Планирование курса «Функциональные разновидности русского литературного языка»

Планирование курса «Функциональные разновидности русского литературного языка»
________________________________________________________________________________________________________
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей»
д. Полевая, Курского района, Курской области
Смирнова Татьяна Александровна

Пояснительная записка

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ "Об образовании в РФ".
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по русскому языку.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.
Примерные программы по русскому языку, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004
Закон Курской области от 9 декабря 2013 года №121-ЗКО «Об образовании в Курской области»

Согласно действующему Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ и учебному плану МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области, рабочая программа для 10 класса рассчитана на изучение курса «Функциональные разновидности русского литературного языка» в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год.

Развитие языка и речи учащихся является одной из приоритетных задач, которая должна быть реализована в процессе преподавания курса русского языка в школе. Понятие «развитие речи» подразумевает такую организацию аналитико-синтетической языковой и практической речевой деятельности школьников, которая с помощью дидактических средств содействует целенаправленному развитию интеллектуально-речевых механизмов детей и подростков, выработке норм литературного произношения и правописания, стимулирует обогащение словаря и грамматического строя речи учеников, формирует умение воспринимать и создавать связные тексты, разнообразные по стилистической и жанровой принадлежности, структурно-языковой организации, целенаправленности, полноте и точности выражения мысли. Одним из путей развития речи школьников является их знакомство с основами функциональной стилистики, которая рассматривает речевые разновидности литературного языка, обслуживающие определённые сферы человеческой деятельности.  Представленный курс помогает преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению в 11 классе, так как результаты ЕГЭ свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает выполнение части С ЕГЭ.

Новизна программы:
В выделении дополнительных часов на уроки развития речи;
в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа текста;
в представлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий, выбранных с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников;
в акцентировании внимания рецензированию, редактированию текстов;
в систематизировании занятий для постепенного накопления следующих умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста;
в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой как учителя, так и учащихся. Всё, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.
Значимость данной программы состоит в овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевой культуры, формировании умений применять полученные знания на практике, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных с 5 по 8 классы; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистические задания, практические работы. С первого занятия учащиеся чётко представляют конечный результат: перед ними чётко сформулированы цели курса.

Цели данной программы:
научить создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
подготовить к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;
оказать помощь в формировании нравственной позиции;
способствовать интеллектуальному развитию;
воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.




Цели и задачи образовательной области и учебного курса.
Теоретические:
освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
Практические:
совершенствование коммуникативных умений;
поддерживать беседу и вести спор;
адекватно передавать содержание текста, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, определять авторскую позицию;
логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание;
совершенствовать и редактировать текст;
применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.
Воспитательные:
воспитание интереса и любви к русскому языку;
воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
воспитывать внимательного читателя, учит размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Принципы, на которых базируется программа:
учёт индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
научность, связь теории и практики;
наглядность;
систематичность и последовательность;
прочность полученных знаний;
активность и сознательность обучения;
базирование на межпредметных связях с литературой, историей, риторикой.
Применяемые технологии:
технологии исследовательской деятельности учащихся;
технологии проблемного обучения.
ИКТ-технологии
личностно-ориентированное развивающее обучение
здоровьесберегающие технологии
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
способен работать над разнообразной информацией;
может корректно выразить своё мнение по самым различным проблемам;
умеет аргументированно доказать собственную точку зрения;
может анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.


Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005
Критерии оценки
Параметры
Оценка
Дизайн презентации
- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации; - диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
- ссылки – все ссылки работают.
Средняя оценка по дизайну
Содержание
- раскрыты все аспекты темы;
- материал изложен в доступной форме;
- систематизированный набор оригинальных рисунков;
- слайды расположены в логической последовательности;
- заключительный слайд с выводами;
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
Средняя оценка по содержанию
Защита проекта
- речь учащегося чёткая и логичная;
- ученик владеет материалом своей темы.
Средняя оценка по защите проекта
Итоговая оценка
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.


