(б) от 21 октября (3 ноября) 1917 г.Присутствовали: Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Сталин, Иоффе, Сокольников, Муранов, Милютин.1) Доклад о Северном фронте.Тов. Свердлов сообщает о положении дел на Северном фронте.2) Петроградский Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов.Тов. Дзержинский о полной дезорганизации в Исполнительном комитете, предлагает обязать всех членов Исполнительного комитета – большевиков непременно работать в Исполнительном комитете или выйти оттуда.Постановлено: ввести в Исполнительный комитет для работы тт. Володарского, Юренева, Милютина, Скалова, Пахомова, Зорина, Дзержинского, Сталина, Лашевича, Иоффе.Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты. В какой сфере общения используется каждый из них?   Из книги Д.Э. Розенталя «Как лучше сказать?».Таким образом, наряду с вариантами нормы, возникающими в хронологическом плане (старые и новые варианты), сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей (книжные и разговорные варианты). Остаётся добавить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые – с разговорными.Наличие вариантов нормы, наличие двояких форм для выражения одного и того же языкового явления обогащает язык, создает возможности более точного оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном случае должен быть обоснован, должен быть стилистически оправдан.Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты. В какой сфере общения используется каждый из них?  Из магнитофонных записей разговора. – Ну чего же тебе рассказать-то. В деревню люблю ездить. Отдыхаешь душой и телом. То в огороде покопаешься. То сорняки повыдёргиваешь. А когда молодой-то был, на велосипеде катал сестру свою. Вот. А ещё мы вечером любили в бадминтон играть. Ага. Я ей в руки стараюсь, а она то влево, то вправо пуляет. Я и бегаю туда-сюда за этим, за ракеткой маленькой, волан. А ты играла когда-нибудь в бадминтон?– Угу.– А ещё рыбачить люблю. Я часто ходил на озеро. На старицу.– Куда?– Это река вот раньше протекала. А потом нашла свое место.– То есть это новое русло и есть старица?– Нет, старое. Там рыбы много было. Щук навалом.Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты. В какой сфере общения используется каждый из них? Из рассказа И.А. Бунина «Последнее свидание».В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж – и лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мёртвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою...Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты. В какой сфере общения используется каждый из них? Даны фразеологизмы. Определите их стилистическую принадлежность.Подберите синонимческие фразеологизмам слова или словосочетанияБросать слова на ветер, входящие и исходящие бумаги, взять под стражу, внести вклад, вылететь в трубу, довести до сведения, дурью маяться, ждать-пождать, заключить в объятья, левый заработок, надуть губы, отдать Богу душу, очная ставка, покрыто тайной, прокладывать дорогу, протянуть ноги, раскинуть мозгами, сделать карьеру, стереть с лица земли, уйти из жизни, граждански долг, хранить как зеницу ока, дамоклов меч, бить баклуши, прибавочная стоимость, узы дружбы, возыметь действие, особое мнение. Определите значения просторечных слов, замените литературными.Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить. Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам: 1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент, зачетка, Прочитайте слова и определите их стилистическую принадлежность. Выделите морфемы.Водица, кисонька, дождик, бродяга, достоинство, болтун, беленький, толстенный, сестрица, ножик, говорунья, билетерша, ночевка, кусачий, нарвать, лгунишка, голосище, развесёлый, премиленький, добряк, дворняга, старичьё, сорвиголова, головушка, светёлка, нисходить, вышел из дому, Выделите в составе синонимов общеупотребительные, книжные, разговорные слова. Какие из членов синонимического ряда относятся к внелитературным элементам (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова)? а) Бессмысленный, глупый, дурацкий, идиотский;б) бить, избивать, колошматить, лупить, мутузить, дубасить, костылять;в) болтун, балаболка, пустобрёх, трепач, трепло;г) дорога, путь, стезя;д) думать, мыслить, мозговать, кумекать;е) местный, здешний, тутошний;ж) свергнуть, низвергнуть, низложить, свалить, сбросить;з) сильный, мощный, могучий, могутный, дюжий;и) печалиться, кручиниться;к) лоб, чело;л) губы, уста;м) палец, перст. Составьте предложения, в которых уместно были бы употреблены характерные для разговорного стиля союзыа) да и;б) а не то;в) не то.., не то;г) не так чтобы;д) нет бы;е) не так чтобы..., а (но). Прочитайте отрывок из записи разговора. Докажите, что он относится к разговорному стилю. Попробуйте записать содержание этого разговора, используя нормы письменной речи.Шо-то помню чё-то такое вот. Так. Теперь на этом месте, где наш дом, там же, вот это вот, где щас стоит, новое же здание... Ве... Верховного... суда... Российской Федерации, где новое... туда, в сторону, немножко... Ну угол-то как раз, как раз угол.... Улица Поварская щас. Опять назвали Поварской. А сюда – Ржевский. Вот угол, тут была церковь. И вот этот... и... этого ж дома не было. Было мале... маленьк... ну, небольшое здание. Туда. Дальше. Вот к церкви сюда. В сторону церкви. Докажите, что приведённый ниже текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?    Н. Вот, Михал Евгенич, вы много прожили здесь. Вот этот Арбат. Значит, вы помните эти места арбатские? Вот Собачья площадка... знаменитая.        М. А как же, ну, а как же!        Н. Наверно, играли там? В детстве?         М. На Собачьей? Мы не играли, а... проходили просто. Там керосинова ла-а-вка была. Да. Лавка была. Потом, по-моему, больница Морозова что ли.        Н. Угу.        М. По-моему, там. Где как раз мой дядя умер. Костя. Во время войны. Проведите риторическую игру «Знакомство». Представьте, что вы едете на автобусную экскурсию, а с вами рядом сидит незнакомый человек. Вам хочется с ним поговорить. Продумайте, как вы построите диалог, с чего начнете, какие темы будете развивать. Упражнение 1. Выделите в тексте лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности, характерные для разговорного стиляПетербург, 13 августа, понедельник/73Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовет. Обнимаю и целую непрерывно и благословляю. Я, Аня, все нездоров, нервы очень раздражены, а в голове как туман, все точно кружится. Никогда еще даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело. [...] Точно сон и дремота, и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной — вот что (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 29. Кн. 1. М., 1986. С. 2-9). Найдите разговорные и просторечные слова и обороты речи в приведенных ниже текстах. В чем своеобразие и художественно-стилистическое назначение их использования: в отрывке из повести А. Пушкина «Барышня-крестьянка».«...Небось, милая, — сказал он Лизе, — собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да нет, барин, — сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, — боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется». Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя, если ты боишься, — сказал он ей, — ты мне позволишь идти подле себя?» — «А кто те мешает? — отвечала Лиза, — вольному воля, а дорога мирская». — «Откуда ты?» — «Из Прилучина; я дочь Василья-кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). «А ты, барин? Тугиловский, что ли?» — «Так точно,— отвечал Алексей, — я камердинер молодого барина». Составьте план, который помог бы связно, полно, но в то же время немногословно рассказать о разговорной речи на основе данного текста. Трудные для вас части сообщения включите в план в виде тезисов.