Методическая рекомендация по ДПИ на тему: Декоративная композиция


ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Е.А.Янулявичене,
Преподаватель МБУ ДО ДШИ №6…..
Рисование не только даёт учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования.
В программу по рисованию включены задания по составлению узоров, оформлению альбомов, по декоративному оформлению помещений. Такого рода задания служат главным образом для пробуждения творческих сил и самодеятельности учащихся.
Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определённых правил и законов: соблюдение ритма, симметрии, графического сочетания цветов.
На уроках декоративного рисования дети учатся составлятьузоры, познают законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное искусство русского народа. От преподавателя рисования дети узнают, что художественное начало широко входит в производство, в наш быт.
Декоративное рисование должно быть тесно связано с рисование с натуры. При составлении узоров надо показать ученику как можно использовать формы природы: листья и цветы различных растений, животных, птиц – и как затем перерабатывать эти формы (стилизовать) в своих композициях.
Существенным моментом в декоративном рисовании является момент художественности, т.е. того, насколько ученик сумеет уловить красивое в природе и использовать в своей композиции. В связи с этим большое воспитательное значение имеет показ образцов народных орнаментов. Рассматривая и изучая узор какого-либо народа, ученик начинает понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоничное единство рисунка и цвета. У ребёнка начинает рождаться творческая инициатива, желание испробовать свои силы, чтобы так же, используя простые формы, создать красивый узор. Всё это приучает детей к творческой деятельности.
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны в зависимости от поставленной задачи.
В программе по декоративной композиции вопросу стилизации природных форм уделяется большое внимание, так как данные объекты всегда доступны и работа с ними помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Стилизованное изображение изучаемых объектов даёт возможность находить всё новые оригинальные способы отображения действительности.
Занятия по стилизации природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами.
В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот, и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него.
Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намёка на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность.
Предварительная эскизно-зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как выполняя натуральные зарисовки, ученик глубоко изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный подчерк в передаче выбранных мотивов.
Подытоживая хочется подчеркнуть, что творческие задания по декоративной композиции такого рода положительно воздействуют на учащихся, на их мысли и чувства, вызывая определённое мироощущение.

Литература:
1. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» - М.: Гуманитар, изд.центр ВЛАДОС, 2012
2. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» - М.: Просвещение, 1980
7.Программа конференции
Конференция включает пленарное заседание, работу секций, дискуссии, презентации, выставки, мастер-классы и круглые столы. В выступлениях может быть представлен опыт педагогической деятельности в сфере дополнительного/ общего/дошкольного образования в сфере искусства, презентация лучших педагогических практик.
Участники конференции, выступившие с докладами, получают именные сертификаты с темой выступления.
Слушатели – получают сертификат участника конференции,
Участники конференции, подавшие материал для публикации, получают сборник методических рекомендаций.
8.Оргкомитет конференции:
Председатель: Директор ГАУ ДО «Областная детская школа искусств» -Гаврилова Юлия Юрьевна тел: 88422 58-96-30
Методист: Петрова Татьяна Александровна - тел: 88422 58-96-32/89063928604
Зав.теоретическим отделением- Юдина Светлана Сергеевна- тел: 88422 58-96-32.
Приложение №1
к Положению о II Региональной научно-практической конференции,
посвященной 250-летию со дня рождения Н.М.Карамзина «Интеграция музыки и литературы в современном дополнительном образовании»
Заявка
на участие во II Региональной научно-практической конференции, посвященной 250-летию со дня рождения Н.М.Карамзина
«Интеграция музыки и литературы в современномдополнительном образовании»
1. Наименование образовательного учреждения 2. ФИО руководителя образовательного учреждения, контактный телефон. 3. ФИО участника, занимаемая должность 4 Форма участия (очная/заочная, очно-заочная) 5. Контактный телефон 6. Адрес для отправки сборника 7. Тема выступления/мастер-класса на секции/круглом столе 8. Тема методической разработки для публикации, количество страниц. Реквизиты для оплаты:

В назначении платежа указать «За участие в конференции»
Сумма: 300 рублей.
Перед оплатой взноса свяжитесь с организаторами конференции
89063928604/ 88422589632 Петрова Татьяна.