Информационно-методическое обеспечение

1. Виноградов, В. В. Проблемы русской стилистики / В. В. Виноградов. – М., 1981.
2. Гольдин. В.Е. Речь и этикет. – М., 1983.
3. Дунаевская, О. В. Современная деловая речь / О. В. Дунаевская. – М., 1989.
4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1997.
5. Кожина, М. Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики / М. Н. Кожина. – Пермь, 1986.
6. Лариохина, Н. М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи / Н. М. Лариохина. – М., 1979.
7.«Обучение сочинениям. Развитие речи 5-11кл». Диск. Изд-во «Учитель»
8. Паневчик, В. В. Деловая переписка / В. В. Паневчик, С. В. Некраха, Н. В. Самоедова. – Минск, 2005.
9. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили. – М., 1982.
10. Рогожин, М. Ю. Справочник секретаря / М. Ю. Рогожин. – М., 2006. 
11.. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М., 1982.
12. Солганик, Г. Я. Лексика газеты / Г. Я. Солганик. – М., 1981.
13. Солганик Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи / Г. Я. Солганик. – М., 2005.
14. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2005.
15. Чуковский, К. И. Живой как жизнь / К. И. Чуковский. – М., 1976.
16. Шмелев, Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д. Н. Шмелев. – М., 1977.







Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Дата
план.
Дата
факт.
Тема занятия
Кол-во часов
Тип занятия
Элементы содержания
Формы контроля
Приме
чания

1.
7.09

3.09

Функциональные стили русского языка. Разговорная речь и язык художественной литературы. Функциональные разновидности современного русского языка.
1
Лекция. Беседа.
Дать понятие о стилистике. Знать основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика, функциональная стилистика, стилистика текста. Практическая стилистика (теория слова).
Выявление особенностей разговорной речи,языка художественной литературы и функциональных стилей.
Формирование умений дифференцировать признаки стилей русского языка.
Устный опрос. Сочинение-описание предмета, действия в разных стилях.


2.
14.09

10.09

Научный стиль. Сфера применения, функциональное назначение, стилевые черты. Особенности научно- популярного изложения.
1
Лекция. Беседа.
Формирование знаний о научном стиле, его применении в научных трудах, выступлениях. Расширение знаний о назначении и стилевых чертах. Знакомство со способами популяризации научной информации..
Анализ текстов. Тест.


3.
21.09

17.09

Лексика научного стиля. Особенности функционирования частей речи
1
Практикум.
Формирование умений дифференцировать лексические и морфологические признаки научного стиля.

Словарная работа.


4.
28.09

24.09

Синтаксические особенности научного стиля.
1
Лекция. Беседа.
Формирование умений определять особенности научного синтаксиса. Знакомство со способами определения научных понятий.


Самостоятельная работа, анализ текста.


5.
5.10

1.10

Жанры научного стиля.
1
Практикум.
Знакомство с жанровыми особенностями реферата, аннотации, тезисов, доклада, статьи, рецензии. Формирование умений создавать тексты данных жанров.
Создание текстов. Тест.


6-7
12,19.10

8,15.10

Лингвостилистический анализ текстов научного стиля.
2
Практикум.
Формирование умений анализировать текст научного стиля.
Анализ текста.


8.
26.10

22.10

.Сфера применения, функциональное назначение, стилевые черты официально-делового стиля.
1
Лекция. Беседа.
Формирование знаний об официально-деловом стиле, тумений определять отличительные черты текстов данного стиля.
Анализ текста. Тест.


9.
11.11

29.10

Лексика и фразеология официально-делового стиля. Формулы делового речевого этикета.
1
Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся.
Знакомство с терминологией, канцеляризмами, формулами делового речевого этикета.

Словарная работа. Взаимопроверка


10.
16.11

12.11

Морфологические особенности официально-делового стиля.
1
Практикум.Исследование текстов
Формирование умений определять особенности функционирования частей речи в текстах официально-делового стиля.
Анализ текстов. Словарная работа.


11.
23.11

19.11

Синтаксис официально-делового стиля. Жанры.
1
Практикум.
Формирование знаний о синтаксических особенностях и жанровых разновидностях официально-делового стиля.

Редактирование заявления, доверенности, расписки. Сочинение(закон).


12.
30.11

26.11

Лингвостилистический анализ текстов официально-делового стиля.
1
Исследование текстов.
Формирование умений анализировать текст официально-делового стиля.

Выводы, сделанные в ходе исследования текстов.


13.
7.12

3.12

Общая характеристика художественного стиля.
1
Лекция. Беседа.

Формирование знаний о сфере применения, функциональном назначении, стилевых чертах художественного стиля.
Анализ текстов.


14-16.

14.12
21.12
28.12


10.12
17.12
24.12


Лексические особенности художественного стиля. Богатство и выразительность слов русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Оксюморон. Средства художественной выразительности: метафора, эпитет, метонимия,
3
Лекция с элементами беседы. Работа со словарем.
Анализ поэтических текстов.
Формирование знаний о синкретизме языковых средств. Знакомство со средствами создания исторического и местного колорита, средствами индивидуализации языка персонажей. Дать понятие о выразительных средствах языка, о сходствах и различиях звуковой формы слов, о полном и неполном совпадении в звуковом облике разных слов и форм. Выработка умения находить тропы в произведениях.
Самостоятельная работа, анализ текста,
Тест.


17-18.
18.01
25.01

14.01
21.01

Синтаксические особенности художественного стиля. Фигуры речи. Анафора. Эпифора. Параллелизм. Антитеза. Градация. Инверсия. Умолчание. Риторическое обращение.
2
Лекция. Анализ текстов.
Формирование умений находить в тексте фигуры речи.
Практическая работа. Анализ текстов. Тест.


19.
1.02

28.01



Нормы русского литературного языка.
1
Лекция с элементами беседы. Анализ текстов.
Формирование знаний о нормах русского литературного языка, видах норм, их вариативности. Дать понятие о введении в текст ненормативных речевых явлений как средства создания образа, выразительных средствах языка, о сходствах и различиях звуковой формы слов, о полном и неполном совпадении в звуковом облике разных слов и форм.
Самостоятельная работа, анализ текста,


20-22.
8,15,
22.02
4,11,
18.02

Лингвостилистический анализ текстов художественного стиля.
3
Практикум. Анализ текстов.
Формирование умений анализировать текст художественного стиля.
Анализ текстов.


23.
29.02

25.02

Публицистический стиль. Общая характеристика.
1
Лекция с элементами беседы.
Формирование знаний о сфере применения, функциональном назначении, стилевых чертах публицистического стиля.
Тест.


24.
7.03

3.03

Лексические особенности публицистического стиля.
1
Практикум. Анализ текстов.
Формирование умений находить лексические средства публицистического стиля в текстах.
Анализ текстов.


25.
14.03

10.03

Синтаксические и пунктуационные средства публицистического стиля.
1
Лекция с элементами беседы. Практическая работа:
Формирование знаний о средствах синтаксиса и пунктуации для передачи эмоционального отношения автора.
Анализ текстов.


26.
21.03

17.03

Жанры публицистического стиля.
1
Лекция с элементами беседы. Практическая работа:
Формирование знаний о содержательных и композиционных особенностях заметки, репортажа, интервью, статьи.
Создание текста публицистического стиля.


27-28.
4,11.04

7,14.04

Лингвостилистический анализ текстов публицистического стиля.
2
Практикум. Анализ текстов.
Формирование умений анализировать текст публицистического стиля.
Анализ текстов.


29.
18.04

21.04

Разговорный стиль. Культура разговорной речи.
1
Лекция. Беседа.
Формирование знаний о сфере применения, функциональном назначении, стилевых чертах разговорного стиля.
Сообщение »Как мы говорим, что мы говорим».


30-32.
25.04
2.16.05

28.04
5,12.05

Орфоэпические, лексические, синтаксические особенности разговорного стиля.
3
Лекция. Беседа. Исследование текстов. Тест
Формирование умений определять стилевую принадлежность текста по его орфоэпическим, лексическим, синтаксическим признакам.
Тест. Разработка проектов.


33-35.
23,24.05
30.05
19,20.05
26.05

Защита проектов.
3
Устные выступления- защита
проектов.
Формирование умений создавать проект на заданную тему.
Редактирование и оценка проектов.

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15